Взаимное познание субъектов в процессе общения
Эффективность общения во многом зависит от того насколь-ко полно и разносторонне могут познать друг друга субъекты, общающиеся между собой. В процессе коммуникативного по-знания у индивидов формируется система представлений и знаний о внешних и внутренних свойствах и качествах парт-неров, и их отношений к миру, к людям, к самому себе и о их социальном положении.
Начинается познание с момента установления контакта между людьми, когда они встречаются и непосредственно вос-принимают один другого. От того, что и как воспринимают люди друг у друга зависит их желание вступать или не вступать в контакт, а также последующее получение информации о лично-сти своего партнера. Причем, первоначальная оценка личности партнера во многом зависит от восприятия внешних особенно-стей его лица.
Если внешние особенности лица партнера являются неприв-лекательными, то у его оппонента не возникает желание всту-пать с ним в контакт, и, наоборот, если он производит благопри-ятное впечатление, то контакт состоится и может продолжаться определенное время. Дальнейшая оценка личности партнера за-висит от поступающей информации о нем в процессе общения, которая или опровергает возникшее предубеждение о негатив-ных сторонах его личности или подтверждает.
Предубеждение о личности человека может возникнуть за-ранее, если информация о нем может быть получена до контак-та с ним. В таком случае вступая в контакт с человеком субъект ищет подтверждение этой информации во внешних особеннос-тях его лица. Так, например, в экспериментах А.А. Бодалева показывалась двум группам студентов фотография одного и того же человека, но одним он характеризовался как видный
ученый, а другим - как преступник. После этого предлагалось дать описание личности этого человека. Студенты, которым было оказано, что это видный ученый написали, что он умный, добрый, отзывчивый, а те, которым он был представлен как преступник, утверждали, что это человек жестокий, решительный и ковар ный.
Предубеждение о психических свойствах человека может быть связано не только с его внешним видом, но и с его манерами, профес-сией и социальным положением. Под влиянием предубеждения субъект старается избежать контакта с определенными людьми, но есть такие профессии, где установление контактов с людьми определенной кате-гории является их профессиональной обязанностью. Милиционер ус-танавливает контакт с правонарушителем; следователь - с преступни-ком , учитель - с учеником, продавец - с покупателем и т.д. Поэтому представители этих профессий должны развивать способность к уста-новлению контактов с нужными людьми и уметь получать от них не-обходимую информацию.
Общеизвестно, что установление контактов и их продолжитель-ность зависит от того как владеют партнеры искусством общения. Обычно, вступающие в контакт люди задают вопросы друг другу и отвечают на них. Чтобы получить нужный ответ на поставленный воп-рос нужно ум еть правильно сформулировать его. Вопросы могут быть открытыми, закрытыми и альтернативными. Каждый вопрос пред-полагает получение определенной информации от партнера.
При закрытых вопросах может быть получена самая общая ин-формация в виде ответов “да” или “нет”. При открытых воп-росах сообщается развернутая информация, так как обычно воп-рос начинается со слов “почему”, “зачем”, “каким образом” и т.п. Альтернативный вопрос предполагает получение информа-ции различных вариантов. Ставится он, обычно, в развернутом виде. Например: “Как Вы оказались здесь на этом месте?”, “Где вы были до этого?”, “Куда Вы направлялись?” и т.д. Правильно поставленный вопрос должен быть направлен на получение нуж-ной информации, а не на обвинение партнера в чем-то, пусть даже скрытое.
Как видим, умение получить нужную информацию зависит от того как использует субъект диалогическую форму общения для достижения своих целей. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев различают четыре типа диалогов: фатический, информационный, дискуссионный
и исповедальный. Если нужно просто вступить в контакт и субъектом и вызвать его на разговор, то применяется фатический диалог. Начи-нается он обычно с ничего не значащей реплики, например: “Какая хорошая погода. Не правда ли?”. Если нужно получить или сообщить какую-либо информацию используется информационный диалог. На-чинается он, например, с реплики: “Вы не знаете что произошло вчера ночью в городе?” или “Вы слышали сенсационную новостью?”. Если же нужно, узнать мнение собеседника по какому-либо вопросу, убе-дить его в том, что он заблуждается, то его партнер применяет дис-куссионный тип диалога. В этом случае диалог начинается, например, с реплики: “А Вы уверены, что именно так обстояло дело?” или “Это никем не было доказано!”. Исповедальный диа-лог возникает между собеседниками, когда они начинают делить-ся своими сокровенными мыслями, желаниями, чувствами и ду-ховными ценностями. Начинается он, например, с реплики: “Как тяжело думать об этом!” или “А у Вас возникают подобного рода чувства?”.
