Глава VII. Причины возникновения и способы разрешения конфликтов



- Глава VII. Причины возникновения и способы разрешения конфликтов - student2.ru Глава VII. Причины возникновения и способы разрешения конфликтов - student2.ru конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;

- он в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу
другие интересы.

По характеру причин конфликты можно разделить на объектив­ные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые -субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно (и в деловой, и в личностно-эмоциональ-ной сфере), хотя процесс его разрешения может быть весьма длитель­ным и вызывать напряженные отношения между участниками конф­ликта. Субъективный конфликт, напротив, как правило, разрешается деструктивно.

Конфликты различают и по сфере их разрешения. Это может быть деловая и личностно-эмоциональная сфера.

М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:

а) «подлинный» конфликт - существующий объективно и воспри­
нимаемый адекватно;

б) «случайный, или условный» конфликт - зависящий от легко
изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;

в) «смещенный» конфликт - когда имеется в виду явный конф­
ликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий
в основании явного;

г) «неверно приписанный» конфликт - конфликт между сторона­
ми, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу
ошибочно истолкованных проблем;

д) «латентный» конфликт - конфликт, который должен был бы
произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он
не осознается сторонами;

е) «ложный» конфликт - когда отсутствуют объективные основа­
ния конфликта и последний существует только в силу ошибок вос­
приятия и понимания.

По типу разрешения конфликты можно разделить следующим образом:

а) конфликты, приводящие к уничтожению одной (или одного) из противоположных тенденций, установок, стереотипов, взглядов лич­ности или группы - при антагонистическом характере конфликта (на­пример, отказ от асоциального поведения);



б) конфликты, приводящие к модификации обеих противополож­
ных тенденций, сторон (например, взаимные уступки, прибегание к
личностным защитам и пр.);

в) конфликты, приводящие к отсрочке реализации или переори­
ентации одной из несовместимых в данной ситуации потребностей,
тенденций, установок личности или группы и к утверждению, при­
знанию и победе другой стороны (например, договор о перенесении
сроков выполнения заказа);

г) конфликты, приводящие к выбору в данной ситуации одного из
одновременно невозможных тенденций, линий поведения, вещей, не
противоречащих друг другу (например, признание правоты партнера
по частным вопросам).

По форме выражения бывают:

а) конфликты того или иного направления действий, поведе­
ния («сближения-удаления», «сближения-сближения», «удаления-
удаления»);

б) конфликты того или иного качества, интенсивности действия,
поведения (взаимные или односторонние несогласуемые действия,
отказ от взаимодействия, помехи, агрессивные акты, насилие);

в) конфликты, выражаемые знаками вербальной или невербаль­
ной коммуникации (молчание, взгляд, поза, мимика при восприятии
соперника, тон речи, резкие выражения в разговоре, прозвища, уст­
ный и письменный спор и все другие особенности манеры обраще­
ния и общения);

г) конфликты скрытые и открытые, маскируемые и демонстративные.
По типу социальной формализации конфликты подразделяются

на официальные и неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты часто связаны с бюрократической организацией пред­приятия и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальны­ми» (горизонтальные отделяются разделением труда, а вертикальные -отношениями руководства и подчинения).

По социально-психологическому эффекту конфликты делятся на:

а) конфликты развивающие, утверждающие, активизирующие
каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;

б) конфликты, способствующие самоутверждению или развитию
одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавле­
нию, ограничению другой личности или группы лиц.

Орг. соц. психология

Глава VII. Причины возникновения и способы разрешения конфликтов - student2.ru Глава VII. Причины возникновения и способы разрешения конфликтов - student2.ru Глава VII. Причины возникновения и способы разрешения конфликтов - student2.ru Организационная социальная психология

Глава VII. Причины возникновения и способы разрешения конфликтов - student2.ru Анализ конфликтов в данном аспекте связан с проблемами авто­ритета и лидерства, стиля взаимоотношений и взаимодействия в груп­пах и должен быть центральным в социально-психологических ис­следованиях конфликтных ситуаций.

В наиболее часто используемой классификации - основанием является объем социального взаимодействия - выделяются конфлик­ты межгрупповые, внутригрупповые, межличностные (им посвяще­но наибольшее количество работ в социальной психологии) и внут-риличностные. При дальнейшем изложении материала по проблеме конфликтов в производственной сфере мы будем придерживаться этой классификации и ниже рассмотрим ее более подробно.

Для того чтобы разрешить конфликт, прежде всего необходимо оп­ределить его сущность, т. е. ответить на вопрос: каковы тип и причина конфликта? Что же можно назвать в качестве причин конфликтов? У. Ф. Линкольн классифицирует причины конфликтов по пяти основа­ниям: информация, структура, ценности, отношения и поведение, и со­ответственно выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов.

1. Информационный фактор — это та информация, которая при­
емлема для одной стороны и неприемлема для другой. В качестве та­
кой информации может выступать неполная или неточная информа­
ция, представленная одной из сторон. К этому фактору автор относит
нежелательное обнародование и недооценку фактов и их значения при
решении спорных проблем, а также такие явления, как невольная дез­
информация, слухи и пр.

2. Структурный фактор - это формальные и неформальные ха­
рактеристики группы. Они выражаются в специфике законной власти
и законодательства, в статусе, правах мужчин и женщин, их возрасте,
роли традиций, системе подотчетности и передачи информации, раз­
личных социальных нормах и т. д.

3. Ценностный фактор - это те принципы, которые провозглаша­
ются или отвергаются, которых придерживаются или которыми пре­
небрегают, о которых забывают или даже которые намеренно нару­
шают. Это те принципы, которым предположительно будут следовать
все члены группы, поэтому ценности вносят в социальную группу
чувство порядка и цель существования. Они различаются по форме
(цензура, санкции) и по содержанию (общепринятый порядок, пра­
вила поведения, обычаи). Ценности описываются как:

Наши рекомендации