Психология и педагогика. 10 сентября 2012 г
Светлана Владимировна какая-то там (в расписании посмотрите)
Аткинсон, Дружинин (психология)
В течение семестра: 3 контрольных, защищенный доклад, тесты – вероятно гарантирует автомат на экзамене.
Термин введен Кристианом Вольфом в 18 в. И с тех пор науку трактовали как науку о субъективном опыте, сознании, поведении. Психология – наука о психике, психике, как своеобразной реальности. Изучает мир субъективных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком.
Место психологии в системе наук. Она связана с историей общества и культурой, с другими науками. Зародилась психология в философии. Очевидна связь с медициной, биологией, химией, физикой. Сложились пограничные дисциплины вроде психофизиологии, которые могут предполагать успешность человека в различных видах деятельности. Еще одна отрасль – медицинская психология, патопсихология, нейропсихология. Еще одной сферой является детская психология(ограничена возрастом) или педагогическая психология. Отдельно выделяется возрастная психология, изучающая возрастные изменения и их влияние на психологическую деятельность человека. Так же существует психология труда, выявляющая как приспособить технические устройства к человеческим способностям. Во всех сферах существует психология. Психология спорта, рекламы, экономики и т.д. Социальная психология – деятельность человека в коллективах, межличностные отношения, совместимость управления. Социальная психология связана с психолингвистикой, т.е. как речь влияет на психологию человека. Есть этнопсихология.
Новая наука – психология финансового и экономического поведения – нейроэкономика. Изучение процессов принятия решений с точки зрения психологии, будь то выбор потребителей, стратегия компании или развитие экономики государства. Принятие решений осуществляется участками мозга, отвечающими за эмоциональное поведение и склонность к риску.
Общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики.
Психика – свойства живой высокоорганизованной материи отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.
Психика – субъективный образ объективного мира.
Самое удивительное создание природы – мозг. Он состоит из нейронов, которых около 100 миллиардов.
Выделяют 3 группы психических явлений:
1. Психические процессы. Это некое течение, которое имеет начало, развитие и конец и проявляется в виде реакции. Конец одного психического процесса связан с началом нового. Все это – непрерывность психической деятельности. Психические процессы возникают от внешних и от внутренних воздействий. Они подразделяются на познавательные, эмоциональные и волевые. Познавательные – ощущения, восприятие, память , мышление, воображение , речь и внимание. Эмоциональные – активные и пассивные переживания. Волевые – решения, исполнения, волевые усилия. Процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения человека. В сложной психической жизни все процессы взаимосвязаны и составляют единый поток сознания.
2. Психические состояния – определившийся в данный момент времени относительно устойчивый уровень психической деятельность, который проверяется повышенной или пониженной активностью. Они имеют рефлекторную природу. Возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, времени и словесных воздействий.
3. Психические свойства – являются высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности. Это устойчивое образование, обеспечивающее определенный количественно-качественный уровень деятельности, типичный для данного человека. Формируется по мере опыта и закрепляется. Свойства личности многообразны и их можно классифицировать на основе психических процессов, которые их формируют. Психические свойства интегрируются в сложные структурные образования:
А) жизненные позиции личности. Потребности, интересы, убеждения, идеалы, определяющие избирательность и уровень активности человека.
Б) темперамент. Система природных свойств личности. Подвижность, уравновешенность и тонус активности.
В) способности. Система интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющих творческие возможности личности.
Г) характер. Система отношений и способов поведения.
Особое значение для психической деятельности имеют значение: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения(Крейчмер – австрийский психолог, утверждающий что люди с разным строением тела имеют разные психические заболевания), генетические аномалии и уровень гормональной активности.
Методы психологии:
1. Наблюдение, самонаблюдение (интраспекция), сбор предварительной информации, подготовка для дальнейшего исследования, организованное восприятие и регистрация объекта. Особенно важно для областей, где важно поведение человека в естественных условиях, т.к. в любом эксперименте поведение человека не будет естественным. «включенное» наблюдение, когда исследователь входит в группу как ее полноправный член и наблюдает за другими людьми. «сплошное» - исследуются все особенности поведения, и «выборочная» - нацеленное на определенную область поведения. Есть наблюдения, различающиеся по длительности. Долгие (лонгитюд) и короткие (срез). Результаты систематизируются в виде описаний, характеристик и далее осуществляется последующий психологический анализ.
