Практические (семинарские) занятия
Цели и задачи изучения дисциплины, её место в учебном процессе
Цели изучения дисциплины
- развитие у студентов интереса к психологии интеркультурных взаимоотношений;
- повышение культурного уровня студентов, формирование их мировоззрения.
Задачи изучения дисциплины
- познакомить студентов с основными понятиями изучаемого курса;
- обозначить современную проблематику интеркультурных взаимоотношений в различных сферах жизнедеятельности;
- раскрыть роль и значение культуры как психологического феномена в контексте интеркультурных взаимоотношений;
- дать представление об исторических путях и перспективах развития межкультурных взаимодействий в туризме;
- дать представление об этнических конфликтах и способах их урегулирования;
- выделить и охарактеризовать этические основы ведения бизнеса в различных типах культур;
- дать общую характеристику взаимодействия типичных представителей различных стран.
Краткая характеристика дисциплины, её место в учебном процессе
Курс “Интеркультурные взаимоотношения в туризме” способствует получению студентами знаний об интеркультурных особенностях и различиях, основах ведения бизнеса в различных типах культур, ведущих тенденциях и перспективах международного бизнеса. Кроме того, закрепляются навыки взаимодействия с представителями различных наций и культур, и таким образом, формируется профессиональное поведение будущих специалистов. В целом курс способствует повышению культурного уровня и формированию мировоззрения студентов
Связь с предшествующими дисциплинами
Дисциплина читается после изучения таких дисциплин, как «Психология», «Профессиональная этика и этикет», дополняются и систематизируются знания, получаемые студентами в ходе изучения ими других дисциплин гуманитарного цикла.
Связь с последующими дисциплинами
Знания и умения, полученные в ходе изучения дисциплины необходимы студентам в период прохождения преддипломной практики, а также для написания диплома.
Требования к уровню освоения дисциплины
Требования к уровню освоения содержания курса
После изучения курса студенты должны:
Иметь представление:
- о ведущих национальных особенностях и различиях между представителями разных культур;
- о современной проблематике межкультурных взаимодействий в туризме;
Знать:
- основные понятия изучаемого учебного курса;
- общую характеристику типичных представителей различных стран;
- этические основы ведения бизнеса в различных типах культур;
-основные правила и способы разрешения конфликтных ситуаций в интеркультурных взаимоотношениях.
Уметь:
- определять психологические и интеркультурные характеристики человека исходя из особенностей его вербального и невербального общения;
- применять знания в области интеркультурных взаимодействий в практической сфере деятельности для организаций эффективного общения с представителями разных наций и культур;
- предупреждать и нейтрализовать межкультурные разногласия и конфликты.
3. Распределение учебных занятий по семестрам и тематический план изучения дисциплины
Распределение видов и часов учебных занятий дисциплины по семестрам
Таблица 1
Распределение видов и часов занятий по семестрам
Виды занятий | Всего | ||||||||||
Аудиторные занятия, в том числе: - лекции - лабораторные работы - семинарские занятия Самостоятельные занятия, в том числе: - курсовой проект (работа) - контрольная работа - иные виды СРС Итого учебных занятий | 10 8 - 2 90 - 10 80 100 | 10 8 - 2 90 - 10 80 100 |
3.2. Тематический план изучения дисциплины
Таблица 2
Тематический план изучения дисциплины
№ пп | Наименование разделов и тем | Всего (часов) | Аудиторные занятия (часов), в т.ч. | Самостоятельная работа | |
лекции | семинары | ||||
Тема 1. Введение в психологию интеркультурных взаимоотношений. | |||||
Тема 2. Этнос и этнические общности человечества. | |||||
Тема 3. Культура как социальная система. | |||||
Тема 4. Психология национального характера. | |||||
Тема 5. Черты сходства и различия российской и иных культур. | |||||
Тема 6. Интеркультурные особенности взаимоотношений в туризме. | |||||
Тема 7. Универсальные и культурно-специфические аспекты общения в интеркультурных взаимодействиях в туризме. | |||||
Тема 8. Этнические конфликты – причины и способы регуляции. | |||||
Тема 9. Этика ведения бизнеса в различных типах культур. | |||||
Тема 10. Национальные манеры и обычаи. | |||||
Контрольная работа | |||||
Всего по курсу. |
Содержание дисциплины
Теоретический курс
Тема 1. Введение в психологию интеркультурных взаимоотношений отношений.
Предмет, объект, цели и задачи изучения психологии интеркультурных взаимоотношений. Основные понятия изучаемого курса: интеркультурные взаимоотношения, национальный характер, социальный характер, ментальность, национальный и индивидуальный менталитет, этнос, нация, народ, народность, цивилизация (культура), модальная личность. Актуальность изучения интеркультурных отношений для специалистов в области туризма. Развитие и становление психологии интеркультурных взаимоотношений.
Тема 2. Этнос и этнические общности человечества.
Этнос как психологическая общность. Понятие этноса, этнической и социальной группы. Этноцентризм как социально-психологическое явление. Группоцентризм: «мы» и «они». Структура и функции этнического самосознания. Этнические группы и этническое самосознание. Концепция Л.Н. Гумилева о межэтнической комплиментарности.
Механизмы межгруппового восприятия в интеркультурных отношениях. Этнические стереотипы и процесс стериотипизации. Условия и мотивы и механизмы формирования этнических стереотипов.
Тема 3. Культура как социальная система.
Определение культуры. Регулятивная функция культуры. Ведущие признаки культуры (язык, знания, убеждения, ценности и идеология). Внешние и внутренние проявления культуры.
Классификация культур: моноактивные, полиактивные и реактивные культуры. Понятие времени у типичных представителей различных культур
Концепция «культурного шока». Составляющие (аспекты) культурного шока. Основные факторы, влияющие на адаптацию к иной культуре.
Тема 4. Психология национального характера.
Понятие национального характера. Особенности национального характера. Классический русский национальный характер. Психологические особенности «советского человека». Психологические особенности «новых русских». Национальный характер в языке и фольклоре.
Тема 5. Черты сходства и различия российской и иных культур.
Характерные особенности российской культуры. Различия и сходства англо-американской и русской культур. Различия и сходства русский и романо-германской культуры.
Влияние национальных особенностей на ход переговоров. Национальные особенности принятия решений.
Тема 6. Интеркультурные особенности взаимоотношений в туризме.
Значение и перспективы развитие туристского бизнеса в мировой экономике.
Представление о статусе, лидерстве и организации в международном бизнесе.
Поведение лидеров в различных типах культур: моноактивные, полиактивные и реактивные менеджеры.
Британский, американский, французский, шведский, азиатский, романский и арабский стили лидерства. Особенности формирования деловых отношений с типичными представителями обозначенных стилей лидерства.
«Восточная модель» представления о статусе, лидерстве и организации.
Тема 7. Универсальные и культурно-специфические аспекты общения в интеркультурных взаимодействиях в туризме.
Механизмы межгруппового восприятия. Особенности национальных стилей делового общения в Европе и Америке, Франции, Германии, Испании, Финляндии, Швейцарии. Национальные стили делового общения в странах Азии. Японский деловой стиль. Китайский деловой стиль. Арабский деловой стиль.
Тема 8. Этнические конфликты, причины возникновения и способы регуляции.
Понятие - этнические конфликты. Типы этнических конфликтов. Динамика этнических конфликтов. Индивидуальные различия как основа межгрупповых конфликтов. Теория реального конфликта. Теория социальной идентичности. Урегулирование этнических конфликтов.
Тема 9. Этика ведения бизнеса в различных типах культур.
Общие и специфические черты ведения бизнеса у представителей разных наций Этика ведения деловых переговоров, деловых контрактов. Выполнение контрактных обязательств с представителями различных типов культур. Отношение к компромиссу в различных культурах. Американская тактика взаимных уступок. Англичане и скандинавы как «мастера компромисса».
Отношение к использованию посредников в переговорах.
Типичная логика ведения бизнеса у разных народов.
Тема 10. Национальные манеры и обычаи.
Понятия: манеры и обычаи. Распространенные национальные обычаи. Некоторые странные обычаи наций, народов, народностей. Наиболее известные национальные табу.
Манеры и обычаи при приеме пищи. Принятое время еды. Манеры за столом. Количество блюд, предпочитаемые первые блюда и закуски. Оплата счета, чаевые. Дарение подарков.
Особенности делового этикета в различных культурах: государственный, дипломатический, общегражданский.
Практические (семинарские) занятия
Семинар 1. Психология национального характера. (1 ч)
Цель: изучить психологию национального характера
1. Понятие национального характера.
2. Классический русский национальный характер.
3. Национальный характер в языке и фольклоре.
Семинар 2. Интеркультурные особенности взаимоотношений в туризме. (1 ч)
Цель: изучить интеркультурные особенности взаимоотношений в туризме.
1. Межкультурная коммуникация и взаимоотношения.
2. Поведение лидеров в различных типах культур: моноактивные, полиактивные и реактивные менеджеры.
3. Особенности формирования деловых отношений с типичными представителями обозначенных стилей лидерства.
4. «Восточная модель» представления о статусе, лидерстве и организации.
Литература для семинарских занятий:
Рекомендуемая основная литература:
1. Стефаненко Т.Г. Этнописхология. –М.: Аспект –прогресс, 2008.
2. Босрок М. М. Путеводитель по обычаям и этикету. Европа. Ценнейшее руководство, как нужно действовать с самого первого шага; пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель,2008.
3. Босрок М. М. Азия: Путеводитель по обычаям и этикету; пер. с англ. – М.:АСТ: Астрель, 2007.
4. Босрок М. М. Путеводитель по обычаям и этикету. Южная Америка. Ваш незаменимый помощник; пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
5. Льюис Г.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: пер. с англ. -М.: Дело, 2006
Рекомендуемая дополнительная литература:
1. Кипнис М. Тренинг межкультурных отношений. Части 1-2 – М.:Ось-89, 2006.
2. Косолапов А.Б. Туристское страноведение. Европа и Азия: учебно-практическое пособие. -М.: КНОРУС, 2005.
3. Тен Ю. П. Культурология и межкультурная коммуникация: Учебник. – Ростов-на Дону: Феникс, 2007.
4. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособ. Для студ. вузов. – М.:ЮНИТИ ДАНА, 2008.
5. Корпоративная культура делового общения: Главные правила общения и поведения в современном обществе. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005.
6. Митчелл М. Деловой Этикет; пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
7. Романова Н. П. Деловой этикет на Востоке. Настольная книга бизнесмена: учеб. пособ. – М.:Восток-Запад, 2005.
8. Фихтингер, Хайнц и др. Правила хорошего тона. Как вести себя во время пребывания за границей .-М.: Омега – Л, 2006.
9. Шубина Е.В. Ритуалы: зашифрованная сила тысячелетий. -СПб.: ИГ «Весь», 2005.
10. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. – М.: ПЭРСЭ, 2002.
Лабораторные занятия
Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.