Задания Б-2: Язык и речь (понятия, соотношение, теории освоения языка и развития речи)
Б-2-1. Приведите в соответствие:
1) теория | а) На развитие речи влияет мотивация ребенка | ||||
научения | б) Основные механизмы формирования и развития | ||||
речи – подражание и подкрепление | |||||
в) У ребенка имеется врожденная потребность в | |||||
2) теория речевого | подражании, в том числе звукам человеческой речи | ||||
развития | г) У человека с рождения присутствуют задатки к | ||||
Н. Хомского | овладению речью | ||||
д) Развитие речи зависит от присущей ребенку с | |||||
рождения | способности | воспринимать | и | ||
3) когнитивная | интеллектуально перерабатывать информацию | ||||
е) Вне сензитивного периода язык усвоить трудно, | |||||
теория усвоения | |||||
если не невозможно | |||||
языка
Б-2-2. Вставьте пропущенные слова:
а) Процесс общения людей посредством языка называется
__________________.
б) Язык обладает _____________ сущностью, а речь - _____________________.
Б-2-3. Найдите правильную схему. Обоснуйте свой ответ:
а) язык →значение слова→речь б) значение слова→ язык →речь
Б-2-4. Объясните факт:
В 1970-х г.г. в США была обнаружена и изъята из семьи 13-летняя девочка Джинни. Она жила в ужасных условиях, первые годы жизни она вообще была
привязана к стулу. Несмотря на интенсивные попытки педагогов научить ее говорить, Джинни сумела выучить только несколько слов, и в итоге была помещена в интернат для умственно отсталых.
Б-2-5. Прокомментируйте историю, широко освещенную в СМИ, пользуясь
терминами из темы:
Комиссия из РОНО проверяла сельскую школу. Нарушений обнаружено не
было. У комиссии возник только один вопрос: «Почему у вас все ученики
говорят: ушедши, попивши, поевши и т.д.?». На что директор школы им ответил: «Они так привыкши».
Задания Б-3: язык, речь и сознание (соотношение коммуникации животных и человека, физиологические основы, роль языка в формировании содержания индивидуального сознания)
Б-3-1. Выберите характеристики «языка» животных, отличающие его от
человеческого языка:
Функционирует в узком пространственно-временном отрезке, позволяет
использовать одно слово в разных контекстах, соотносится с конкретными предметами, конвенционален, абстрагирован, однообразен в пределах вида, меняется при переходе в другое сообщество.
Б-3-2. Объясните факт:
В 1970-90-х г.г. американские ученые наблюдали за речевым развитием
шимпанзе Уоши, которая понимала более 500 слов и умела сопоставлять их с соответствующими знаками. Когда ее второй детеныш погиб, она все время спрашивала: «Ребенок?». Когда ей сказали: «Ребенка нет, ребенку конец», она стала отчужденной. Через две недели ей принесли маленькую шимпанзе Лулис, которая освоила знаковую речь от приемной мамы.
Б-3-3. Предскажите результаты эксперимента:
Поскольку у глухонемых жестовая коммуникация осуществляется с помощью
мускулов пальцев, на эти мускулы были помещены электроды, чтобы замерить зачаточные движения, когда эти люди думают. Контрольная группа состояла из
людей с нормальным слухом. В какой группе чаще фиксировались
микродвижения пальцев рук? Почему?
Б-3-4. Сделайте необходимые обозначения на рисунке
«Физиологические основы речи»
Б-3-5. Прокомментируйте высказывание Р. Барта, | |||
пользуясь терминами из изученной темы: | Поль Брока | ||
«Человек есть существо не говорящее, | но | (1824-1880) | |
говоримое» | |||
Б-3-6. Прокомментируйте высказывание Ф.И. Тютчева, пользуясь терминами из
изученной темы:
«Мысль изреченная есть ложь»
Задания Б-4: Функции речи (в процессах коммуникации и саморегуляции)
Б-4-1. Вставьте пропущенные слова:
а) Все психические процессы с помощью речи становятся ________________.
б) ______________ функция речи проявляется в том, что, размышляя вслух, человек приходит к новым идеям.
Б-4-2. Укажите основную функцию речи, которая реализуется в каждом из этих
примеров: