Временная ось эпохи Новейшего времени
1736 А. Монпелье вводит термин «рефлекс», понимая его в физическом смысле как зеркальное отражение. С этого времени понятие рефлекса становится общепринятым.
1801 Ф. Пинель выпустил трактат о душевных болезнях.
1860 Время творческой синтетичности. И.М. Сеченов.
закладывает основы физиологии и психофизиологии.
1879 Создание первой экспериментальной лаборатории по психологии В. Вундтом.
1900 Появление книг З. Фрейда «Психология сновидения» и «Психология обыденной жизни».
1901 Создание Э. Титченером теории структурализма. Предмет психологии – содержание сознания.
Начало проникновения феноменологии и экзистенциализма в психологию и психиатрию (Э. Гуссерль).
Появление Вюрцбургской школы (О. Кюльпе, Н. Ах и К. Бюлер).
1902 У. Джеймс впервые использовал термин «трансперсональное» (transpersonal) и рассматривает трансперсональные явления.
1906 О. Кюльпе начал экспериментальное изучение процесса мышления.
1907 Изучение динамики психических процессов и факторов, обуславливающих их ориентацию на определенную цель. Появление функционализма (У. Джеймс, Джон Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс).
1911 Л. Лопатин в своём труде «Положительные задачи философии» говорит о психологии, как философской науке.
1912 Публикация книги К. Юнга «Символы трансформации». Открытие К. Юнгом коллективного бессознательного.
Появление гештальт-психологии (М. Вертгеймер).
1913 Появление бихевиоризма (Д. Уотсон).
1917 Появление труда В. Франкла «Душа человека», в котором он говорил о необходимости обратиться к традиционному предмету психологии.
1920 А.Н. Леонтьев совместно с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия разрабатывают культурно-историческую теорию.
1928 В свет выходит труд М.Я. Басова «Общие основы педологии», впервые вводит понятие «деятельность».
1930 Зарождение индивидуальной психологии А. Адлера.
1936 Возникновение целостной концепции глубинной психологии (Дж. Хиллман).
1940 Появление гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард).
1949– Ж. Пиаже выпускает книгу «Введение в генетическую эпистемологию». Возглавляет международный центр по генетической эпистемологии.
1952 Зарождение идей духовной психологии. (Р.Сарделло, М.Уошберт).
1956 Появление когнитивной психологии (У.Найсер, А. Ньюэлл, Д. Миллер, Г. Саймон, Н. Хомски, Д. Грин и Д. Свитс).
1960 Зарождение трансперсональной психологии (Г. Грабер, С. Грофф, Р. Уолш).
1971 Зарождение и развитие пре– и перинатальной психологии (Г. Грабер, Н. Коваленко, С. Грофф, О. Ранк).
1975 С. Рубинштейн в своей работе «Деятельность. Сознание. Личность» уделил особое внимание системному характеру деятельности.
1990 К. Уилбер предпринял попытку написать книгу об интегральной психологии.
1991 Зарождение и дальнейшее развитие виртуальной психологии (Н.А. Носов).
Ментальные шпрунги Новейшего времени. Ментальная карта
Человека Новейшего Времени
Рассмотрим основные ментальные шпрунги эпохи Новейшего времени, которые послужили толчком к дальнейшему развитию психологии.
Ментальный шпрунг 1
Большое развитие получило языкознание. Его необходимость была продиктована теми процессами, которые происходили в это время в Европе: это было время бурного развития капитализма, умножения экономических связей между странами, что вызвало к жизни активную миграцию населения. Остро встала проблема языкового общения и взаимовлияния народов и соответственно проблема связи языка с различными компонентами психологии народов. Языкознание не было в состоянии своими средствами решить эти проблемы. Точно так же к этому времени были накоплены значительные факты в области антропологии, этнографии и археологии, которые для интерпретации накопленных фактов нуждались в услугах социальной психологии. Английский антрополог Э.Тейлор завершает свои работы о первобытной культуре, американский этнограф и археолог Л.Морган исследует быт индейцев, французский социолог и этнограф Л. Леви-Брюль изучает особенности мышления первобытного человека. Во всех этих исследованиях требовалось принимать в расчет психологические характеристики определенных этнических групп, связь продуктов культуры с традициями и ритуалами и т.д.
