ДопоАНИтсльные признаки почерка
Остановимся на некоторых признаках почерка, связанных с особенностями характера человека. Речь пойдет о начертании отдельных букв и слов.
Если в преобладающем большинстве гласные буквы открыты, то это свидетельствует о добродушии, миролюбии, доверчивости человека. У такого типа людей очень развита способность сопереживать, для них характерна глубокая привязанность, желание избегать конфликтных ситуаций, долгое и мучительное напряжение в случае разрыва отношений. В психологии таких людей относят к чувствующему типу.
Реже встречаются гласные, открытые снизу. Это намек на лживость и лицемерие.
Полностью закрытые гласные свойственны закрытым людям, например интровертам, сидящим в своих «норах».
Особую информацию несут составные буквы. Первый элемент букв «м», «п», «н», «ш», «т» отвечает личности писавшего, вторая половина отражает занимаемое человеком общественное положение. Сопоставление обеих частей может дать информацию о существовании внутреннего конфликта, о соответствии желаемого и реального. Это характерно как для строчных букв, так и для заглавных.
Несколько слов о конфигурации слов. Казалось бы, расстояние между строками остается одинаковым. Тем не менее часть пишущих изменяет конфигурацию слов без видимых на то причин. Что стоит за этим?
Встречаются буквы, увеличивающиеся к концу слова. В этом случае в почерке проявляются искренность, непринужденность, открытость, доверчивость, нарастающая заинтересованность в другом, простота и легкость в обращении.
Клинообразное окончание слов выявляет скрытность, ™1рость, осмотрительность, желание не пускать в себя.
В некоторых случаях окончание слов превращается почти в прямую линию. Слово еще не закончилось, а пишущий уже использует нечто похожее на штрих. Это как в разговоре, когда некоторые люди чего-то недоговаривают, не высказывают своих затаенных мыслей.
Достаточно часто пишущий человек украшает слова и отдельные буквы, особенно заглавные. Придание буквам и почерку декоративности за счет использования дуг, завитков, петелек и т. д. выявляет в пишущем человеке мелочность, болтливость, щеголеватость, самодовольство, нарочитость поведения, хвастливость. Если к этому добавляются высокие заглавные буквы, то можно ожидать от человека проявления чванства и даже надменности. Иногда подобное начертание букв отвечает людям со слабым развитием интеллекта, что маскируется легким налетом образованности.
Присутствие в письме разного рода петель, завитков, крючков указывает на изворотливость человека, его умение выкручиваться из сложных ситуаций. Часто такой почерк встречается у людей, которые сами себя заводят и теряют ощущение реальности происходящего. Замечено, что стремление к украшательству почерка часто встречается у душевнобольных, особенно при раннем слабоумии.
Можно было бы привести примеры особенностей почерка, связанных с определенными характерологическими свойствами человека. Однако приведенных признаков, как показывает практика, более чем достаточно для выявления индивидуальных особенностей характера писавшего.
Получить информацию об особенностях своего характера можно по крайней мере двумя способами. Свою принадлежность к одному из 16 типов при желании любому человеку удается при использовании опросника Майерс-Бриггс. Часто обращаться к этому опроснику нет смысла, так как начинаешь запоминать свои ответы. Для получе-
ния более оперативной информации рекомендуем проанализировать свой почерк. Ничто не мешает проделывать это хоть каждый день. Если делать все не на глазок, а провести самые элементарные вычисления интенсивности проявления тех или иных признаков, то каждый терпеливый желающий сможет выявить динамические компоненты своего почерка, а значит, получить важные сведения о своем внутреннем состоянии и о возможных изменениях.
Умение анализировать почерк сделает вас более внимательными к тому, что и как пишут другие люди — родные, дети, друзья, случайные знакомые. Во многих случаях вы получите очень полезную информацию, которая позволит сравнить слова и действия других людей с их внутренними побуждениями, что часто остается вне нашего сознания.
История первая, Спланированная жизнь
Дмитрий производил впечатление очень аккуратного, подтянутого человека. Его поведение отличалось безукоризненностью в любой ситуации. Во всяком случае так считали коллеги по работе, родные и близкие.
