Глава 13. Когнитивное развитие. Строки 2 и 3 на рис

Строки 2 и 3 на рис. 11 отображают стратегии, применимые в благопри-
ятных ситуациях, т.е. в тех случаях, когда иррелевантные схемы не акти-
вируются. В качестве примера Паскуаль-Леоне приводит задачу на пере-
вод иностранного слова. В этом случае не имеет смысла оттормаживать
любую ассоциацию до того, как смысл слова установлен. Разница между
стратегиями 2 и 3 заключается в использовании А/-оператора: в случае стра-
тегии 2, в отличие от стратегии 3, он вначале не используется, что симво-
лизируется индексами над стрелкой, связывающей первое состояние со
вторым. Стратегия 3 используется, когда субъект с самого начала знает,
какие схемы релевантны задаче, а стратегия 2 — когда субъект вначале та-
ким знанием не располагает.

Кроме вышеописанных, Паскуаль-Леоне вводит также и другие опера-
торы: /"-оператор (от field — поле) достигает прегнантности применяемых
одновременно схем; ^-оператор (learning — обучение), имеющий в свою
очередь несколько разновидностей, отвечает за образование новых схем и
ассоциаций старых в результате обучения и т.д.

Развитие отдельных операторов происходит относительно независимо
друг от друга: у одних детей могут быть лучше развиты одни операторы, а
у других — другие. Таким образом, развитие у Паскуаль-Леоне описыва-
ется не одномерно, как у Пиаже, а многомерно, с введением индивидуаль-
ных различий. Наиболее проработан вопрос об индивидуальных различия
у Паскуаль-Леоне на материале полезависимости-поленезависимости, о
которой более подробный разговор идет в главе 10, посвященной когни-
тивным стилям.

Каждая задача в рамках теории Паскуаль-Леоне может быть описана
формулой, отражающей положительное или отрицательное влияние опе-
раторов на ее решение. Например, для полезависимости-поленезависимо-
сти формула выглядит следующим образом:

Глава 13. Когнитивное развитие. Строки 2 и 3 на рис - student2.ru

Эта формула означает, что поленезависимое поведение поддерживает-
ся М-оператором, реализующим программу, определяемую управляющи-
ми схемами. В направлении полезависимого поведения действуют опера-
торы LC и F. В зависимости от развитости соответствующих операторов
человек будет демонстрировать полезависимое или поленезависимое по-
ведение.

Эмпирическое обоснование своей теории Паскуаль-Леоне находит в
факторном анализе решения задач, где каждому из его операторов должен
соответствовать определенный фактор.

Сложная и хитроумная теория Паскуаль-Леоне примечательна в не-
скольких отношениях. Во-первых, он пытается объяснить феномены раз-
вития интеллекта при помощи процессов переработки информации. В ча-
стности, основным для развития оказывается увеличение способности од-
новременного оперирования со схемами, что весьма близко к понятиям
объема сознания и оперативной памяти. Во-вторых, Паскуаль-Леоне вво-

Неопиажеанство

дит в анализ решения задач несколько измерений, соответствующих раз-
ным операторам. Тем самым открывается возможность объяснения дека-
ляжей и индивидуальных особенностей развития.

Теория Кейса

Автор другой влиятельной неопиажеанской теории, тоже канадец, Робби
Кейс связывает, как и Паскуаль-Леоне, рост когнитивных возможностей
субъекта с увеличением количества элементов, которое субъект способен
одновременно держать в поле сознания, в рабочей памяти. Сам Кейс [Case,
1991] пишет, что его собственная теория развилась при попытке приложить
теорию Паскуаль-Леоне к более широкому возрастному диапазону — от
первых месяцев жизни ребенка до взрослого его состояния. При этой по-
пытке Кейс столкнулся с цикличностью когнитивного развития, т.е. с по-
вторением похожих паттернов развития на разных возрастных этапах. Эту
цикличность Кейс интерпретировал как прохождение в когнитивном раз-
витии нескольких уровней.

Понятие уровня Кейс иллюстрирует известным примером отношения
атомов в молекуле. Так, в молекуле воды взаимодействуют атомы водоро-
да и кислорода. При этом сами по себе эти атомы очень далеки по своим
свойствам от образующейся молекулы. Подобно этому, в теории Кейса раз-
личные когнитивные структуры нижестоящего уровня, взаимодействуя
между собой, образуют единицу вышестоящего уровня, отличную от них
по своим свойствам.

Для пояснения идеи Кейса можно воспользоваться иллюстрациями оте-
чественного психолога Я.А. Пономарева, который изображал отношение
вышестоящей структуры к образующим ее нижестоящим компонентам схе-
мой примерно следующего вида (рис. 13.12).

