Формы (процессы) мышления
Мышление человека является предметом изучения 3-х наук: философии, логики и психологии. Философия изучает мышление как путь познания мира, движение идей, раскрывающих сущность вещей. Формальная логика исследует готовые, уже возникшие мысли-понятия, суждения, умозаключения и устанавливает взаимоотношения между ними. Психология изучает процесс мышления, как и почему возникает, как развивается мысль. Таким образом, логика изучает мышление со стороны результата, а психология со стороны процесса, взаимно дополняя друг друга.
Понятие (определение) – это мысль, в которой отражается общие, существенные и отличительные специфические признаки предметов и явлений действительности. Например, прямая линия – кратчайшее расстояние между двумя точками. Понятие относится не к отдельным предметам и явлениям, а к группе, классу, т.к. является обобщённым отражением действительности. Понятие существует в виде значения слова.
Давыдов дал следующее определение понятию: «понятие - есть не форма всякого, а лишь вполне определённого знания, которое отражает такое единичное и особенное, которое одновременно является всеобщим».
Представление – это образ конкретного предмета. Следует отличать понятие от представления. Представление об одних и тех же предметах у людей разное (для одних море - это пляж, для других - открытый океан, для третьих – это место на карте.) Понятия более менее одинаковы у всех людей, и это обеспечивает их взаимопонимание.
Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждение – высказывание, содержащее определённую мысль. Суждения могут быть истинными и ложными; общими, частными и единичными.
Общие суждения касаются всех предметов и явлений, объединяемых понятием (все студенты добросовестно готовятся к практическим занятиям). Частные суждения распространяются только на часть предметов и явлений, относящихся к конкретному понятию (некоторые студенты – спортсмены). Единичное суждение касается индивидуального понятия (А. С. Пушкин – великий поэт).
Суждение раскрывает содержание понятий. Если человек высказывает суждение, он должен знать содержание понятий, входящих в состав суждения. Истинность суждения проявляется на практике.
Умозаключение – это такая связь между мыслями, понятиями, суждениями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получим другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.
Умозаключение – серия связанных логических высказываний, из которых выводится новое знание. Исходные суждения – это посылки, а вывод – заключение (умозаключение).
Основными способами (или видами) умозаключений являются индукция и дедукция.
Индукция предполагает вывод из частных суждений об общем. Это умозаключение от частных случаев, примеров, суждений к общему положению, суждению. Обобщая сходные признаки, делают общие выводы или заключения, устанавливают общее правило или закон.
Дедуктивное умозаключение даёт человеку знание о конкретных свойствах и качествах отдельного предмета на основе знаний общих законов и правил.
Частным случаем дедуктивного умозаключения является силлогизм, когда из двух предпосылок (частной и общей) выводится новое суждение:
Все металлы проводят электрический ток,
Медь – металл,
Медь будет проводить электроток.
Логические формы дедукции и индукции совершенно необходимы – благодаря им мышление становится доказательным, убедительным, следовательно, объективно отражающим действительность.
Мышление и эмоции
Мышление не всегда является процессом только логичным и разумным, часто в него вмешиваются и изменяют его эмоции.
Рубинштейн: «Подчиняясь деспотичному господству слепого чувства, мысль начинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не объективной реальностью, следует принципу удовольствия, вопреки принципу реалистичности… Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения».
Эмоции, однако, могут не только искажать, но и стимулировать мышление. Чувство придаёт мысли страстность, остроту, целеустремлённость, настойчивость.
Эмоции в мышлении выполняют:
1) эвристическую функцию - выделение некоторой зоны оптимального поиска решения задачи;
2) регуляторную функцию - активизируют поиск решения, если оно ведётся в нужном направлении (предвкушение), и тормозят, если интуиция подсказывает, что избранный ход ошибочный.
В зависимости от преобладания логики или эмоций в при решении проблем и задач К. Юнг выделял типы людей по характеру мышления:
1. Интуитивный тип – преобладание эмоций над логикой. Доминирует правое полушарие над левым.
2. Мыслительный тип – преобладает логика над интуицией и чувствами. Ему свойственна рациональность. Преобладает левое полушарие над правым.
Критерием истинности первого типа выступает ощущение правильности и практика, а для второго типа – эксперимент и логическая безупречность вывода.
Творческое мышление
Сразу отметим, что творческое мышление может быть связано с любым из видов мышления: словесно-логическим, практическим, образным.
Как осуществляется творческое мышление? Большинство специалистов отмечает факт внезапности появления результата. Возможно, одним из первых элемент озарения был зафиксирован возгласом “Эврика”, когда Архимед во время купания в ванне открыл свой закон. Элемент озарения присутствует в самоотчетах многих творческих личностей. Однако, эта яркая творческая стадия является третьей в процессе творческого мышления.