Диалогическое общение является живым и непринужденным. От одного типа диалога собеседники переходят к другому, осо-бенно если общение имеет доверительный характер. Главной целью диалога является стремление его участников добиться взаимного понимания. Взаимопонимание предполагает не толь-ко понимание внутреннего мира партнера по общению, но и при-нятие его мыслей, чувств, желаний, верований и убеждений. Для того, чтобы партнеры могли понять друг друга они должны со-общать информацию четко и ясно, внимательно воспринимать её и правильно обрабатывать её. В противном случае смысл ин-формации не может быть правильно понят, вследствие чего воз-никает недопонимание и общение прекращается.
Другим важным моментом, помогающим достигнуть взаи-мопонимания, является способность идентифицировать себя с другим, поставить себя на место партнера. Идентификация - это сознательное или бессознательное отождествление субъекта с партнером по общению. Учитель иногда не понимает ученика, а ученик - учителя, потому, что они не могут отождествить себя с дру-гим, так как они являются людьми разного возраста, с разным опы-том и с разными свойствами личности.
Большое влияние на взаимопонимание оказывает способ-
ность партнеров по общению осознать как они воспринимают друг дру-га. Проще говоря, каждый из партнеров должен посмотреть на себя глазами другого и понять как он относится к нему: серьезно или несе-рьезно, доверяет или нет, уважает или не уважает и т.п. Такая способ-ность субъекта осознавать как он воспринимается партнером в про-цессе общения называется в психологии рефлексией.
В процессе общения важную роль во взаимопонимании имеют установки, благодаря которым у партнеров заранее возникает готов-ность воспринимать и понимать друг друга определенным образом. Наиболее важными из них являются две установки. Одна из них по-рождает эффект ореола, другая - эффект стереотипизации.
Эффект ореола заключается в том, что у человека, получившего положительную информацию о ком-то, при встрече с ним возникает благоприятное впечатление о его личности и доброжелательное отно-шение к нему, хотя это может не соответствовать действительности. Если же была получена отрицательная информация, то к этому чело-веку начинает проявляться настороженное отношение и недоверие в процессе общения.
Явление стереотипизации имеет место в том случае, ког-да партеры в процессе общения используют стереотипные пред-ставления о людях определенной категории, возникшие на ос-нове бытовых суждений, книг, кинофильмов, радио и т.д. Эти представления могут быть правильными, а могут быть и оши-бочными. В первом случае это упрощает процесс общения, а во втором случае приводит к возникновению предубеждения и к нарушению нормального общения между людьми. Стереоти-пизация происходит от слова “стереотип”, что значит устой-чивый образец поведения индивида, обусловленный его соци-альными функциями.
Стереотипизация часто порождает субъективное отноше-ние педагога к учащимся в процессе педагогического обще-ния. Не этим ли объясняется тот факт, что некоторые учителя неуспевающим ученикам занижают оценки, тогда как хорошо успе-вающим - завышают.
Большое влияние на взаимопонимание в процессе общения оказывают психические свойства и познавательные способно-сти общающихся. Более успешно достигают взаимопонимания люди общительные, дружелюбные, отзывчивые, обаятельные,
сострадательные, искренние и т.п. Они легко устанавливают конт ак-ты в процессе общения и завоевывают доверие у своих партнеров. Люди скрытные, застенчивые, недоверчивые, эгоистичные, необщи-тельные, подозрительные с трудом вступают в контакт и не сразу проявляют доверие к своим партнерам по общению.
Немаловажное значение для достижения взаимопонимания име-ют познавательные способности партнеров по общению. Среди них наиболее важными являются такие сенсорные и интеллектуальные познавательные способности как чувствительность, впечатлительность, восприимчивость, пытливость, наблюдательность, внимательность, критичность, вдумчивость, сообразительность, проницательность и др. Благодаря этим качествам партнеры по общению могут проникнуть в субъективный мир своего собеседника, понять его мысли, чувства и желания, установить с ним дружеские отношения, осуществить совме-стную деятельность или поведение.
Другим фактором, влияющим на процесс общения, является уро-вень самосознания и самооценки у партнеров по общению. Ус т а н о в л е -но, что неадекватная самооценка отрицательно влияет на межличнос-тное общение. При завышенной и заниженной самооценке люди по-разному ведут себя в процессе общения. Лица с завышенной само-оценкой ведут себя с партнерами по общению нередко агрессивно, гру-бо, вызывающе, нетактично и т.п. При заниженной самооценке субъек-ты ведут себя робко, неуверенно, замолкают во время разговора, стес-няются высказывать свое мнение, теряются, конфузятся и замыкают-ся в себе.
Познание личности в процессе общения является сложным и трудным. Не всегда удается сразу понять человека, опреде-лить его положительные и отрицательные качества, выявить его желания, стремления, взгляды и убеждения. Часто информация, полученная в процессе общения, является лишь почвой для раз-мышлений о субъективном мире человека. Наиболее же полное по-знание личности человека может быть только на основе сопоставле-ния информации, полученной о нем в процессе общения, с наблюдени-ем за его действиями, поведением и поступками.