Библиографический список. 1. Анцыферова Л
1. Анцыферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности
Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии. М., 1978.
2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб.: Питер, 2001.
3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т 4.
4. История зарубежной психологии (30-60 гг XX в.). Тексты. М., 1986.
5. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
6. КрайгГ. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
7. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. СПб.:
Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
8. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003.
9. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. М., 1986.
10.Флэйк-Хобсон К, Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.
М.Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.
М.Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, уп-ражнения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
13.Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Универ-ситетская книга», 1996.
14. Он же. Жизненный цикл: эпигенез идентичности / Архетип. 1995. № 1.
15.Он же. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
\6.Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985.
2. Детство 2.1. Периодизация и закономерности психического развития ребенка
Большинство психологов делит детство на периоды.
В основу периодизации психического развития ребенка Л. С. Выгот-ский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками:
- она должна быть смыслообразующейдля ребенка. Например, в три
года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в кон-
тексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство
смыслообразования;
- контексте этой деятельности складываются базовые отношениясо
взрослыми и сверстниками;
- в связи с освоением ведущей деятельности возникают основные но-
вообразованиявозраста (круг способностей, которые позволяют эту дея-
тельность реализовывать, например, речь).
На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исче-зают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главны-ми для психического развития. Например, игра является ведущей деятель-ностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.
Кризисы и стабильные периоды.Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так назы-ваемые критические.
Критические периоды.Кризисы открыты эмпирическим путем, при-чем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критиче-ских периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:
- границы,отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов,
крайне неотчетливы.Кризис возникает незаметно, очень трудно определить
момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) на-
блюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея;
- трудновоспитуемостьдетей в критические периоды в свое время по-
служила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается
строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание
количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это
время связана с мучительными переживаниями;
- негативный характер развития.Отмечено, что во время кризисов, в
отличие от стабильных периодов, совершается, скорее, разрушительная,
нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько
теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в разви-
тии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические
периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития.
Л. С. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.
Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, ав-тономная речь у годовалых детей (см. ниже).
Стабильные периоды.Во время стабильных периодов ребенок накап-ливает количественные изменения, а не качественные, как во время крити-ческих. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.
Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.
Динамика развития.К началу каждого периода складывается непо-вторимое отношение ребенка с окружающей действительностью - соци-альная ситуация развития. Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований. Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений. Следова-тельно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.
Сензитивные периоды.Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различ-ные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей дея-тельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.