Творческая работа «Анализ случая»
Цель работы:освоить методы диагностики в рамках психологии родительства.
Задание:проведите исследование родительского отношения конкретного человека (или родительской пары), пользуясь опросными и проективными методами исследования (анкета, интервью, личностные опросники, рисуночные методики и др.) и составьте психологическое заключение по результатам исследования. При выполнении задания используйте как минимум 2 метода исследования (3 различных методики).
Примерный перечень методик и источников:
Личностные опросники | |
Тест отношений беременной И. В. Добрякова; Опросник стиля родительского воспитания АСВ Эйдемиллера – Юстицкиса; Измерение родительских установок PARI; Опросник родительского отношения ОРО Варги – Столина; ОДРЭВ Е. И. Захаровой; Методика «Представления об идеальном родителе» Р. В. Овчаровой; Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.М. Марковской и др. | Брутман, В. И. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов [Текст] / В. И. Брутман, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова // Вопросы психологии. – 2002. – № 3. – С. 110 – 118. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер. – 2002. – 678 c. Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи [Текст]: учеб. пособие / А. Г. Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 432 с. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми: цели, задачи, основные принципы [Текст] / И. М. Марковская. – СПб.: Изд – во «Речь», 2000. Минюрова, С. А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства [Текст] / С. А. Минюрова, Е. А. Тетерлева //Вопросы психологии. – 2003. – № 4. –С. 63 – 75. Овчарова, Р. В. Психология родительства [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. В. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с. Олифирович, Н. И. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь [Текст] / Н. И. Олифирович, Т. А.Зинкевич-Кузёмкина, Т. Ф. Велента. – Москва-Обнинск: «ИГ – СОЦИН», 2005. – 356 с. Филиппова, Г. Г. Психология материнства [Текст] / Г. Г. Филиппова. – М.: Изд-во института психотерапии. – 2002. – 240 с. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи. – [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с. Эйдемиллер, Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. – СПб: Речь, 2005. – 333 с. |
Проективные методы | |
Родительское сочинение «История жизни моего ребенка»; Социограмма; Геносоциограмма; Кинетический рисунок семьи и его модификации; Методика «Семья животных»; Методика Рене Жиля; Незавершенные предложения; Тест отношений; Рисуночные методики «Я и мой ребенок», «Я, мой ребенок и моя мама» и др. | Агнаева, Е. Х. Образ будущего ребенка у беременной женщины [Текст] / Е. Х. Агнаева // Перинатальная психология и психология родительства. –2004. – № 2. – С. 118 – 129. Брутман, В. И. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов [Текст] / В. И. Брутман, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова // Вопросы психологии. – 2002. – № 3. – С. 110 – 118. Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи [Текст]: учеб. пособие / А. Г. Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 432 с. Минюрова, С. А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства [Текст] / С. А. Минюрова, Е. А. Тетерлева //Вопросы психологии. – 2003. – № 4. –С. 63 – 75. Олифирович, Н. И. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь [Текст] / Н. И. Олифирович, Т. А.Зинкевич-Кузёмкина, Т. Ф. Велента. – Москва-Обнинск: «ИГ – СОЦИН», 2005. – 356 с. Статьи журнала «Перинатальная психология и психология родительства» 2006. – № 2. Филиппова, Г. Г. Психология материнства [Текст] / Г. Г. Филиппова. – М.: Изд-во института психотерапии. – 2002. – 240 с. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи. – [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с. Эйдемиллер, Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. – СПб: Речь, 2005. – 333 с. |
Примечание: если у вас есть возможность, можете исследовать какую-либо область развития новорожденного или младенца. Для отбора методов воспользуйтесь следующей книгой: Баженова, О. В. Диагностика психического развития детей первого года жизни [Текст] / О. В. Баженова. – М.: Изд-во МГУ, 1986.
Практическая работа «Психологическая помощь семье»
Цель:развивать навыки практической работы с семьей в рамках перинатальной психологии и психологии родительства.
Примеры заданий для контрольной работы:
1. Предложите комплекс диагностических методов для определения психологической готовности к материнству первородящей женщины, 26 лет, замужем, на момент обращения срок беременности – 12 недель.
2. Представьте, что к вам обратилась беременная женщина (первородящая, срок беременности 30 недель) с жалобами на постоянный страх перед родами. Какую помощь вы ей предложите?
3. Продумайте и расскажите о возможностях психокоррекции хронического (острого) стресса у беременной женщины.
4. Предложите несколько вариантов психологической помощи для пары, ожидающей рождения ребенка.
5. Представьте, что к вам обратилась беременная женщина, которая мечтает видеть своего будущего ребенка известным композитором, и уверена, что может «сделать» его таковым. Что вы расскажите ей о возможностях и ограничениях перинатальной педагогики?