По дороге, ведущей к Солнечному дому

Куда летишь ты, Синтон?

Птица-тройка беспокоится

Главная идея Центра Синтон — идея Солнечного дома.

Идея простая.

Когда мы становимся самостоятельными, свое окружение мы начинаем формировать сами. Мы обустраиваем себе свою комнату, а потом квартиру, мы делаем себе свою семью — мы строим свой дом. А когда мы становимся сильнее, хочется построить больше — свой Мир, свой Большой Дом: окружить свою семью и свою квартиру людьми, близкими нам по духу, людьми светлой направленности. Умеющими жить и работать, созидать, а не разрушать, людьми порядочными и человечными — всегда.

Так вот. В любом нормальном цивилизованном обществе существуют где общины, где кварталы, где поселения, в которых собираются люди, близкие друг другу по духу. Мусульманская община, китайский квартал, немецкая слобода... Если вы в курсе, это совершенно открытые части нормального города, туда может прийти каждый и даже там поселиться, особенность только в том, что внутри китайского квартала свои порядки, и жить по-настоящему уютно там только тому, кому китайский образ жизни понятен и близок. Тот же, кто хочет ночью танцевать рэп, будет чувствовать здесь себя неудобно, ему посоветуют, и он скоро переселится в соседний квартал.

· В Гарлем, к своим друзьям-неграм.

Так вот, о Солнечном доме. Лет через пять—семь (как раз и кризис кончится!) создать, собрать, построить в Москве синтоновский квартал — дело не такое сложное, по крайней мере, вполне реалистичное.

· Ну, например, пять стоквартирных домиков — уже неплохо. Кто-то именно там купит квартиру, кто-то обменяет свою, а если подрядчиками будут свои же люди и доход от строительства будет подарен Синтону же, то неленивых и умеющих работать и зарабатывать деньги синтоновцев цены устроят. Все нормально.

Будьте предельно внимательны: "Солнечный дом" — проект не архитектурный, а психологический. Для меня это не попытка решения моих или чьих-то жилищных проблем, это совсем другое. Это в первую очередь сильный способ и точный инструмент, который позволяет мне видеть, не криво ли я работаю? Так ли живет, туда ли развивается — Синтон?

Главный вопрос: есть ли кому жить в этом Солнечном доме? Кого мы туда поселим, какие это люди будут — синтоновцы? Готов ли Синтон к тому, чтобы взять на себя ответственность не только за чью-то душевную жизнь, но и за жизнь реальную? Сможет ли Синтон построить — Солнечный дом?

Я думаю, что не так важно, приедет ли за строительной документацией генподрядчик и будет ли построен в бетоне или в кирпиче реальный Солнечный дом. Мне кажется, что также не принципиально, захотят ли обязательно в Солнечный дом переезжать или решат остаться в своем родном доме те замечательные люди, которые будут туда приглашены. Все это — возможно и, наверное, реально, но не это, на мой взгляд, самое главное.

А что на самом деле важно, так это то, чтобы Синтон не превращался в заурядный, хотя и качественный, тренинговый психологический центр, где народ с пользой время проводит, а психологи довольно кормятся. Самое важное, чтобы звание Синтоновец действительно становилось знаком человеческого качества.

Так?

Немного конкретики

– Пусть расцветают все цветы!

– Пусть. Но вот здесь у нас будет клумба из лютиков, а лопухи мне не нужны вовсе.

Вот такие цветики

Ну, и как все это видится конкретно? Как все это сделать? Может быть, для этого нужно найти или придумать совершенно особенные тренинги?

В частности, да. Психологические тренинги нам действительно нужны не любые, а только те и такие, которые будут очевидно работать на идею Солнечного дома. Появляется тренинг — мы знаем, зачем, что он будет делать с нашими людьми. Мы понимаем, какую задачу он решает, какой кирпич в основание Солнечного дома он закладывает.

· А, может быть, он от Солнечного дома уводит? Или закладывает туда не кирпич, а мину?

Пришел синтоновец после ЭСТа[76], уверенно делает кучу глупостей, а на любой вопрос про "Слушай, а почему ты решил делать именно это и так?" отвечает автоматом: "Потому что я это выбрал!" Он узнал на тренинге, что уверенный в себе человек не обязан кому бы то ни было предоставлять объяснения своих решений и поступков, и теперь это право довольно реализует.