Недостатки метода наблюдения:
-много зависит от наблюдателя. Нет некой объективности, играет роль человеческий фактор, пристрастность
- усталость, ошибки при записях и т.д.
- типичные ошибки наблюдения – галлоэффект. Игнорируются тонкие различия, обобщенное впечатление ведет к грубому восприятию ситуации, эффект снисхождения (стремление к положительной оценке всего), ошибка центральной тенденции (наоборот, усредненные оценки), ошибка корреляция (оценка одного признака поведения дается на основании другого), ошибка контраста (наблюдатель выделяет черты, противоположные собственным), ошибка первого впечатления.
Наблюдение – всегда часть исследования.
2. Беседа
Это прямое или косвенное, устное или письменное получение от испытуемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед:
-непринужденная
-клиническая
-интервью (целенаправленный опрос)
- анкеты (письменный способ получения информации)
Все они позволяют собрать большой информации, недостаток в том, что информация достаточно поверхностна и многие закономерности могут быть пропущены.
3. Тесты
Метод испытаний установления определенных психических качеств. Это кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание и по результатам определяется наличие, степень выраженности или напротив, отсутствие того или иного качества. Есть тесты, ориентированные на одну черту, есть тесты на многие параметры. Одномерные и многомерные соответственно.
Преимущества:
- возможность получения большой информации довольно быстро,
- пристрастие экспериментатора компенсируется наличием стандартной системы оценки и интерпретации полученных данных
Недостатки :
- не защищенность от лжи, склонности человека к желательным ответам.
Особая форма тестов – проективные тесты, когда стимульный материал не структурирован. Т.е. люди на эти образы проектируют свой внутренний мир. Преимущества таких тестов в том, что их сложно обмануть, они неоднозначны, неоднородны и испытуемый не знает о своей интерпретации заранее. Здесь нет правильных или неправильных ответом. Такой способ подачи материала не вызывает защитных механизмов. Для их реализации нужно иметь специальную подготовку (исследователь). Нет жесткой стандартной системы оценок. Много определяется профессионализмом исследователя.
4. Эксперимент
Предполагает возможность активного вмешательства в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт.
Две разновидности эксперимента:
-естественный (полевой). В естественных условиях, люди не подозревают о эксперименте над ними. Экспериментатор использует сочетание контрастных условий и исследует психологические особенности испытуемых. Достоинства – достоверная информация. Недостатки – не может проводиться многократно, естественность пропадает. Сложность подбора этих контрастных условий (что именно нужно поменять, чтобы изменилось поведение?). Этический момент, т.е. получение согласие участников на видео/аудио съемку и т.д.
- лабораторный. Действия испытуемых определяются инструкцией, хотя испытуемые иногда не знают истинного смысла испытания. Создание самых искусственных экспериментальных ситуаций и исследование скорее простых функций. Эксперимент проводиться многократно и с большим количеством испытуемых, позволяет выявить закономерности с использованием современных математических методов обработки информации. Ограниченность методов, т.е. жестокое обращение с детьми или отлучение ребенка от матери позволить в эксперименте негуманно. (например). Этический момент, т.е. часто испытуемых вводят в заблуждение или просто обманывают. Даже если подлинный смысл открывается сразу после исследования, может быть нанесена моральная травма.
Второй недостаток – сама искусственность. Существует вероятность, что не в лабораторных условиях человек может повести себя по-другому. К тому же, эксперимент кратковременный.
Третий недостаток – непреднамеренные артефакты. При всем искусстве исследователя могут быть факторы, которые не были учтены заранее и повлияли на результат испытания.
Важно поведение экспериментатора. Он может невольно или вольно подавать сигналы о правильном/неправильном поведении человека и другие испытуемые, заметив это, могут следовать этой тенденции.