Место дисциплины в структуре ООП. Министерство образования и науки Российской Федерации РОССИЙСКИЙ
Министерство образования и науки Российской Федерации
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Филиал РГСУ в г. Минске Кафедра психологии и конфликтологии |
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий кафедрой психологии и конфликтологии Н.В. Смирнова
Протокол № 6 от «1» июля 2014 г.
СМИРНОВА Н.В.
МАРИЩУК Л.В.
СВЕРЕДЮК Е.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»
Направление подготовки:
Психология (бакалавр)
Квалификация (степень) выпускника:
Бакалавр
Форма обучения
(очная, заочная)
Минск
УДК
ББК
Рабочая программа учебной дисциплины «Методологические основы психологии» / Авт.-сост. Н.В. Смирнова, Л.В. Марищук, Е.В. Свередюк. – Минск: Филиал РГСУ в г. Минске, 2014. – 70 с.
Авторы-составители:
Смирнова Н.В., к.п.н., доцент, заведующий кафедрой психологии и конфликтологии филиала РГСУ в г. Минске
Марищук Л.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры психологии и конфликтологии филиала РГСУ в г. Минске
Свередюк Е.В., м.п.н., преподаватель кафедры психологии и конфликтологии филиала РГСУ в г. Минске
Рецензенты:
1. Самаль Е.В., к.п.н., доцент, доцент кафедры психологии и конфликтологии филиала РГСУ в г. Минске
2. Карандашев Ю.Н., д.п.н., профессор, профессор Силезийского университета
Утверждена решением заседания кафедры психологии и конфликтологии от «1» июля 2014 г. (протокол № 6)
Заведующий кафедрой Н.В. Смирнова
© Смирнова Н.В., Марищук Л.В, Свередюк Е.В.
© Филиал РГСУ в г. Минске
Цели освоения дисциплины
Целью учебной дисциплины «Методологические основы психологии» является формирование у студентов целостной системы методолого-психологического знания, отображающей методологические основы психологии как особой отрасли науки.
Образовательная–формирование у студентов системы понятий методологии психологии (её категориального строя, объяснительных принципов, подходов и методов, специфики психологического познания, универсальных принципов построения программы психологического исследования); формирование представления об базовых проблемах теоретической психологии, стратегиях и подходах в их решении.
Воспитательная– формирование у студентов системы познавательных установок, методологических координат исследования пространства психологических проблем; обретение субъектности в учебной и профессиональной деятельности.
Развивающая– формирование у студентов умений саморефлексии, психологического анализа и обобщения достижений психологической науки и практики; формирование навыков самообразования и саморазвития.
Основные задачи, решаемые в ходе преподавания учебной дисциплины:
– рассмотреть основополагающие методологические проблемы психологии как научной дисциплины;
– разъяснить тесную взаимосвязь и взаимозависимость философского, общенаучного и психологического уровней методологии;
– раскрыть основные черты исторической динамики и качество современного этапа развития методологии психологической науки;
– раскрыть сущность и содержание основных теорий, концепций и современных представлений о методологических основах психологии;
– обосновать психологическую значимость и роль каждой из этих теорий и концепций;
– показать различные способы систематизации психических явлений с позиций различных методологических схем описаний;
– продемонстрировать различные решения проблем психологической науки с методологических позиций гуманитарных и естественных наук, переплетение в психологии различных языков описания;
– способствовать формированию у студентов навыков и умений применения полученных методологических знаний при организации и выполнении научного исследования в области психологии;
– выделить закономерности, выводимые из методологических основ психологии, с целью их применения в психологической практике;
– сформировать интеллектуальную и личностную готовность к систематическому освоению достижений психологической науки и практики.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Методологические основы психологии» строится на принципах научности, развивающего характера обучения, связи с современным состоянием науки и практики, относится к базовой части профессионального цикла (Б.3.Б.5) по направлению подготовки 030300.62 – Психология.
Отбор содержания и структурирование программы учебной дисциплины «Методологические основы психологии» осуществляется с учётом знаний, навыков и умений, приобретённых студентами в процессе изучения введения в профессию, истории психологии и общей психологии, в неразрывном единстве с философией. Данный курс создаёт основу для усвоения учебного материала по психологии личности, социальной психологии личности, организации социально-психологического исследования и выполнения научно-исследовательской работы.
Значение дисциплины «Методологические основы психологии» для студентов по направлению подготовки «Психология» обусловлено её теоретико-методологическими возможностями формирования профессионального базиса будущего психолога, преподавателя психологии, исследователя, научного сотрудника.