· За счет окружающих и группы в целом.

Хорошо, что этот милый человек разрешил себе себя уважать и не считает обязательным кому-то что-то обосновывать. Но с таким рядом жить неудобно. Такой сосед в Солнечном доме в какой-то момент может тебя крепко подставить.

Или: хороший человек синтоновец прошел, например, и первое и второе свое рождение, теперь он тонко чувствует свои душевные движения, желания и настроения и на этом основании редко хочет работать — потому что нет целостного настроения на работу! — это тот душевно развитый человек, который нам нужен?

Соответственно, все тренинги должны быть рано или поздно увязаны в систему и должны поддерживать друг друга. Нет и не должно быть самостоятельных авторских курсов, тешащих авторское самолюбие ведущих, — есть единый (пусть разнообразный и богатый ответвлениями и вариантами) курс, где работа каждого ведущего вносит свой, понятный всем остальным, вклад в общую работу.

· В построение Солнечного дома.

Далее: все тренинги должны стать так или иначе ориентированными на результат. Отзывы участников: "О! Я так много пережил! Великолепные впечатления! А как классно работал ведущий!" являются пустышками, если от тренинга нет реальных результатов[77]. Чему по-настоящему научились члены группы? Сколько из них — научились? У скольких это теперь будет вставлено в жизнь?

· "Мы разрабатывали громкий голос и уверенную походку" или "Все члены нашей группы легко и всегда, когда надо, имеют полетный громкий голос и красивую уверенную походку. Гарантировано!" — наверное, это разные результаты?

Заканчиваются "Трудные игры", группа сильная, все работают, как всегда, классно. Но в "Подводной лодке" команда избранных к спасению, лучшие люди группы, лидеры группы — оказавшись в реально конфликтной ситуации, начали кусаться, как животные. Зубы оскалены, наезды, рычание... Оно, конечно, это было хорошее занятие, славно, что оно обнаружило такую живую агрессию, и вообще-то неплохо, что синтоновцы умеют быть открыто агрессивными... — но очевидно, что цель не достигнута.

· В Солнечный дом такими въезжать — рано.

Естественно, неотъемлемой частью психологической работы в Центре есть и должна быть Дистанция.

· Хорошо, что хоть это работает как следует.

А что касается открытого, смелого, детского и наиестественнейшего синтоновского эгоизма и нежелания думать о других, то… То давайте думать. Пока я думаю, что возмущаться кем-либо и чем-либо бестолку, чтением морали это дело не поправить, а снова человека к чему-либо привязывать и делать зависимым — путь не наш.

Верно, что человек становится добрее и внимательнее, когда решает часть своих проблем. Если человек становится не таким голодным и даже сытым и довольным, ему легче увидеть другого, почувствовать реальность другого и отозваться на него и его нужды. Здорово, если наши синтоновцы будут становиться душевно и житейски богатыми людьми, ибо щедрым может быть или совсем нищий — ему и так нечего терять, или достаточно богатый человек, которому не страшно терять: все равно у него останется с запасом...

Но важнейшим направлением, по моему видению, должно быть

Учить человека видеть и чувствовать РЕАЛЬНОСТЬ ДРУГОГО.

О чем это? Как связан эгоизм и ощущение реальности? На мой взгляд, напрямую.

Я забочусь о себе, потому что мое Я — это для меня реально, а нужды другого — то, о чем говорят, но чего я не чувствую. То есть для меня — не-реальность. Иногда случается так, что до меня донесут и я смогу почувствовать, что нужды МОИХ БЛИЗКИХ — тоже реальны, тогда я забочусь не только о себе, но и о своих близких. Но понять и почувствовать, что РЯДОМ ТОЖЕ ЛЮДИ, что реальны нужды каждого — в этом и должна быть работа Синтона.

Почувствовать реальность другого — это прочувствовать, как свои, его радости, его мечты и желания, его боль и трепет. Его жизнь. Да, синтоновцы забывают, что такое "плохо" — и становятся глухими к чужой боли. Праздновать жизнь — это прекрасно, но если вокруг нас людям бывает больно, то не видеть этого — значит быть слепым. Синтоновец слепым быть не должен.

