Взаимное влияние людей в процессе общения

Влияние — это любое поведение одного человека, которое вно­сит изменения в поведение, отношения другого человека. Психо­логическое влияние определяется как способность воздействовать на другого, изменяя при этом не только поведение человека, но и его взгляды, мотивы, чувства, сознание и порой даже характер. Целью любого влияния является максимальное достижение влас­ти над человеком.

Власть — это возможность оказывать влияние на поведение членов группы и достигать поставленных целей: правовая власть (влияние через нормы и запреты); экономическая (власть ресур­сов, денег, капитала); социальная (через взаимодействие людей, она акцентирует внимание на двух сторонах — подчинении и со­гласии подчиняться). Власть предполагает взаимозависимость: пред­стает как двусторонние отношения, в которых одна сторона по­буждает к действию, а другая соглашается на это действие или в той или иной степени сопротивляется ему.

Власть может анализироваться с точки зрения ее легальности и легитимности.

Легальность власти означает ее соответствие нормам права, законам, т.е. установленной законодательно форме. Такую власть можно назвать также формальной. К современным источникам формальной власти относятся: собственность, трудовой договор, полномочия, квалификация, компетентность, неформальные структуры, доступ к информации.

Легитимность власти означает ее соответствие общепринятым ценностям, культурным образцам, представлениям людей о неко­ей ее «правильности». Легитимность означает признание власти и психологическое согласие ей подчиняться, что обусловливает ее прочность и устойчивость. В соответствии с этим власть может быть легальной, но не легитимной, что означает ее слабость и неус­тойчивость.

Для нас интересен психосоциальный подход к власти. Он осно­ван на признании того, что условием влияния одного человека на других людей является не обладание формальной властью, а вла­дение психологическими техниками и технологиями влияния (убеж­дения, суггестии, манипулирования). Власть рассматривается че­рез влияние, а его инструментами являются: знаки (слова, жес­ты, мимика), символы — особые знаки, в которых с помощью условного обозначения подразумевается значимая ценность (на­пример: голубь — символ мира, скипетр — символ власти и пр.); значения — ценность, которую люди приписывают вещам и яв­лениям (должности, одежда, деньги и пр.).

Сила влияния при психосоциальном подходе определяется сте­пенью внушаемости людей, их склонностью принимать точку зре­ния других (конформизмом), их терпимостью к точке зрения дру­гих (толерантностью), культурно-историческими особенностями формирования коллективной позиции и взаимодействия индиви­дуальной и групповой позиции (власть должностного лица, авто­ритета, санкций, культурных ценностей). Особенностью психоло­гической власти является то, что она не всегда ясно осознается людьми и поэтому с трудом формализуется.

Подумай и выполни задание

Ответьте на следующие вопросы, касающиеся власти:

- Какую роль власть играет в вашей жизни?

- Назовите профессии, где удовлетворяется потребность влиять на других людей?

- Кто имеет над вами власть?

- Над кем вы имеете власть?

- По отношению к каким людям вы чувствуете себя властным?

- По отношению к каким людям вы чувствуете себя слабым?

- Как вы сами занижаете свои возможности влиять на других лю­дей?

Рассмотрим техники психологического воздей­ствия на людей. В практике взаимодействия людей исполь­зуются такие формы личного влияния, как убеждение, зараже­ние, внушение, манипуляция, личный магнетизм.

Техника убеждения.В главе II мы рассматривали убеждающую и внушающую модели общения, в этой главе рассмотрим техники психологического влияния на людей. В психологическом смысле убедить кого-либо в чем-либо — значит добиться с помощью ло­гического обоснования согласия оппонента. Убежденность считается достигнутой, если партнер готов защищать новую точку зре­ния и действовать в соответствии с ней. На убежденность или вну­шаемость влияет целый ряд факторов: степень зависимости парт­нера от живого слова (устного или письменного), степень эмоцио­нальной уравновешенности и ее влияние на податливость, сте­пень интеллектуального потенциала человека и его компетент­ность в проблеме, уровень критичности ситуации. Доказано, что чем выше интеллект человека, тем выше степень критичности, поэтому для убеждения таких партнеров целесообразно использо­вание более глубоких и более веских аргументов. Людям с разви­тым интеллектом свойственны как рефлексия и комплексы неко­торой неуверенности в себе, так и самоуверенность, вера в не­зыблемость собственных позиций, они как бы устойчивы против убеждения. Поэтому по отношению к таким партнерам целесооб­разно использовать «двустороннюю аргументацию», т.е. начать разговор с представления их собственных позиций и демонстра­ции важности и значимости, а затем перейти к убеждающим тех­никам и контраргументам.