Ментальный шпрунг 2
Психология в середине XIX в. характеризовалась тем, что она по преимуществу развивалась как психология индивида. Лишь в отдельных частях, прежде всего в патопсихологии, "пробивались на свет ростки" будущих концепций о специфических формах взаимодействия людей, их взаимовлияния. Особый толчок в этом отношении дало развитие психиатрической практики, в частности использование гипноза как специфической формы внушения. Был вскрыт факт зависимости психической регуляции поведения индивида от управляющих воздействий со стороны другого, т.е. исследование вплотную подошло к проблеме, относящейся к компетенции социальной психологии. В основном же русле того, что сегодня называется общей психологией, господствовали идеи ассоцианизма, недостаточность которого постепенно начинает становиться очевидной, что и порождает попытки его преодоления. Яркой фигурой в этом течении является немецкий психолог Г. Гербарт. Стремясь перейти от описательной психологии к объяснительной (продиктовано нуждами педагогической практики), Гербарт считает исходным феноменом психологии представление ("первичное единство души"), с точки зрении которого можно построить объяснительные модели. Это было попыткой осознать новые формы детерминации психических явлений, но попытка оказалась непродуктивной. Поэтому программа перестройки психологии, включающая в себя поиск новых подходов к объяснению человеческого поведения, еще только складывалась, в целом же тяга к социально-психологическим проблемам в психологии оставалась пока не слишком значительной, по крайней мере, в русле основных теоретических концепций.
Ментальный шпрунг 3
Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоятельных социально-психологических построений, является теория инстинктов социального поведения английского психолога В. Макдугалла (1871-1938), переехавшего в 1920 г. в США и в дальнейшем работавшего там. Работа Макдугалла "Введение в социальную психологию" вышла в 1908 г., и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании (в этом же году в США вышла книга социолога Э.Росса "Социальная психология", и, таким образом, достаточно символично, что и психолог и социолог в один и тот же год издали первый систематический курс по одной и той же дисциплине). Год этот, однако, лишь весьма условно может считаться началом новой эры в социальной психологии, поскольку еще в 1897 г. Дж. Болдуин опубликовал "Исследования по социальной психологии", которые могли бы претендовать тоже на первое систематическое руководство.
Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиоризму (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию "целевой" или "гормической" (от греческого слова "гормэ" – стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение. В терминологии Макдугалла, гормэ "реализуется в качестве инстинктов" (или позднее "склонностей").
В. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт строительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство принадлежности. Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война.
Ментальный шпрунг 4
Все это привело к тому, что, начиная с 50-х гг. XX в. резко стали возрастать критические тенденции в социальной психологии. Одним из выражений кризисного состояния дисциплины (а констатации именно такого ее состояния в современной социально-психологической литературе более чем достаточно) явилось оживление интереса к теоретическому знанию. Нельзя сказать, что в период 30-х годов, т.е. во время наибольшего бума экспериментальных исследований, теоретические исследовании вообще исчезли. Они были непопулярны, малочисленны, но продолжали существовать. Сейчас интерес к ним явно возрастает. В основном они концентрируются вокруг четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма (Г.М.Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А.Петровская, П.Н. Шихирев). Из четырех названных направлений три представляют собой социально-психологические варианты основных течений психологической мысли, а четвертое направление – интеракционизм – представляет социологический источник.
