Реакция на эмоциональную нагрузку
Стандартная инструкция ("нарисуй несуществующее животное") эмоционально нейтральна. В дополнительных заданиях появляются темы, которые потенциально могут быть эмоционально нагрузочны. Предложение придумать "самое злое и страшное животное" актуализирует страхи и опасения, связанные с внешней угрозой. Задание нарисовать "самое несчастное животное" адресуется к негативным переживаниям, связанным с собственным внутренним состоянием. Поэтому сопоставление результатов выполнения этих трех вариантов задания позволяет выявить реакцию обследуемого на разные виды эмоциональной нагрузки.
Татьяна Н. по стандартной инструкции изобразила животное под названием "блин" (рис. ниже).
О своем животном она рассказала следующее:
"Оно типа плоской живой материи. Передвигается с помощью небольших ножек. Нет никаких органов чувств. Надо рассказать, как размножается? Никак. Как их выпускает Господь Бог... - а своей активности нет. Не принимают в этом участия. Очень пассивное и не... смысла никакого нет в его существовании". На вопрос о том, чем это животное питается, Татьяна ответила: "Водой. Он в лесу живет. Вода капает - и в ней хватает питательных веществ, которые ему нужны ".
В рисунке проявляется высокая тревожность (штриховка, множественные линии). Основная тема рассказа - пассивность животного. Наряду с крайне низкой детализацией рисунка это позволяет предположить астеническое состояние. Отмечается также отсутствие смысла жизни. По-видимому, у Татьяны остро не удовлетворена потребность в смысле жизни, что говорит о некоторой инфантильности (эта проблематика характерна для раннего юношеского возраста). В рассказе представлен развернутый многословный уход от темы размножения. Хотя проверяющий не задавал никаких вопросов на эту тему, девушка как бы переспрашивает: "Надо рассказать, как размножается?", - после чего почти половина рассказа посвящена объяснению того, что это животное вообще не размножается. Это говорит о неблагополучии в сексуальной сфере, приводящем к попыткам ее избежать.
Симптоматика, схожая с Таниной (за исключением отношения к сексуальной сфере и проблемы смысла жизни), обнаруживается в рисунках Ани К., 4 лет 8 месяцев. Для своего возраста Аня очень хорошо развита. Изображенное ею несуществующее животное по уровню исполнения соответствует 6-7-летнему возрасту (рис. ниже).
Аня назвала свое животное Галя и рассказала, что оно живет в зоопарке, в клетке. Чтобы клетка не упала, у нее сверху и снизу - подпорки. Аня также объяснила, что "у него там еда - сено, солома". На вопрос, что Галя обычно делает, был получен ответ: "Ест и спит. Оно еще помнит, как жило с родителями, и делает все, как они". Выяснилось, что иногда Галя выходит гулять, а потом возвращается в клетку.
В рисунке и рассказе проявляется повышенная тревожность: штриховка рисунка, стремление обеспечить животному максимальную безопасность (подпорки) и запас еды (два стога сена). Жизнь в клетке (к тому же столь тщательно вырисованной) отражает как потребность в защищенности, так и чувство своей несвободы, зависимости. В рассказе прямо указан источник этой зависимости: образцы, задаваемые родителями ("делает все, как они"). Для Аниного возраста подобные темы не типичны, однако в данном случае имеется сочетание опережающего темпа психического развития с сильной гиперопекой. Аня - единственный ребенок в семье, включающей кроме ее родителей еще бабушку и дедушку; все четверо взрослых активно участвуют в ее воспитании.
В рисунке злого и страшного животного проявились острая тревога, невротическая реакция на эмоциональную нагрузку. Об этом свидетельствует полный распад формы (рис. выше).
Рисуя вертикальные штрихи, Аня приговаривает: "Вот такие зубы!". О нарисованном животном она рассказывает: "Живет в море и всех ест. Нет, сильных рыб не ест. Акулу не ест. И дельфинов не ест ". На вопрос, кого же это животное ест, девочка отвечает: "Маленьких", - и показывает руками размер приблизительно в 10 см. В стремлении уйти от неприятного, пугающего образа всепожирающего существа проявляется действие механизмов психоло-гической защиты.
Невротическая реакция на эмоциональную нагрузку ярко проявляется и в рисунке самого несчастного животного. По этой инструкции Аня нарисовала "рыбку", которая "живет в аквариуме" (рис. ниже).
В ответ на вопрос, почему эта рыбка несчастна, девочка объяснила: "Для себя она счастливая, а для нас - несчастная, потому что она плавает в газе. Если плавать в газе, то можно умереть, а она этого не знает".
В отличие от рисунка злого и страшного животного, на этот раз явственно проявилась депрессивная симптоматика: уменьшение размеров рисунка, тема смерти в рассказе. Очень высока эмоциональная напряженность, о которой свидетельствуют беспорядочные линии и штрихи на рисунке, зачернение некоторых его участков (узор на теле рыбки, необъясненное пятно рядом с ней).
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что у Ани очень низка устойчивость к стрессу. В зависимости от характера стрессовых воздействий можно ожидать невротических реакций разного рода: появления либо острой тревоги, либо депрессии. Весьма велика также вероятность их сочетания - возникновения тревожной депрессии.
Стремление изолировать своих животных от окружающего мира (клетка, аквариум) и невротическая реакция на агрессивную тематику служат косвенными указаниями на боязнь агрессии. Такое предположение подтверждается жалобой родителей на то, что совершенно не общается с другими детьми. Встретившись со сверстником, она начинает на него рычать (утверждая, что она тигренок), а если он все же пытается вступить в контакт, то убегает. Вообще говоря, игровое перевоплощение в зверей абсолютно нормально и естественно для Аниного возраста. Однако в данном случае игра в тигренка явно представляет собой средство предотвратить контакт.
Родителям рекомендовано постепенно приучать Аню к самостоятельности и снижать уровень опеки. Важно также уменьшить количество предъявляемых к ней требований. Для преодоления трудностей в контактах со сверстниками предложено учить Аню общаться с одним-двумя партнерами в ходе игры, организуемой и направляемой взрослым. Объяснено, что все воспитательные мероприятия должны проводиться очень осторожно, чтобы не вызвать у девочки стрессового состояния. По той же причине недопустимы никакие резкие неподготовленные перемены в ее образе жизни. Эмоциональную подготовку к школе рекомендовано начать очень заблаговременно и, несмотря на высокий уровень развития, не отдавать Аню в школу до семи лет.