Индивидуальные упражнения. Выполняйте эти упражнения ежедневно, используя диктофон
Выполняйте эти упражнения ежедневно, используя диктофон. Помните, что микрофон, которым оснащен стандартный диктофон, недостаточно чувствителен для улавливания мельчайших тонкостей в перемене тембра. Если вы серьезно заинтересованы в обретении контроля над голосом, вам придется потратиться на более высококачественную записывающую аппаратуру.
1. Вернитесь к первому упражнению в подразделе «Громкость». Начните с повторения исходного упражнения. Затем, во время совершения выдоха, поэкспериментируйте с тончайшими вариациями напряжения, помогающими изменять тембр голоса. Используйте метод визуализации для «позиционирования» голоса в определенных точках между центром вашей гортани и губами. Визуализация исполняет роль внутреннего «наставника»: в техническом плане вы будете потихоньку прибавлять мышечное напряжение для придания голосу твердости или убавлять напряжение для придания голосу мягкости.
Стр. 148
2. Повторите первое упражнение, но в этот раз сохраняйте состояние мышечной релаксации и изменяйте тембр на каждом выдохе. Наблюдайте за тем, как ваш тембр словно набирает силу всякий раз, как вы берете все более высокий тон, и смягчается, когда вы используете более низкие тона. Помните — чем ниже тон, тем больше вы используете резонанс грудной клетки и шеи.
3. Проинтонируйте слоганы из рекламных телевизионных и радиороликов. Постарайтесь произнести эти тексты, варьируя тембр голоса. Запишите свои попытки и проанализируйте, какие различия заметили.
Упражнения с партнером
1. Подберите сценку, в которой был бы диалог между двумя персонажами (можно для начала использовать краткий диалог из упражнения в предшествующем подразделе). Для одного персонажа выберите твердый тембр, для второго — мягкий. Постарайтесь, чтобы оба персонажа говорили примерно в одинаковой голосовой тональности. Прочитайте диалог вслух. Совершите «обмен» тембрами. Обсудите с партнером, насколько различные качества тембра подходят разным персонажам. Попробуйте разыграть другой диалог.
2. Проделайте то же самое, но на этот раз ваши персонажи должны говорить явно в разных тональностях: один — высоким тоном, другой — низким. Идея состоит в использовании разных уровней резонанса.
Стр. 149
Совершите «обмен» тембрами. Обсудите с партнером, насколько различные качества тембра подходят разным персонажам. Попробуйте разыграть другой диалог.
3. Повторите первое упражнение, но на этот раз позвольте тембру своего голоса слегка измениться во время сценки — например, от мягкого к жесткому. Это одна из трансформаций, которая может происходить спонтанно — в ответ на эмоциональное состояние, например, когда говорящий вдруг ощущает угрозу.
Стр. 150
Раздел 5.
РЕЧЬ
Итак, голос — это звук, который мы издаем. Речь представляет собой способ контроля звуков для преобразования их в слова. Речь в театре, как правило, содержит множество информации, полезной для публики. В этом качестве речь, несомненно, находится в центре актерского исполнения.
Актеры используют речь для донесения до зрителей важной информации, которая касается не только сюжета пьесы, но также и личности персонажей, которых они играют.
В этом разделе вас ждет знакомство еще с четырьмя новыми инструментами актерского мастерства, которые помогут вам сделаться более многогранным и психологически чутким исполнителем. Инструмент № 13 — изменение темпа — анализирует скорость речи как зачастую игнорируемую характеристику личности, а также показывает, какое важное влияние способен оказывать меняющийся темп речи. Инструмент № 14 — изменение акцента — анализирует один из наиболее популярных методов изменения характера и предлагает полезные советы по развитию навыка использования акцентов. Инструмент
Стр. 151
встречающиеся речевые вариации с советами о том, как можно их использовать.
Как и раньше, сначала мы рассмотрим значение каждого термина; порассуждаем о том, какие знания необходимы для изменения каждой переменной; проанализируем психологические причины различий между людьми; в завершение будут предложены упражнения по речи. В работе над этим разделом вам тоже поможет диктофон.