Ментальный шпрунг 5
Бихевиоризм использует сейчас варианты общепсихологического течения, которые связаны с необихевиоризмом. В нем выделяются два направления, отождествляемые с именами К.Халла (введение идеи промежуточных переменных) и Б. Скиннера (сохранение наиболее ортодоксальных форм классического бихевиоризма). В рамках подхода Халла в социальной психологии разработан ряд теорий, прежде всего теория фрустрации – агрессии Н.Миллера и Д.Долларда. В рамках этого же подхода разрабатываются многочисленные модели диадического взаимодействия, например, в работах Дж.Тибо и Г.Келли. Характерным для работ этого рода является использование, в частности, аппарата математической теории игр. Особняком стоят в социально-психологическом необихевиоризме идеи так называемого социального обмена, развиваемые в работах Д. Хоманса. Весь арсенал бихевиористских идей присутствует во всех названных теориях, причем центральной идеей является идея подкрепления (в вариантах классического или оперантного обусловливания).
Ментальный шпрунг 6
Интеракционизм как единственная социологическая по происхождению теоретическая ориентация имеет своим источником теорию символического интеракционизма Г.Мида. В современной социальной психологии интеракционизм включает не только развитие идей Мида (что осуществляется в двух школах: чикагской – Г.Блумером и айовской – М.Куном), и ряд других теорий, объединенных под этим же именем, а именно теорию ролей (Т.Сарбин) и теорию референтных групп (Г.Хаймен, Р.Мертон). В русле интеракционизма развиваются и идеи так называемой социальной драматургии Э.Гофмана. В интеракционизме в большей мере, чем в других теоретических ориентациях, сделана попытка установить именно социальные детерминанты человеческого поведения. Для этого вводится в качестве ключевого понятие "взаимодействие" (откуда и название ориентации), в ходе которого и осуществляется формирование личности. Однако констатацией "взаимодействия" и ограничивается анализ социальных детерминант поведения. Широкий спектр подлинно социальных причин оказывается исключенным из анализа: индивид и здесь по существу не включен в систему общественных отношений, в социальную структуру общества.
Ментальный шпрунг 7
Еще одна его мифологема, вскрывшая некие глубинные процессы в культуре и спровоцировавшая мощные сдвиги в художественно-эстетическом сознании 20 столетия – сущностный антиномизм двух начал: аполлоновского и дионисийского; упорядоченного рационального хоровода античных муз и иррационального хтонического буйства инстинктивных влечений и вакхического кипения страстей и ничем не управляемых стихий. А.Бергсон назвал нечто подобное «жизненным порывом» (élan vital); З.Фрейд подвел под него психофизиологический базис, обозначив как бессознательное и наполнив этот термин широким антропо-культурологическим значением; К.Г.Юнг осмыслил как сферу коллективного бессознательного – хранилище архетипов, а Ж.Лакан в жесткой структуралистской парадигме вывел на уровень интерсубъективности.
Ментальный шпрунг 8
Басов Михаил Яковлевич (1892 – 1931) –психолог и педагог. Исследовал проблему воли (“Воля как предмет функциональной психологии”, 1922), стремился изучать личность ребенка в процессе деятельности (“Психология, рефлексология и физиология”, 1927). Большое значение имела работа Басова “Опыт методики психологических наблюдений и ее применение к детям школьного возраста” (1923). В которой рассмотрены вопросы объективного изучения детей и показано место и значение методики психологических наблюдений в системе педагогического образования. Психологические взгляды Басова наиболее полно изложены в его труде “Общие основы педологии” (1928). Предмет психологии, по Басову, есть поведение человека, понимаемое как активность, выявляющаяся во взаимоотношениях организма со средой. Рассматривая вопрос о движущих силах психического развития, Басов проводит качественную дифференциацию функций наследственности, определяющей лишь некоторые предпосылки развития, и роли среды, реализующей своим действием природные возможности в соответствии со своими собственными особенностями и активностью субъекта. Ряд положений его монографии, в частности, обобщение русских и зарубежных исследований психического развития ребенка, явились конструктивным вкладом в области детской и педагогической психологии.
Ментальный шпрунг 9
Лео́нтьев Алексе́й Никола́евич (1903—1979) — выдающийся отечественный психолог, занимавшийся проблемой сознания и деятельности. Основал (1966) и руководил факультетом психологии МГУ в 1960-70-е годы.
