Деловая игра-практикум. «Воздействие». Технологии эффективного воздействия в общении
Практикум проводится в интерактивной форме. Студенты выбирают кейс-задания и в течение определенного времени готовят альтернативные варианты технологического обеспечения эффективного воздействия, открытого или скрытого характера. При этом используются социокультурные, нормативные, процедурные, психологические методы воздействия, применяются технологии рекламистики и брендинга, приемы и средства системы «паблик-рилейшнз», внушение, кодирование, методы управляемого поведения, психоанализа и другие.
Обязательное условие: соотнесение предложенных форм и приемов воздействия с правом. Для этого выделяются малые группы или подготовленные студенты. Они участвуют в работе основной группы по типу супервизии, присутствуют на всех этапах выбора и отработки технологий и выводят суждение в форме арбитража или консалтинга.
Примечание: проблематика кейс-заданий и позиций может меняться, в зависимости от актуальности, профессионального интереса группы и иных параметров обучения.
Кейс-задание 1. В России наблюдается тенденция изменения правового и экономического статуса собственников жилья, покупающих его по системе ипотечного кредитования. Напомним, что при такой системе, кажем, группа компаний «Мортон» представляет жилье в ипотечный кредит, когда средства выделяет банк «ВТБ-24». Семья заселяется в приобретаемое жилье и выплачивает кредит в течение длительного срока, с соответствующими процентами. До окончательного расчета квартира остается собственностью банка, и при несвоевременной уплате взносов может быть отчуждена от проживающих в ней. В настоящее время банк заключает с будущим собственником договор залога,расширяющий права последнего, однако обязывающий его платить планируемый государством к введению с 2013 года достаточно внушительный налог на собственность, вместо банка.Таким образом, объем платежей увеличивается, хотя риски, связанные с ипотекой, и прежние платежи остаются. Ситуация неоднозначно может быть воспринята населением и, в особенности, - потенциальными собственниками жилья.
Позиция А. Сформулировать рекламную кампанию банка «ВТБ-24» по сохранению своей привлекательности и привлечению к ипотеке новых покупателей жилья, в рамках системы «Паблик-рилейшнз».
Позиция Б. Выработать приемы и способы обеспечения поддержки населением вводимого государством налога. Предложения осуществить в форме рекламистики.
Позиция В. Отработать технологии скрытого воздействия для обеспечения внутренне устойчивого психического состояния граждан, осознающих неизбежные потери и риски.
Кейс-задание 2.Ноябрь 2012 года для России ознаменовался коррупционными скандалами, связанными с реформой Вооруженных Сил, введением системы «ГЛОНАСС», строительством объектов к саммиту осени 2012 во Владивостоке. Стране нанесен колоссальный материальный и моральный ущерб. Очевидно, что выявленные факты являют собой только верхушку «айсберга» и не отражают истинный уровень коррупции. Кроме того, в общественном мнении может измениться отношение не только к государству и власти, но и к самим преобразованиям экономического, социального и политического свойства. К чести государства, проведены кадровые санкции, начаты расследования. Работа продолжается.
Позиция 1. Вам предстоит задача сохранить позитивное отношение населения и доверие к государству и власти в этой далеко не простой обстановке. Разработайте технологии имиджмейкерства для обеспечения поддержки гражданами мер государства и сохранения потенциала реформ.
Позиция 2. Выработать предложения по нормативному и процедурному воздействиюна представителей власти и государства, чиновников для предотвращения новых попыток и случаев коррупции в системе государственного управления.
Литература для подготовки.
Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. М., 2011.
Станкин М.И. Психология общения. Курс лекций. М., 2003.
Михалкин Н.В. Социальная психология. М., РАП. 2012.
Самыгин, Руденко. Деловое общение. М., 2011.
Слотина Г.В., Чернова Г.Р.. Психология общения. С/Пб., 2012.
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М., 1997.
Семинар. Имидж, стиль, культура общения
Основные понятия и категории:Имидж, имиджмейкерство, стиль, лидер, харизматичность, бюрократия, лидерство, культура, культура общения, этика, этикет.
Вопросы для обсуждения.
1. Имидж в общении. Понимание, составляющие, формы. Модели поведения и взаимодействия.
2. Стиль общения. Особенности контактного и дистанционного стиля. Авторитарность, Коллегиальность, либерализм в общении.
3. Проблема лидерства в процессе общения. Традиционное, харизматическое, компенсирующее, бюрократическое лидерство и их особенности. Инициатива, творчество, ответственность в лидерстве.
4. Культура общения, ее составляющие, воздействие на участников общения, взаимодействия и деятельности. Типы культур. Этика и этикет. Проблема массовой культуры.
Практические задания.
1. Разработать модели имиджа: активно-поискового студента; юриста - специалиста по работе с населением (публичного и контактного свойства).
2. выделить сущностные свойства и черты культуры юриста.
Литература для подготовки.
Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. М., 2011.
Станкин М.И. Психология общения. Курс лекций. М., 2003.
Михалкин Н.В. Социальная психология. М., РАП. 2012.
Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности. — М., 2000.
Самыгин, Руденко. Деловое общение. М., 2011.
Слотина Г.В., Чернова Г.Р.. Психология общения. С/Пб., 2012.