Занимая пост коммерческого директора одной очень крупной фирмы, специализировавшейся на выпуске компьютерных программ, Дмитрий придавал большое значение внешнему виду. Он одеваются с безупречным вкусом, что хорошо дополнялось его умением точно выражать свои мысли. Когда кто-то появлялся в его офисе или приходил к нему домой, Дмитрий фиксировал в сознании каждую деталь внешности этого человека: прическу, выражение лица, одежду и даже походку.
Дмитрий выглядел совершенно бесстрастным, хотя был достаточно впечатлителен. Кроме того, он производил впечатление человека с замедленной реакцией. Услышанная утром от кого-то из родных или коллег шутка могла рассмешить его в середине дня. Весьма часто о людях такого типа неверно судят окружающие, так как им и в голову не приходит, что происходит у них внутри.
Дмитрием всегда двигало чувство долга. Он неоднократно говорил, что чувствует ответственность за партнеров по бизнесу, за своих сына и дочь, жену и родителей. Он очень тщательно планировал свою жизнь. Это в одинаковой мере касалось и служебных дел, и домашних, распространялось на развлечения и даже на секс. Если что-то попадало в список намеченных дел, можно было не сомневаться, что он будет трудиться изо всех сил и достигнет цели.
Дмитрий получил хорошее образование. Еще будучи студентом, он решил работать в финансовой сфере. Приложив немалые усилия, он стал очень известным финансистом. Он научился толково распоряжаться деньгами, что доставляло ему, помимо всего прочего, еще и большое удовольствие. Многие отмечали, что он создан для этой работы. Дмитрий был несколько консервативен, зато его всегда отличала тщательность и честность в финансовых делах.
На работе и дома он придерживался взятых на себя обязательств и подобного же отношения к своим обязательствам ожидал от близких и коллег. Он не торопился с обещаниями, но если уж обещал, то это становилось для него делом чести.
Его нельзя было назвать конфликтным человеком. Конфликтная ситуация могла возникнуть лишь в том случае, когда другой человек высказывал иную точку зрения. Дмитрий тщательно прорабатывал все вопросы, поэтому с трудом допускал, что его точка зрения неверна. Попав в подобную ситуацию, он старался переубедить собеседника, и чаще всего это ему удавалось.
У него был удивительный порядок во всех бумагах, всегда четно спланирован день, он не опаздывал на встречи и такого же отношения к делу ожидал от своих подчиненных. Привычка к порядку переносилась и на дом. Все должно было быть на своем месте, каждому домочадцу была отве-
дена своя роль. Дети должны вести себя как дети, а жена — как жена. Никому в семье не приходило в голову нарушить установленный Дмитрием порядок. Создавалось такое впечатление, что Дмитрий полностью живет текущим моментом, будущее для него существует лишь в виде четко спланированных событий. Это в полном объеме переносилось им и в сферу близких отношений с женой.
Он никогда не торопился выражать свои чувства; хотя они были очень глубоки, он крайне редко делился ими с женой. Физическая близость с женой в их семье была также четко спланирована, и можно было с удивительной точностью предсказать, как она будет протекать. Он знал, в каких ситуациях будет доминировать его жена, а в каких он, кто может проявить агрессивность и настойчивость, а кто нет.
В соответствии со своими привычками Дмитрий любил включать определенную музыку перед занятиями любовью, допускал лишь строго определенное освещение спальни. Трудно было бы представить себе ситуацию, когда жена нарушает заведенный Дмитрием порядок. Если такое на первых порах их совместной жизни и возникало, то ответ мужа был резок и категоричен. Жена очень быстро поняла, что ничего непредсказуемого в их отношениях происходить не должно, иначе могут возникнуть большие проблемы.
Как и у всех людей, у Дмитрия, конечно же, были и определенные недостатки. Он очень хорошо проявлял себя в финансовой деятельности, но не очень четко представлял себе работу их фирмы в целом. Общая картина включала в себя слишком много неизвестного, и это вызывало у Дмитрия определенный дискомфорт, поэтому он весьма скептически относился к стратегическому планированию. Он никогда не планировал конкретных дел, пока на его фирме не были оплачены все счета и не были заполнены все дела, намеченные на определенные сроки.