Глава 13. Когнитивное развитие. Строки 2 и 3 на рис - student2.ru

По мнению Пономарева, эта схема выражает структуру психики, кото-
рая возникла в результате развития и несет в себе в виде компонентов
структуры следы прошедших этапов своего онтогенеза. Пономарев писал:
«Если рассматривать любую вышестоящую форму взаимодействия по от-
ношению к нижестоящей форме, то обнаружится, что во всех случаях выс-
шее слагается из элементов низше-
го, организованных в строго опреде-
ленную систему— структуру» [По-
номарев, 1976, с. 26].

К подобной точке зрения был
близок и Пиаже, который, напри-
мер, отмечал: «...можно констатиро-
вать, что каждый его (развития —
авт.) уровень характеризуется ...ко-
ординацией элементов, получаемых

Рис.13.12. Взаимодействие единиц различных ИЗ процессов предыдущего уровня ...
уровней. Символическая схема ...вбирает в

Глава 13. Когнитивное развитие

себя сенсомоторные схемы... Интуитивная схема выступает как ... коорди-
нирующая и дифференцирующая образные схемы. Операциональная схе-
ма конкретного порядка — это группировка интуитивных схем ... И нако-
нец, формальная схема— это ... не что иное, как система операций вто-
рой ступени, т.е. группировка, оперирующая конкретными группировка-
ми» [Пиаже, 1969, с. 206—207].

У Кейса мы находим фактически соединение идеи уровневости (исчез-
шей из теории Паскуаль-Леоне) с идеей объема поля сознания (или рабо-
чей памяти) как решающего фактора интеллектуального развития. Соглас-
но Кейсу, у ребенка развиваются не только количество элементов, удер-
живаемых в рабочей памяти, но и их характер. Основное предположение
Кейса состоит в том, что последовательное появление четырех стадий ин-
теллектуального развития (в основных чертах соответствующих пиажеан-
ским) обусловлено тем, что ребенок постепенно становится способным
оперировать единицами вышестоящих уровней. Внутри каждой стадии
Кейс выделяет четыре подстадии, определяемые количеством элементов
соответствующего уровня, которое субъект способен держать в рабочей
памяти. На заключительной подстадии каждой стадии происходит форми-
рование укрупненной единицы, которая составляет основу следующей ста-
дии. Последняя подстадия предыдущей стадии оказывается, таким обра-
зом, «нулевой» подстадией последующей стадии (рис. 13.13).

Стадиальная теория, предлагаемая Кейсом, ориентируется в первую
очередь на феномены, открытые в школе Пиаже. В исходном варианте те-
ории Кейса и названия стадий соответствовали пиажеанским: после сен-
сомоторной шла дооперациональная, потом конкретных и формальных
операций. Правда, с самого начала Кейс предпочитал сдвигать вперед, на
пятилетний возраст (против семилетнего у Пиаже) начало конкретных опе-
раций. Так, по Кейсу, овладение сохранением числа или количества, се-
риацией и т.д. происходит при переходе на вторую подстадию стадии кон-
кретных операций. В более позднем варианте теории Кейса стадии при-
обрели те названия, которые отражены на рис. 13.13.

Кейс, стремясь расширить базу своей теории, обосновывает ее не толь-
ко лиажеанскими задачами, но и изобретенными позднее. Одна из них —
задача Нёлтинга на смешение сока и воды. Ребенку показывают два кув-
шина — А и В и говорят, что в каждый из них будет налито несколько ста-
канчиков апельсинового сока и несколько стаканчиков воды. Соотноше-
ние стаканчиков с соком и водой различно. Ребенок должен сказать, в ка-
ком кувшине сок получится крепче. Кейс выделяет 7 стадий в решении
детьми этой задачи. Каждая стадия характеризуется применением опреде-
ленной стратегии, характерным возрастом детей и типом задач, решение
которых оказывается им доступным. На первой стадии, в 3—4 года, совре-
менные дети в Европе и Северной Америке, как правило, могут сосчитать
небольшое количество объектов. Однако они не могут воспользоваться
этим умением, чтобы сравнить концентрацию сока. Вместо этого они оце-
нивают только одну глобальную черту— наличие или отсутствие сока,
справляясь лишь с теми задачами, в которых в один из кувшинов вообще

Неопиажеанство

Глава 13. Когнитивное развитие. Строки 2 и 3 на рис - student2.ru

Рис. 13.13. Стадии развития интеллекта по Р. Кейсу.

Наши рекомендации