· Синтон должен сделать так, чтобы нормальным удивлением было не: "Что это он о других заботится? Ведь его же это не касается?", а: "А почему же я забочусь только о себе? Ведь другим, реальным так же, как и я, нужно то же, что и мне?"

И пусть в программе работы Центра Синтон стоит такое простое требование: ты учишься не для того, чтобы было хорошо тебе, а чтобы было хорошо с тобой.

· Думаю, что тогда хорошо будет — всем. Солнечнее.

Напоследок

Философы — это не мудрые люди. Это смелые люди, которые не боятся заглядывать туда, куда другие боятся.

Миша Левинсон

До свидания?

Надеюсь, что я, как обычно, не открывал Америк, а лишь озвучивал то, что повседневно видят и думают многие мои коллеги, нормальные здравомыслящие люди. Самая традиционная и самая приятная обратная связь на мои книги укладывается в одну формулу: "Николай Иванович, вы написали то, о чем мы думали сами". Моя заслуга оказывается только в том, что я разрешаю себе быть более свободным в мыслях и в жизни, и этим прокладываю путь свободы для многих. Как с нескрываемой завистью сформулировал в сердцах один мой очень молодой читатель:

Интересный человек этот Козлов! Ну, хитрый: живет, как ему хочется!

Живу, но не могу назвать себя смелым человеком: я физически ощущаю страх писать свое, и, может быть, именно это служит мне одним из ориентиров, что писать надо: свою, незащищенную ничем, правду, то есть то, от чего холодеют руки и бьется сердце. Козлов потому и продажный автор, что никогда не врет.

· Этим я вовсе не хочу сказать, что другие авторы врут. Просто, чтобы врать или не врать, нужно говорить от себя лично: не что про это говорит наука психология, а что думает (и чувствует) по этому поводу сам автор. Но, как правило, именно это и отсутствует.

Но моя правда всегда личная и субъективная. Например, Синтон живет в моей душе Солнечным городом, которого нет, но в котором единственно жить хочется, и именно поэтому я же первый на реальный Синтон более всех ругаюсь.

· Синтоновцы — для меня вообще ругательное слово. Это те вредные самые близкие люди, которые никак не хотят быть такими замечательными, какими я все еще хочу их видеть.

Но видеть хочу — и иногда поэтому приукрашиваю. С другой стороны, при всей своей субъективности я старался быть точным. Чтобы удостовериться в словах Дона Хуана от Кастанеды, нужно две недели махать сквозь кусты чапарели в неизвестном направлении. Врать про Синтон — труднее, синтоновцы отреагируют без задержки.

· Выплескивать свои чувства как есть они, слава Синтону, уже научены.

А закончить книгу я хочу текстом, который давно лежит у меня в бумагах и перед которым я останавливаюсь всегда. Как только он оказывается передо мной, я остаюсь наедине с ним и погружаюсь в то, что он мне говорит.

Андрэ Оу

Молодая мама старается объяснить своему четырехлетнему сыну, что автомат, продающий кукурузу, не может выдать ему это лакомство:

"Ты не можешь получить воздушную кукурузу, сынок.

Этот автомат не в порядке.

Смотри, вот на нем даже висит табличка,

где написано, что автомат не работает".

Но ребенок не понимает. Ведь он хочет получить лакомство. У него есть монета для автомата. Он даже видит кукурузу внутри автомата.

"И все же где-то, что-то — не так.

И сладкой воздушной кукурузы не получается.

Мальчик идет обратно вместе с мамой

И ему хочется плакать.

Господи! Я чувствую, что мне тоже хочется плакать, плакать о людях, превратившихся в сломанные, работающие с перебоями машины, наполненные добром, в котором так нуждаются, которого так хотят другие люди, и все же никак не могут его получить, лишаются радости иметь его, потому что где-то там, внутри, у них что-то не в порядке".

Почему я всегда плачу, когда это читаю?

Вся моя работа как психолога — это попытка ответить этому мальчику. И эта книга — наверное, про то же.