С работой, в силу своей обязательности и большого трудолюбия, Дмитрий справлялся очень хорошо. Гораздо большие трудности для него возникали в сфере межличностных отношений. Вся область человеческих отношений Дмитрию всегда представлялась чем-то очень туманным и неопределенным. Здесь трудно было что-то предсказать и держать под постоянным контролем. Дмитрий всегда стремился избегать щекотливых ситуаций, поскольку чувствовал себя в них очень неуверенно. Он замечал, что теряется, когда видел встревоженного подчиненного или когда в начале его карьеры начальник высказывал свои замечания по поводу его работы. Еще хуже были ситуации, когда у собеседника начинал дрожать голос или у женщин наворачивались слезы на глаза. Такой поворот событий обычно лишал Дмитрия способности действовать, он даже боялся потерять самообладание.
Поэтому со временем у Дмитрия выработалось негативное отношение к подобному поведению подчиненных, и он мог в резкой форме выразить свое неудовольствие.
Опыт подсказывал Дмитрию, что необходршо меньше контактировать с людьми чувствующего типа, для которых всегда были очень важны гармония отношений, радость и счастье. Постепенно к нему приходило понимание, что таких людей не надо непременно жестко контролировать, не надо отвергать саму возможность такого поведения. Но по возможности он все-таки старался избегать контактов с людьми такого типа.
Дмитрий редко оказывался в состоянии стресса; если же это и происходило, то чаще всего было связано с чем-то незапланированным, неизвестным. Он был нетерпим к тому, чтобы сроки выполнения той или иной работы переносились в угоду очередному замыслу кого-нибудь из чле-. нов директората фирмы. Если совещание, проводимое им, должно было закончиться в 14.00, то Дмитрий заканчивал его минута в минуту.
Так и протекала его жизнь, спланированная до мелочей, пока однажды он не поехал в командировку в один старинный городок. Приезжая в новый город, Дмитрий каждый день выделял один час на прогулки и осмотр достопримечательностей. Так он поступил и на этот раз, ровно в 18.00 направившись в одиночестве на прогулку. Он с интересом разглядывал дома, соборы, магазины. Людей на улице было мало, и его это устраивало.
Подходя к гостинице, он заметил в витрине уже закрытого магазина драгоценный камень, грани которого сверкали разноцветными огнями. Он остановился у витрины, и внезапно у него возникло неясное предчувствие, что кристалл имеет некий символический смысл. Образ кристалла стоял перед его глазами, он чувствовал головокружение, его покачивало. У него возникло ощущение, что твердая почва реальности, на которой он стоял всю свою сознательную жизнь, уходит у него из-под ног.
Он добрел до гостиницы, упал в кресло и закрыл глаза. Вскоре он забыл о кристалле, голова больше не кружилась, жизнь вошла в свою колею. Быстро пролетело время командировки, он вернулся домой, в рутину заведенного порядка, и с удовольствием погрузился в привычные дела. О кристалле он больше не вспоминал, никому из близких ничего не рассказал, не поделился даже с женой.
Примерно через месяц он стал замечать за собой нечто новое. В школе, как и всех детей, его учили рисовать. Став старше, он никогда не испытывал потребности что-либо нарисовать, хотя обладал очень хорошей визуальной памятью. Здесь же он случайно заметил, что, вместо того чтобы заниматься анализом одного очень важного финансового документа, рисует на чистом листе бумаги. Он присмотрелся и увидел на листе уже знакомый ему кристалл, который испускал лучи в правую сторону, как будто указывая дорогу. Дмитрий испытал очень неприятное чувство. Он ни с чем не мог это связать. День был вконец ис-
порчен, он с трудом переключился на работу, но здесь его ждала еще одна неожиданность. Ему надо было сделать кое-какие пометки к директорату. Он быстро стал записывать, затем решил еще раз проверить. Вроде бы все было правильно, но что-то его сильно смущало. До него не сразу дошло, что его почерк заметно изменился. Он никогда не использовал штрих у букв, почерк его всегда отличался геометрической воздержанностью, а сейчас ее не было. Разные фантастические мысли, одна страшнее другой, полезли ему в голову, и с этого момента он стал отслеживать свои действия и поступки.