Итак, речь обладает четырьмя ключевыми переменными характеристиками: это темп, акцент, дикция и речевые особенности.
Инструмент № 13: изменение темпа речи
Темп — это просто скорость, с которой говорит человек. Как и в случае с большинством других личных характеристик, темп речи есть нечто, что мы реально замечаем только в случае, если он начинает нас раздражать, например, если темп речи не дает хорошо расслышать собеседника. Двумя очевидными крайностями здесь является речь настолько быстрая, что слушатель не успевает за говорящим, и речь настолько медленная, что слушатель томится, не в силах дождаться ее конца.
Разная скорость речи создает различное представление о говорящем. Быстрота речи может свидетельствовать об уверенности, быстром уме, спонтанности, энергии. Медленная речь может оставлять впечатление скрытности, низкого уровня умственных способностей, осторожности или даже апатии (равнодушия). Однако быстрая речь может также наводить на мысль о нервозности, а
Стр. 152
неторопливая — являться признаком уверенного в себе человека, который сам задает темп общения.
Мы уже говорили раньше, что людям свойственно скрывать что-то личное. Нервный человек часто старается выглядеть уверенным и спокойным. От природы энергичный и легковозбудимый человек может пытаться скрыть свой энтузиазм, чтобы выглядеть хладнокровным. Обеих иллюзий можно достичь посредством изменения скорости речи.
Для актера очень ценно осознанное отношение к тому, с какой скоростью он говорит. Одна из важнейших задач актера состоит в том, чтобы в течение всей пьесы (особенно «полноактной» постановки) удерживать внимание зрительской аудитории. Конечно, интересный сюжет и так захватит внимание зрителей, однако вы, актер, в качестве основного «рассказчика» сюжетной истории, в значительной мере отвечаете за поддержание искреннего зрительского интереса. А осознание скорости речи является ценным и далеко не полно используемым средством в борьбе за интерес аудитории.
Конечно, не стоит даже пытаться менять темп речи только для того, чтобы казаться интересным. Темп речи является отражением душевного и эмоционального состояния человека, так что в любой момент постановки темп речи должен быть соответствующим. Но не следует и ограничивать себя слишком жесткими рамками заранее продуманного и намеченного плана. Вместе с этим следует понять развитие характера вашего персонажа в ходе пьесы, а потом на репетиции делать все важные для актеров вещи — сохранять концентрацию, оставаться в релаксации, слушать, — и вы обнаружите, что скорость
Стр. 153
речи у вас меняется спонтанно, в ответ на обстоятельства, в которых оказывается ваш персонаж. И, естественно, быстрота, с которой вы произносите свои реплики, вполне может меняться в ответ на исполнение партнера.
Самым лучшим постановкам присуща внутренняя органика; актер проявляет психологическую и эмоциональную чуткость, которая всякий раз придает спектаклю что-то новое. Чтобы выработать йавыки, необходимые для рождения подобной «легкости игры», достичь уверенности, дающей возможность спонтанно менять, к примеру, скорость речи, — необходимо практиковаться в повседневной жизни. Конечно, вам необходима прекрасная дикция, то есть четкость и ясность речи. Освоив этот навык, вы раскроете для себя полный диапазон вариаций в темпе речи.
Возьмем простой вопрос «Вы кого-то ждете?» и проанализируем его, поместив с этой целью в воображаемый контекст. Вы находитесь в баре или в кафе, где сидите рядом с симпатичной незнакомкой. Вам трудно дается знакомство с новыми людьми, но не хочется и выглядеть нервным. Прежде всего, речь идет о голосе: его громкости, интонациях, тоне и тембре. Ваш голос будет звучать достаточно громко, частично из-за того, что в кафе довольно шумно, играет музыкальный автомат, а частично из-за того, что вы волнуетесь и недостаточно владеете собой. Мысленно вы прокручиваете свой вопрос в течение нескольких минут. Вам хочется, чтобы вопрос прозвучал естественно, но заинтересованно, так что модуляции вашего голоса будут слегка меняться. Вы надеетесь, что заговорите своим естественным тоном; если нервозность не уляжется, ваш голос может прозвучать слишком высоко.