Научный вклад
Разрабатывал в 20-х гг. совместно с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс «вращивания», интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики (ее генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию, развитию психики ребенка), проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др.
Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности — новое направление в психологической науке.
Ментальный шпрунг 10
Филипп Пинель (1755-1826) — знаменитый французский психиатр.
На 30-м году жизни занялся изучением медицины. В 1792 г. поступил врачом в парижское заведение для умалишенных Бисетр (Bicêtre), и здесь он стяжал себе неувядаемую славу тем, что выхлопотал у революционного конвента разрешение снять цепи с душевнобольных.
Этот смелый акт гуманности увенчался блестящим успехом в том смысле, что опасения, будто умалишённые, не закованные в цепях, окажутся опасными и для себя, и для окружающих, не оправдались. Вскоре по почину Пинеля были освобождены от цепей также больные других заведений, и вообще с тех пор стал распространяться по европейским домам для умалишённых принцип их гуманного содержания, с возможным предоставлением им свободы и жизненных удобств.
Пинель прославился ещё как научный деятель на поприще психиатрии. Его трактат о душевных болезнях (1801) справедливо считается классическим трудом, и вообще во Франции Пинель может считаться основателем научной школы психиатров. Помимо психиатрии Пинель работал также в области внутренней медицины и ещё в 1789 г. издал сочинение ("Nosographie philosophique"), в котором проводился взгляд, что медицина должна разрабатываться таким же аналитическим методом, как естественные науки. Этот труд в течение 20-ти лет выдержал 5 изданий, переведён на немецкий язык и в своё время играл большую роль в развитии рациональной медицины. В течение многих лет Пинель занимал при парижском медицинском факультете кафедру гигиены, а впоследствии внутренних болезней.
Современный этап развития психологии личности выдвигает ряд кардинальных задач по научному и методологическому осмыслению сформировавшихся подходов и поиску новых принципиальных идей, интегрирующие различные научные направления
В настоящее время в западной и российской психологии сформировалось разделение психологии на различные, зачастую плохо стыкуемые подходы. С одной стороны развитие традиционных научных направлений психологии привело к открытию новых фактов и закономерностей и выработке новых подходов к решению различных проблем от терапии до инженерной психологии и моделей управлением производством. С другой стороны, появились новые направления, такие как нейролингвистическое программирование, эриксоновский гипноз, психодрама и т. д. Интенсивно развивалась новая волна психологии, предлагающая исследование и использование измененных состояний сознания (ИСС), такие как ребефинг (rebirthing), вайвейшн (vivation), холотропное дыхание (holotropic breathwork).
В начале 90-х был предложен ряд идей, связанных с общим подходом к интегративным психотехнологиям (в частности к тренингам и индивидуальным практикам личностного развития). Эти практики должны были придерживаться холономной парадигмы построения науки, то есть системы, в методологическую основу которой положена голографическая модель Вселенной и сознания человека. Именно холономная парадигма в значительной степени изменила философию естественных наук в начале ХХ века. Развитие таких областей, как квантовая механика, релятивистская физика, теория катастроф и модели странных аттракторов в математике, лазерные технологии в значительной степени изменили подход к научным исследованиям. Само представление об объекте и субъекте научного опыта претерпело значительные изменения. Принципиальная невозможность отделить наблюдателя от объекта наблюдения и принципиальная взаимосвязь объектов и явлений, традиционно считающихся совершенно независимыми в ньютоно-картезианской парадигме науки, совершили революцию в научном взгляде на мир.
Холономная парадигма может стать методологической основой, как в развитии интегративных практик, так и в психологической науке XXI века. Аналогичные идеи развивались в последнее время выдающимися учеными Запада, такими как Ф. Капра, С. Грофф, К. Прибрам, Д. Чью, Т. Тулку Д. Бом и др., а также такими выдающимися российскими исследователями, работающими в области изучения и развития интенсивных психотехнологий как В. Козлов, В. Майков, С. Всехсвятский и др.