Теперь почти каждый день его мысли где-то блуждали, сам он всеми помыслами устремлялся в будущее, и, кроме того, стали сниться таинственные сны. Все чаще у него возникало желание рисовать. В эти моменты у него несколько изменялся почерк, появлялось ощущение легкого головокружения.
Дмитрий не любил неопределенности, поэтому решил обратиться за консультацией к психологу. Он позвонил директору одной консалтинговой фирмы, и тот порекомендовал обратиться к известному психоаналитику. Так Дмитрий и поступил. Из разговора с Борисом — так звали аналитика — Дмитрий узнал следующее. Он относится к сенсорным интровертам. Для людей подобного типа окружающий мир представляется совокупностью фактов и осязаемых объектов. В силу своей интроверсии люди такого типа выглядят несколько сдержанными и, может быть, даже холодными. К этому надо добавить, что Дмитрию, как сказал Борис, свойственно принимать объективные и обоснованные решения, тщательно планировать свою жизнь " настойчиво добиваться поставленной цели.
В сказанном Борисом ничего неожиданного для Дмит-Р™ ^ было. У него было четкое представление об особенностях своего характера. К тому же когда он стал на работе менеджером среднего звена по финансовым вопросам, то
проходил обязательное для их фирмы тестирование. В частности, ему пришлось работать с типологическим опросни-ком Майерс-Бриггс. Результаты тестирования совпадали с тем, что Дмитрий узнал от Бориса.
Но была информация, которая несколько удивила Дмитрия. Борис сообщил ему, что у каждого человека наряду с основной функцией есть и подчиненная. Так, например, Дмитрий относится к ощущающим интровертам. В этом случае его подчиненная функция — экстравертная интуиция. Ведущая функция, по словам Бориса, реагирует быстро и соответственно обстоятельствам, а подчиненная функция — медленно. Она осуществляет связь с бессознательным, как бы строит мост к бессознательному.
В случае с Дмитрием его интуиция возникла как вспышка, а затем на время исчезла. При этом его интуиция могла, если можно так сказать, запускаться лишь внешними обстоятельствами. Именно таким обстоятельством и стал кристалл в витрине магазина. К этому Борис добавил, что Дмитрию не надо беспокоиться и торопить события. Пусть он привыкает к тому, что у него есть интуиция, пусть наблюдает за ее проявлениями и не тревожится по поводу головокружения.
Но больше всего Дмитрия заинтересовали слова Бориса, сказанные в конце беседы. Борис заметил, что в его многолетней практике еще не было случая, когда проявление подчиненной функции сказалось бы на почерке. Поэтому он настоятельно посоветовал Дмитрию обратиться еще и к графологу.
Вся эта история заинтересовала Дмитрия. Он решил в недельный срок найти специалиста по графологии и уже в конце недели встретился с ним. Графологом оказалась женщина средних лет, очень приятной наружности, с пытливыми серыми глазами.
Дмитрий еще раз повторил свою историю, а Лидия — так звали графолога — попросила Дмитрия написать не-
сколько предложений на чистом листе бумаги. Они договорились встретиться еще раз через несколько дней. Лидия попросила Дмитрия принести варианты его почерка, отвечавшего состоянию, когда он чувствовал в себе пробуждение интуиции. Дмитрий передал Лидии имеющиеся у него варианты почерка. Несколько дней изучения, и Лидия рассказала Дмитрию о том, что показал анализ его почерка.
Подтвердилось многое из того, что было ранее сказано Борисом.
Для Дмитрия было характерно мелкое письмо, клинообразное окончание слов, закрытость при написании гласных. Все это явно указывало на его закрытость, на медленность выражения своих порой очень глубоких чувств.
В его почерке часто можно было встретить штрихи над буквами, которые выступали очень ровными и аккуратными. В своем письме Дмитрий использовал равномерный и несильный нажим. Эта особенность его почерка свидетельствовала о спокойном в целом характере, о большой приверженности к аккуратности во всех делах.