Эту книгу я буду писать еще много лет.

Литература

Агапов Б. Воспоминания о Японии. 1945-1945 г. /"Москва" №1, 1974.

Айдакова Л. Уроки психологии в школе. — М.: НПЦ "Коррекция", 1993.

Бабайцева В.К. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми. (Учебное пособие по технологии воспитательной работы для студентов-педагогов и учителей). — М.: РПА, 1997.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб.: Лениздат, 1992.

Битянова Н.Р. Психология личностного роста. — Гурьевск, 1996.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии /Под ред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика, 1982.

Гильмеев И.З. Я плюс ТЫ. — М.: Аргус, 1994.

Деркач А.М. Книга. — Донецк, 1999.

Джалал ад-дин Руми. Сокровища вспоминания. Суфийская поэзия./Пер. Л.Тираспольского. Москва, 1998.

Егидес А.П. Лабиринты общения. — М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1999.

Егидес А.П. Как располагать к себе людей. — М.: Альфа, 1996.

Егидес А.П. Психологическая коррекция конфликтного общения.//Психологический журнал. 1984. № 5.

Егидес А.П., Сугробова Н.Ш. Как научиться разбираться в людях. — Алма-Ата: Караван, 1990.

Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников. — Киев, 1994.

Кейсс Кен. Руководство к достижению высшего сознания. — М., 1995.

Клюева Н.В. Программа социально-психологического тренинга для педагогов (руководство для ведущего группы).

Козлов Н.И. "истинная правда, или Учебник для психолога по жизни", — М.: АСТ-Пресс, 1998.

Козлов Н.И. "КАК ОТНОСИТЬСЯ К СЕБЕ И ЛЮДЯМ: практическая психо­логия на каждый день" 3-е изд. — М., АСТ-Пресс, 1998.

Козлов Н.И. "ФИЛОСОФСКИЕ СКАЗКИ для обдумывающих житье: ве­селая книга о свободе и нравственно­сти". — М., АСТ-Пресс, 1998.

Кривцова С., Мухаматулина Е. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. — М., Генезис, 1997.

Люк Рейнхард. Трансформация. — Минск, ООО "Вида-Н", 1997.

Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. — М.: Изд-во "Совершенство", 1998.

Ог Мандино "Величайший в мире торговец". — СПб., ВВК "Веда", 1995.

Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. — М.: РПА, 1992.

Прутченков А.С. Специализированный тренинг “Предприниматель”. — М.: Новая школа, 1993.

Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. — М.: Новая школа, 1993.

Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. — М.: РПА, 1995.

Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. с. 54.

Самоукина Н.В. Игры, в которые играют... — Дубна, "Феникс", 1997.

Сартан Г.Н. Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников. М.: Смысл, 1993.

Свистун М.А. Программа социально-психологического тренинга общения для старшеклассников (руководство для ведущего группы).

Фарелли Ф., Брандсма Д. Провокационная терапия. Пер. с англ. — Екатеринбург: Издательство "Екатеринбург", 1996.

Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. — М.: Прогресс, 1990.

Фромм Э. Иметь или быть? — М. Прогресс, 1986.

Хрестоматия по гуманистической психотерапии. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 1995.

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: 1988.

Щербаков М. Кластерная теория интеграции. Журнал "Здесь и сейчас", 1998, №1.

[1] Этот и все остальные эпиграфы без подписи взяты из фильмов Марка Захарова по сценариям Григория Горина. Очень их люблю.

[2] "Синтон": произносится с ударением на втором слоге и никакого отношения к религии синтоизма не имеет. Синтонный человек — созвучный, настроенный на волну другого, легко входящий с ним в контакт. Противоположность конфликтному. Подробный и глубокий анализ синтонности и конфликтности дан в монографии А.П.Егидеса "Лабиринты общения".

[3] Считаю приятной обязанностью назвать здесь А.П.Егидеса своим предшественником и учителем.

[4] Возможно, в случае восхищенного одобрения милым человеком этой вашей готовности вы расстроитесь. Ваше право. Другой вариант — не уподобляться этой фарфоровой посуде.

[5] Если о дружбе раздел уже был.

