Глава VII. Причины возникновения и способы разрешения конфликтов
Фазы | Конструктивные | Неконструктивные |
средства | средства | |
тивные, законные и спра- | ного варианта решения. | |
ведливые критерии | Произвол, опора на не- | |
справедливые и незакон- | ||
ные критерии. Затягива- | ||
ние переговоров, посулы, | ||
обещания | ||
5. Принятие решения, | Точность формулировок. | Неточность формулиро- |
подведение итогов | Доверие к людям, выво- | вок, расплывчатость. |
дам, итогам. Дружелюбие. | Недоверие к людям, вы- | |
Удовлетворенность ре- | водам, итогам. Враждеб- | |
зультатом переговоров | ность. Неудовлетворен- | |
ность результатом пере- | ||
говоров |
Обширность работ по теме, обсуждаемой в данной главе, позволяет говорить о ее чрезвычайной важности в настоящее время. Результатом конфликта в организации могут стать снижение производительности, неудовлетворенность трудом, снижение мотивации, настроения, увеличение текучести кадров, ухудшение социального взаимодействия, нарушение коммуникаций, групповой фаворитизм, увеличение роли неформальных групп в организациях и др. Однако при эффективном вмешательстве конфликт может иметь и положительные последствия - стимулировать развитие организации, поиск новых решений при учете множества мнений. Способы и результаты решения конфликтов отражают возможности и пути организационного развития, позволяют судить о жизнеспособности предприятия.
Контрольные вопросы
1. Каковы главные признаки, лежащие в основе классификации
конфликтов?
2. Какие негативные последствия конфликтов Вы можете назвать?
3. Каковы основные характеристики посреднической деятельно
сти при урегулировании конфликтов?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.
Бородин Ф. М, Коряк Н. М. Внимание: Конфликт. Новосибирск, 1984.
Гришина Н. В. Я и другие. Общение в производственном коллективе. Л., 1990.
Гришина Н. В. Давайте договоримся. СПб., 1993.
Ершов А. А. Личность и коллектив (межличностные конфликты в коллективе, их разрешение). Л., 1976.
Зигерт В., ЛангЛ. Руководить без конфликтов / Пер. с нем. М., 1990.
Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель. М., 1993.
Левин К Разрешение социальных конфликтов. СПб, 2000.
Мескон М. X., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М, 1992.
Промышленная социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина и А. Л. Свенцицкого. Л., 1982.
Скотт Д. Г. Способы разрешения конфликтов /Пер. с англ. Киев, 1991.
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения / Пер. с англ. М., 1990.
Глава VIII. Подбор, расстановка, оценка и аттестация персонала...
ГЛАВА VIII
ПОДБОР, РАССТАНОВКА,
ОЦЕНКА И АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Социально-психологическая работа с персоналом, его оценка и основанные на них подбор, расстановка и аттестация являются наиболее важными и социально значимыми темами для психологов, работающих в области индустриальной (организационной) социальной психологии. Особое значение имеет решение этих проблем в бизнесе, промышленности, педагогике, менеджменте, сфере обслуживания и других областях, где для продуктивной деятельности чрезвычайно важна объективная оценка деловых и профессиональных качеств специалистов.
Вопросы оценки персонала имеют юридические, экономические, психологические, социально-психологические и социологические аспекты. К сожалению, пока их нельзя считать полностью решенными. Применяемые в настоящее время методы изучения и оценки персонала не всегда позволяют сделать правильные кадровые выводы, и на данном этапе необходимо преодолеть негативные последствия ненаучного подхода к их оценке. Неправильные подбор и расстановка персонала влияют и на личность специалистов, являются почвой для психологических конфликтов, снижения эффективности деятельности.
Наряду с объективными, не зависящими от психологов, трудностями в оценке персонала имеются и другие трудности, касающиеся психологического обеспечения. В последнее время, в силу стреми-
тельного расширения социального заказа на методики оценки специалистов, широкое хождение получило множество методик, как социологических, так и социально-психологических, научная обоснованность которых не доказана. Часто оценка проводится формально, без привлечения необходимых данных, на основе поверхностных суждений о специалисте и человеке, при применении ненадежных и невалидных методик. Во многих случаях аттестационная процедура отличается торопливостью, схематичностью, малой содержательностью, использованием штампов. Конечно, сказывается дефицит специалистов, готовых взять на себя решение всего комплекса проблем по оценке персонала. Задача этой главы - по возможности полно осветить проблему научно обоснованной работы с персоналом.