Задание 21. Исследование направленности личности
Цель исследования: изучить особенности направленности личности.
Инструкция: «На каждый пункт вопроса есть три возможных варианта ответа (А, В, C). Выберите тот вариант ответа, который лучше всего выражает Вашу точку зрения, который наиболее ценен для вас или больше всего соответствует правде. Букву Вашего ответа запишите в графе «Больше всего» бланка для ответов. Затем выберите наименее ценный ответ и поставьте его букву в графе «Меньше всего». Над вопросами не думайте слишком долго, первый выбор обычно бывает самым верным».
Ориентационная анкета
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
А. Одобрения моей работы;
В. Сознания того, что работа сделана хорошо;
С. Сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;
В. Известным игроком;
С. Выбранным капитаном команды.
3. По–моему, лучшим педагогом является тот, кто:
А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет
индивидуальный подход;
В. Вызывает интерес к предмету, так, что учащиеся
с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
С. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой
никто не боится высказать свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди:
А. Радуются выполненной работе;
В. С удовольствием работают в коллективе;
С. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
А. Были отзывчивы и помогали людям;
В. Были верны и преданы мне;
С. Были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
В. На кого всегда можно положиться;
С. Кто может много достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю:
А. Когда у меня что–то не получается;
В. Когда портятся отношения с товарищами;
С. Когда меня критикуют.
8. По–моему, хуже всего, когда педагог:
А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему не симпатичны,
насмехается и подшучивает над ними;
В. Вызывает дух соперничества в коллективе;
С. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.
9. В детстве мне больше всего нравилось:
А. Проводить время с друзьями;
В. Ощущение выполненных дел;
С. Когда меня за что–нибудь хвалили;
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
А. Добился успеха в жизни;
В. По–настоящему увлечен своим делом;
С. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна:
А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
В. Развивать прежде всего индивидуальные способности
учащегося;
С. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать
с людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
А. Для общения с друзьями;
В. Для отдыха и развлечений;
С. Для своих любимых дел и самообразования.
13.Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
В. У меня интересная работа;
C. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда:
А. Другие меня ценят;
В. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной
работы;
С. Приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось,
чтобы:
А. Рассказали о каком–нибудь деле, связанном с учебой,
работой, спортом и т.п. в котором мне довелось участвовать;
В. Написали о моей деятельности;
С. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
А. Имеет ко мне индивидуальный подход;
В. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
С. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем:
А. Оскорбление личного достоинства;
В. Неудача при выполнении важного дела;
С. Потеря друзей.
18. Больше всего я ценю:
А. Успех;
В. Возможности хорошей совместной работы;
С. Здравый практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые:
А. Считают себя хуже других;
В. Часто ссорятся и конфликтуют;
C. Возражают против всего нового.
20. Приятно, когда;
А. Работаешь над важным для всех делом;
В. Имеешь много друзей;
С. Вызываешь восхищение и всем нравишься.
21. По–моему, в первую очередь руководитель должен быть:
А. Доступным;
В. Авторитетным;
С. Требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
А. О том, как заводить друзей и поддерживать
хорошие отношения с людьми;
В, О жизни знаменитых и интересных людей;
С. О последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
А. Дирижером;
В. Композитором;
C. Солистом.
24. Мне бы хотелось:
А. Придумать интересный конкурс;
В. Победить в конкурсе;
С. Организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важнее всего знать:
А. Что я хочу сделать;
В. Как достичь цели;
С. Как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
А. Другие были им довольны;
В. Прежде всего выполнить свою задачу;
C. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
А. В общении с друзьями;
В. Просматривая развлекательные фильмы;
С. Занимаясь своим любимым делом.
Таблица 10
Бланк для ответов
№ | Больше всего | Меньше всего | № | Больше всего | Меньше всего |
Обработка результатов
Если указанная в «Ключе» буква записана в графу «Больше всего», поставьте 2 балла, если «Меньше всего» – 0 баллов. Оставшийся невыбранным ответ – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.
Затем необходимо подсчитать количество баллов в столбцах Я, О. Д. Выбирают тот, по которому набрано наибольшее количество баллов.
Таблица 11
Ключ
№ п/п | Я | О | Д | № п/п | Я | О | Д |
А | С | В | В | С | А | ||
В | С | А | А | С | В | ||
А | С | В | А | С | В | ||
С | В | А | А | В | С | ||
В | А | С | А | В | С | ||
С | А | В | С | В | А | ||
С | В | А | В | Ф | С | ||
А | В | С | В | А | С | ||
С | А | В | С | А | В | ||
А | С | В | В | С | А | ||
В | С | А | А | С | В | ||
В | А | С | С | А | В | ||
С | А | В | В | А | С | ||
А | С | В |
Анализ результатов
1. Направленность на себя (Я) – при высоких баллах выражены эгоцентрические тенденции, стремление к личному благополучию, престижу, удовлетворению своих желаний. Интересы дела и людей в таком случае вторичны.
2. Направленность на взаимодействие (О) – потребность в общении, стремление при любых условиях поддержать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, конформность. Работа часто уходит на второй план.
3. Направленность на дело, на задачу (Д) – ориентация на деловое сотрудничество, заинтересованность в решении деловых проблем, стремление совершенствовать трудовой процесс и находить новые решения для достижения намеченной цели, способность отстаивать в интересах дела свое мнение. Эти люди отличаются самостоятельностью, решительностью, упорством.