[6] "Неприятной" — это вставка редактора. А я сомневаюсь: ну почему эта ситуация обязательно "неприятная"? Для меня она скорее — любопытная...

[7] Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. — М.: Прогресс, 1990. с. 49.

[8] Кен Кейсс. Руководство к достижению высшего сознания. — М., 1995.

[9] Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. (??Уточнить!!!)

[10] Егидес А.П. Лабиринты общения. — М.: Филин, 1999. Книга преполезнейшая, но ее стиль как характер самого Аркадия Петровича: очаровательный и трудный. Спотыкнетесь об него не раз.

[11] Ясно и то, что между синтонами и конфликтогенами есть взаимодействия нейтральные, нормальные поступки: ни плохие, ни хорошие.

[12] Моя любимая подсказала, что может быть еще "обожествление". Понял.

[13] В психологической литературе понятие "синтонное поведение" мне впервые встретилось в работах А.П.Егидеса.

[14] Можно не со вздохом, а с улыбкой, но тогда с вас могут потребовать больше.

[15] Тем более — любимый. Да как он смел! Моя игрушка, моя собственность, моя радость, мое развлечение — будет меня воспитывать?!

[16] Ну уж не миросозерцания, это точно!

[17] Впрочем, сидя на дубе и разглядывая серые тучки у горизонта, он потом вешаться передумал. Потому что у далёкого горизонта облака эти немного раздвинулись и показалось чистое небо. Неба ему хватило.

[18] Паталогоанатомия — подробное исследование ударенных, пришибленных и задавленных. По-моему, вполне применимо к семейной жизни.

[19] Среднестатистические данные по России. По США — две минуты.

[20] Корректор предлагала исправить на более традиционное "разрушить". Но зачем же рушить?! Фирма себя не оправдывает — ее закрывают, а не разрушают. Цивилизованные люди так же поступают и в отношении созданной ими семьи.

[21] Смотри честный, как и все, что он писал, автобиографический очерк Роджерса "My philosophy of interpersonal relationships and how it grew".

[22] Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа "Прогресс", -"Универс", 1994. С. 54.

[23] Там же, с. 55.

[24] Там же, с. 56.

[25] Там же, с. 64-65.

[26] Там же, с. 63.

[27] Сравни с позицией К.Витакера: "Если приходится проявлять садизм, нужно быть садистом в нужное время, соответствующим способом и с подходящими людьми. Чтобы не навлечь на себя нежелательных последствий" ("Полночные размышления психотерапевта").

[28] Кто хочет с этим поспорить, пусть откроет Федора Михайловича Достоевского и почитает "Записки из подполья". Помните его восхитительные пассажи о человеческой сущности?

[29] С этой точки зрения гораздо ближе к моему стилю провокационная психотерапия Франка Фарелли. А еще понятнее — искренний наезд Джека Николса на пациентов психиатрической клиники: "Вы что, сумасшедшие, что ли?" ("Полет над гнездом кукушки")

[30] Да знаю я, что параллельный процесс перпендикулярно включиться не может. Это у вас не может. А вы подумайте...

[31] Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. — М.: Прогресс, 1990.

[32] Одно из любимых упражнений дистантников — задание "Что бы ты ни делал, делай это с прочувствованным удовольствием". Сесть — с удовольствием. Встать и потянуться — с протя-яжным удовольствием. Пописать — о!-о!-о! — с неописуемым удовольствием! Радость жизни физического тела возвращается, вспоминается не сразу, тело приходится приучать к давно позабытой, позабытой с детства, радости.

[33] Curvus — кривой (лат.).

[34] Разрешите любопытную историко-культурную ассоциацию. Всем привычное и нагруженное тяжелыми смыслами слово "грех" идет от простого "огрех", то есть непопадание, попадание мимо. Стрела полетела не в цель, а немного криво, с погрешностью. Аналогично: ужасные слова "блуд", "блудить" и "блудница" изначально, в языке означает лишь — ну, погуляли по неосновному маршруту. Пошли немного криво и заблудились. И все. "Разврат", кстати, есть тоже лишь разворот от кем-то определенного маршрута. Кривой, на его взгляд, путь. Так что понятие "человек искривленный" имеет, похоже, богатые корни...