Стр. 154
Вам хотелось бы, чтобы тембр вашего голоса не был слишком жестким. Но ваше тело настроено иначе: грудная клетка и горло несколько сжаты, так что вы чувствуете, что ваш голос находится в задней части горловины, где вы ощущаете сильное напряжение.
Теперь перейдем к речи — в данном случае к скорости речи. Не слишком быстрая, не слишком медленная. Вы желаете произвести хорошее впечатление, вы хотите, чтобы ваша речь звучала спокойно и уверенно.
Мысль, которую я хочу подчеркнуть, относится ко всем восьми характеристикам голоса и речи, а также к пяти характеристикам физического поведения, и состоит в том, что поведенческие вариации происходят непосредственно в ответ на эмоциональное и психологическое состояние человека. В хороший для себя день вы находите естественный способ произнесения, скажем, какой-то реплики, который будет искренним, интересным и интуитивным. В не слишком удачный день вы будете звучать правдиво, достаточно интересно и внешне интуитивно. Если вы хороший актер, никто не заметит разницы.
Еще одно замечание по поводу темпа речи. В повседневных разговорах люди меняют темп речи, но не только, — они также варьируют длину пауз между высказываниями. Человек напористый обычно делает очень короткие паузы в разговоре, а то и постоянно перебивает собеседника. Человек пассивный или настороженный может помедлить несколько секунд, прежде чем начать говорить. Нетрудно понять психологические причины того, почему паузы в речи человека могут значительно изменяться в соответствии с обстоятельствами, — это реальная жизнь.
Стр. 155
Полезные советы
Получив отрывок текста, в котором два персонажа говорят по очереди, легко позабыть простую истину о паузах в речи. Вы заучиваете свои реплики, усваиваете необходимые тонкости, а потом репетируете с партнером. Если вы сконцентрированы и уверены в себе — и действительно хорошо знаете свой текст, — вы можете «отпустить процесс на волю» и инстинктивно ощущать, когда и какие паузы требуются. Но если что-то пошло не так — у любого из партнеров есть какая-то причина для излишнего напряжения, — оба партнера потеряют способность слушать и реагировать, то есть способность, составляющую суть хорошего актерского диалога. В результате паузы между репликами становятся одинаковыми, а следовательно, предсказуемыми. Я говорю — мой партнер делает вид, что слушает и реагирует; партнер говорит -я делаю вид, что слушаю и реагирую на его слова. Хорошие актеры, застигнутые подобной ситуацией, возвращаются к инстинктивной игре и вносят определенные перемены в паузы между репликами. Актеры не столь одаренные быстро становятся неинтересными.
Эту проблему можно преодолеть, используя аналогию из тенниса. В теннисе каждый игрок имеет возможность сделать подачу с задней линии, от самой сетки или с позиции где-нибудь посередине. Теннисная партия, сыгранная целиком с «дальнего расстояния» — где оба игрока находятся на задней линии в надежде, что один из них сделает ошибку, — может оказаться скучной для зрителей. Ни одна теннисная партия не может быть целиком разыграна у сетки, но когда игроки оказываются у сетки, игра
Стр. 156
действительно приобретает особую остроту. В типичной теннисной партии оба игрока меняют позицию часто и внезапно, в какой-то момент отступая на заднюю линию, а в следующий раз подбегая к самой сетке. Одной из самых волнующих для зрителей подач является неожиданная «свеча» с длинной дистанции, захватывающая соперника врасплох или на бегу, в попытке успеть отбить удар. Следовательно, как актеру вам необходимо избегать прогнозируемой подачи с «длинной дистанции», которая имеет один и тот же темп и одинаковую продолжительность паузы. «Обмен ударами от сетки» — это быстрый и лихорадочный обмен репликами с множеством пауз. Остальные исполнители видят, как каждый из актеров продолжает варьировать скорость речи и длину пауз в соответствии с личным психологическим состоянием, мгновенно изменяющимся. А «свеча»? Это сокрушительная реплика (утверждение или вопрос), оставляющая собеседника в состоянии коллапса.