Убеждение основано на логических приемах доказательств, которые могут быть усилены социально-психологическим воздей­ствием (авторитетным источником, групповым влиянием, обста­новкой). При взаимодействии обычно используют следующие убеж­дающие техники:

постановка проблемы, демонстрация ее места в ряду других и актуальности; необходимость решения (потери, возможные при его отсутствии), варианты решения, их достоинства и недостатки, по­следствия, необходимые средства, затраты, другие условия;

увеличение ценности достоинств предложения и уменьшение значимости его недостатков; увеличение ценности данного вари­анта и уменьшение ценности альтернативных вариантов;

раскачка собеседника и дальнейшее убеждение его путем пред­ставления различных точек зрения и разбора прогнозов;

внушение важности предложения, возможности его осуществ­ления и простоты этого;

принцип постепенного охвата — предложение делится на этапы, и затем рассмотрение последовательно продвигается по этим этапам, добиваясь согласия на каждом из них. Другое применение этого прин­ципа, например: перед предстоящим обсуждением с несколькими участниками предварительно обсудить свой вопрос с каждым участ­ником отдельно и заручиться их согласием (поддержкой);

прием программирования — например, задать вопрос с акцен­тированием обычно по существу дела и не требовать на него не­медленного ответа. Через какое-то время вопрос сам возникнет в мыслях партнера и заставит его думать.

Марк Катон Старший, правитель Рима, был широко известен своей способностью убеждать, владел ораторским искусством, но был скромен и бережлив. Известно, что многие римляне удивля­лись тому, что нередко недостойным и ничтожным воздвигают ста­туи, между тем как о памятнике Катону и не помышляют. Узнав об этом, друг Катона сказал, что он создаст группу по сбору денег на памятник, на что получил от него убедительный и однозначный ответ: «Пусть лучше люди спрашивают, почему до сих пор нет па­мятника Катону, нежели — почему ему поставили памятник».

Самой эффективной современной технологией убеждения уча­стников общения является спор «ад гее!» (к цели) — это спор, в котором у собеседников непременно есть общая цель, и в ее осу­ществлении каждый заинтересован, но не согласен с тем спосо­бом ее достижения, который кто-то предлагает. В этой ситуации каждый собеседник воспринимает проблему по-своему, и пред­ложения, которые он формулирует, базируются на объективных критериях, имеют плюсы и минусы. В такого рода ситуации участ­ники спора, как правило, путем переговоров приходят к компро­миссу, а при культуре полемики — и к консенсусу. Это и есть спор, в котором рождается истина, так как предмет спора — сред­ства достижения цели, в которой обе стороны заинтересованы.

При взаимодействии с интеллектуальным партнером важно также использовать технику «ас! гет» (по факту) — сами факты можно принимать или не принимать, но комментировать их нет смысла. Как известно, люди трактуют любые факты по-своему, причем иногда к действительному положению вещей это не име­ет никакого отношения. Поэтому в споре по факту целесообразно отказаться от личных комментариев и обсуждать лишь сами фак­ты, например статистику.

Техника заражения.Это техника, рассчитанная на силу эмоцио­нального обращения убеждающего. Из практики известно, что плохое настроение одного человека достаточно быстро переходит на тех, с кем он взаимодействует. Люди эмоционально яркие, с сильной энергетикой обладают гораздо большей способностью воздействовать на других людей и добиваться своего. Это происхо­дит за счет заражения других своей уверенностью, энтузиазмом и оптимизмом. Общение с таким человеком дает заряд положитель­ных эмоций, собеседник проникается к такому партнеру симпа­тией и, как правило, становится менее критичным, более сговор­чивым при обсуждении проблемы или предложения.

Юлий Цезарь говорил: «Чем больше за мной побед, тем мень­ше следует полагаться на случай, ибо никакая победа не даст столько, сколько может отнять одно поражение». Поэтому, когда однажды, сходя с корабля на африканский берег, он неожиданно споткнулся и упал, упершись руками в землю, у всех промелькну­ла мысль о плохом предзнаменовании. Цезарь же, не поднимаясь, воскликнул: «Ты в моих руках, Африка!», — а затем встал и повел войско вперед.

Техника внушения.В отличие от заражения эта техника рассчи­тана на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыс­лей и волевых импульсов. Внушение может быть произвольным и непроизвольным, прямым и косвенным, отличаться давлением воли, характера, силы и авторитета. Кроме того, внушение в про­цессе взаимодействия может основываться на его содержании или форме или на том и другом одновременно.

Внушение, основанное на содержании, состоит в особом под­боре и сочетании аргументов, входящих в состав того или иного сообщения. Внушаемость содержания сообщения может вызываться также эмоциональной стороной. Внушение, основанное на фор­ме, заключается в особом оформлении и подаче сообщения.

В жизни Ф. И. Шаляпина был такой случай. Артисты спорили о том, что такое искусство. Шаляпин незаметно вышел в другую комнату, а через некоторое время вернулся, внезапно распахнув дверь. Он появился на пороге смертельно бледный, со взъерошен­ными волосами, дрожащими губами, полными ужаса глазами и произнес: «Пожар!» Поднялись крики, возникла паника, но вдруг Шаляпин сказал: «Теперь вам понятно, что такое искусство?!»

Желающему влиять на других людей нужно хорошо знать и уметь грамотно использовать воздействие на человека ситуативных факторов:

- его психического состояния (сильное эмоциональное возбуж­дение, стресс, заболевание, утомление или, наоборот, покой, расслабление);

- низкого уровня компетентности, отсутствия реально суще­ствующей информации;

- высокой степени значимости проблемы, существа вопроса;

- неопределенности, неясности ситуации, положения;

- дефицита времени.

Наши рекомендации