[35] Ну так синтоновский народ называет "Истинную правду".

[36] Впрочем, в официальной философии такой подход назывался, если ничего не путаю, позицией прагматизма и очень в советское время не одобрялся. С тех пор едва ли что-нибудь изменилось.

[37] Подробно я писал об этом в главе "Сказки о Личности" своей книги "Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности".

[38] Дигитал — большая счетная машинка в человеческом обличии.

[39] Истерик — человек-актер, торгующий своими переживаниями для привлечения к себе внимания. Чаще женщины.

[40] Самый телесный человек на свете. Много ощущает и не переваривает то, что нельзя пощупать.

[41] Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор./Перевод с англ. А.Малышевой. — М.: 1998.

[42] А разгадка тупика вообще в другом месте. Во-первых, точнее было говорить не "меня разозлили", а "я разозлился", то есть разозлил себя. Не надо доводить себя до злости, не надо наполнять себя злостью — тогда и не возникнет проблема, куда ее выплескивать.

[43] Смотри Э.Фромма "Иметь или быть?".

[44] Читай у него на с. 20.

[45] Смотри, например, Михаил Щербаков. Кластерная теория интеграции. Журнал "Здесь и сейчас", 1998, №1.

[46] Если кто-то свой первый подвиг увидит еще раньше, когда он сумасшедшим сперматозоидом сумел опередить толпы своих извивающихся собратьев и первым настигнуть желанную яйцеклетку, то с его трансом пусть спорит тот, кто отсчет своей личной истории уверенно начинает с прошлой жизни своих предков.

[47] "Мне известны профессионалы, прошедшие несколько десятков процессов "рождения" без видимых положительных результатов". Щербаков М. Кластерная теория интеграции, с.15.

[48] К сожалению, было бы неправдой сказать, что Синтон любят все. Вот фрагмент из письма уфимского Синтона: "Что нам мешает? Нездоровая конкуренция братьев ученых-психологов с их рассказами о нашей страшной секте, воскрешениях мертвецов, вызовах духов, зомбировании и прочих изысках. А что им делать, если любой их тренинг рядом с нами разваливается и люди уходят к нам? Плюс у нас еще и очень дешево, вот и приходится им нас не любить. Что посоветуете? Чем поможете?"

[49] Лазаревым я вообще восхищаюсь. Ну, известно, народ живет тупой и ленивый, грязный душой и больной телом, и ни на какие гуманистические уговоры про самоактуализацию не поддается. А Лазарев тут как тут, да всех их строго и спрашивает: "А знаешь ли ты, почему у тебя желудок никуда и дети болеют? Это все — от Кармы. Что это такое, тебе не понять, но Закон этот всех главнее, и никто ее не осилит. Следит же Карма за всеми, и за твоей жизнью поганой, и за твои дела паскудные по справедливости тебе воздает. Будешь такой же скотиной, так она тебе напакостит еще больше, а ты ей ничего не сделаешь, а она еще твоим детям жизнь испортит. Ага, испугался? Правильно. Тогда срочно прекрати завидовать, не ори на жену, думай обо всех только хорошо, всех прости сам, попроси прощения у мамы и поставь свечку в церковь". И люди начинают вести даже приличный образ жизни! Спасибо, Володя!

[50] См.: "Игры летнего тренингового лагеря".

[51] По саентологическим текстам — LRH.

[52] Выработка искренней улыбки входит в комплекс упражнений, обязательных для персонала Центра.

[53] Я написал "ведущие", чтобы вы поняли, что они делают. По инструктивным же письмам LRH они категорически не ведущие, а организаторы учебного процесса. Потому что ведущий учебного процесса в дианетике всегда только один: LRH.

[54] Тут: наезд в официальных рамках. "Будьте любезны... На каком основании? У вас могут быть неприятности такие..." и прочее, не путайте с конфронтацией по Хаббарду, у него это совершенно про другое.

[55] Самая главная наука, созданная Роном Хаббардом. А дианетика — это только первая ступень Саентологии.

[56] Значение: смысл, то, что обозначает данное слово. А вы не знали.

[57] ГИБДД.

[58] По-русски это "душевная расположенность", но в Центре дианетики вы будете говорить не по-русски, а так, как предусматривает стандартная технология.