Весьма характерна для Дмитрия и простота написания букв и слов, что указывает на его умение четко формулировать свои мысли и внимательно слушать собеседника.
Для почерка Дмитрия нехарактерно частое использование штрихов перед словами или после слов, слабо развиты петли в буквах. Отсюда можно сделать вывод о реалистичности его подхода к жизни, умении ощущать почву под ногами.
К этому стоит добавить геометрическую выдержанность его письма, говорящую о его большой работоспособности и хорошей энергетике. Можно еще заметить беглость почерка, что указывает на рациональность его действий.
В почерке Дмитрия преобладают угловатые линии, преобладающая связанность букв в словах. Это явный признак твердого, беспристрастного аналитика.
Уже отмечались простота и ясность почерка Дмитрия, и если к этому добавить тщательность пунктуации, выдержанность расстояний между строками, то можно говорить о постоянстве характера, о способности быть решительным.
Если же внешние обстоятельства пробуждали в Дмитрии интуицию, то в эти периоды его жизни в его почерке происходили очень заметные изменения. Письмо его становилось крупнее, можно уже встретить даже открытые гласные, несколько неровным становится нажим. Это свидетельство пробуждения в Дмитрии общительности и общей оживленности.
Несколько преувеличенными становятся знаки препинания, могут встретиться штрихи в конце слова, загибающиеся наверх, появляется некоторая криволинейность строк. Эти особенности указывают на интуитивное начало в человеке.
Лидия научила Дмитрия разбираться в простейших особенностях его почерка и связывать их с его личностными особенностями. Теперь уже сам по своему почерку Дмитрий умел определять свое состояние. Он без особых усилий угадывал моменты пробуждения интуиции, его все больше и больше переставало волновать явное проявление его интуитивного начала.
Как-то в один из вечеров у Дмитрия возникла мысль о возможности подделать чужой почерк. Он позвонил Лидии и стал ее расспрашивать об этом. Лидия объяснила, что почерк можно попытаться подделать, но опытный профессионал заметит это. Дело в том, что у каждого человека есть в почерке выдающиеся признаки, характерные лишь для него. В общем, можно подделать почерк, но практически невозможно воспроизвести выдающиеся признаки.
Так, например, письмо Дмитрия в общем отличается геометрической выдержанностью. Однако если провести
трудоемкий, но тщательный анализ, то можно заметить любопытные детали. Если соединить нижние концы первой и последней буквы каждого слова прямой линией, то каждой строке будет отвечать набор отрезков. Чем ближе все они укладываются в одну линию, тем о большей геометрической выдержанности письма можно говорить. Помимо этого, свидетельством геометрической выдержанности являются и оси букв в словах. У каждой буквы в слове проводится ось, характеризующая наклон почерка. У Дмитрия в почерке проявилась одна характерная для него особенность, выделяющая его из других людей. В длинных словах, включающих в себя пять и больше букв, Дмитрий выдерживает одинаковый наклон в первых и в последних двух-трех буквах. Зато в середине слова наклон букв меняется. Заметить это можно лишь после проведения осей всех букв. Получается, что геометрическая выдержанность отвечает лишь началу и окончанию написания слова.
Лидия по этому поводу заметила, что Дмитрий удается планировать свою жизнь, но, когда ему приходится сталкиваться с крупными проблемами, его способность замечать все детали и мелочи начинает ему мешать. Хочет он того или нет, но незаметно для Дмитрия включается интуиция, позволяющая охватить проблему в целом. В отдельных ситуациях, как это было в случае с кристаллом, когда в поле зрения Дмитрия попадает что-то очень необычное, что нельзя разложить по полочкам, включается опять же его интуиция, дающая о себе знать сильным головокружением.
Интроверт - мыслительный — сенсорный — решающий
Особенности почерка
Мелкий почерк
Черты характераЗамкнутость
Клинообразное окончание слов
Отсутствие штрихов, маленькие петли
Замедленное выражение чувств Реалистичность
Черты характера | Особенности почерка |
Внимательность к деталям | Ясность написания букв |
Беспристрастность | Выдержанность линий |
Твердость, решительность | Наличие угловатых элементов в буквах |
Определенность | Законченность букв |