[59] Недостаток разума.

[60] Отсутствие ума.

[61] При изучении данного документа (Инструктивное письмо Офиса Хаббарда по связям "Сохранение действенности Саентологии" от 7 февраля 1965 г.) вы будете обязаны, в соответствии с технологией Рона Хаббарда, дать определение слова "правильная". И супервайзер не пустит вас ни на шаг дальше, пока вы не ответите ему, что "правильная" технология Рона Хаббарда — это технология "настоящая, верная, такая, какая нужно" (Словарь русского языка в 4-х томах, слово "правильный", значение 4).

[62] Совершенство — исполненность всеми мыслимыми достоинствами.

[63] Кейс — имеется в виду чемоданчик головы со всем нашим хламом. Официальный термин в Центре Хаббарда, употребляется вместо понятия "личность".

[64] Здесь два смысла: 1. Час длительностью 60 мин. 2. Огромный, очень большой. Второй смысл в данном случае уместнее.

[65] Клирование: основная цель всех саентологических процедур, слово происходит от английского глагола "to clear" — очищать, прояснять.

[66] Стандартная дианетическая процедура. Внешне одитинг очень напоминает милицейский допрос, по атмосфере же это скорее откровенная беседа. Вы много часов подряд сидите перед одитором, вам задают вопросы, вы лазите по своему прошлому и стираете неприятности. Процедура, по моему убеждению, стопроцентно безвредная.

[67] У них это называется так. Если ты про что-то думаешь не как в дианетике, а по-своему, значит, ты затуманен и тебя нужно прояснить.

[68] Не дергайтесь, пожалуйста. Во время этого упражнения Хаббард учит воспринимать с абсолютным внутренним спокойствием и такие, и более жесткие фразы. Собственно, в этом "травля быка" и состоит: тебя стараются задеть, а ты даже не стараешься защититься. Ты не борешься — ты просто присутствуешь...

[69] Слушайте, почитайте дианетику сами, что вам разжевывать всякую ерунду!

[70] Деньги такие, вполне реальные. Один талант — это двадцать шесть килограммов чистого золота. Зароете?

[71] Заметим при этом, что в цивилизованных странах принадлежать к какой-либо церкви, не обязательно главенствующей, совершенно естественно. "To what church do you belong?" — без ответа на этот невинный вопрос вы не получите ни один солидный кредит. И методисты там — не проклятые сектанты, а одна из уважаемых веточек возможного вероисповедания.

[72] В частности, рекомендую познакомиться с книгой: Ог Мандино "Величайший в мире торговец", СПб, 1995. Все настоящие бизнесмены проходят свою Дистанцию.

[73] Я прошу прощения у лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, но в официальных письмах вами обзываются.

[74] Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии /Под ред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. С.252.

[75] Данные были получены на стандартной выборке при проведении анонимных социологических опросов по методике открытых вопросов с последующей обработкой результатов клястерным анализом. Результаты оказываются аналогичными и при открытой процедуре запросов по актуальной мотивации. Короче, на собраниях новичков народ сам формулирует свои желания совершенно открытым текстом.

[76] ЭСТ — жесткий тренинг, разработанный Вернером Эрхардом и положивший начало целому направлению психологических тренингов (Lifespring и пр.). Великолепно описан в книге Люка Рейнхарда "Трансформация".

[77] Карл Роджерс размышлял о результатах своей работы так: "Что значит "удачная" группа? Я могу предложить сейчас простое определение. Если через месяц после окончания группы многие из ее участников считают, что это было лишенное смысла и вызывающее неудовлетворенность переживание, или если они до сих пор восстанавливаются от нанесенного им вреда, это, разумеется, не была "удачная" группа. Если же, напротив, многие или все участники полагают, что это было значительное переживание, которое каким-то образом продвинуло их в их собственном росте, тогда для меня такую группу можно назвать "успешной". (Хрестоматия по гуманистической психотерапии, М., 1995. С. 88.) Я согласен, народ таким — душевно радующим — результатом обычно доволен. Но с точки зрения реального вклада в жизнь мне такой результат представляется крайне слабым.

Наши рекомендации