Показатели, критерии и шкала оценки сформированных компетенций
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Б3.В.ОД.2.5 ПСИХОЛОГИЯ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
_____________________
индекс и наименование дисциплины в соответствии с учебным планом
Направление подготовки/специальность 44.03.02 Психолого-педагогическое
образование
Направленность (профиль) Психология образования
наименование направленности (профиля)
бакалавр
Квалификация (степень) выпускника
Краснодар
Фонд оценочных средств предназначен для контроля знаний студентов направления44.03.02 Психолого-педагогическое образование – направленность (профиль) Психология образования по дисциплине «Психология юношеского возраста»
Составители ____________________ Азлецкая Е.Н., канд. психол. н., доцент
«31»_августа_2015 г.
Фонд оценочных средств обсужден на заседании кафедры педагогики и психологии
«31» августа 2015 г. протокол № ____
Заведующий кафедрой _______________ В.М. Гребенникова , д. п. н., профессор
Согласовано:
Председатель УМС факультета ______________________
«___» _____________ 2015 г.
Экспертиза проведена
Паспорт фонда оценочных средств
Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Психология юношеского возраста».
Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету, контрольной работе.
Перечень формируемых компетенций и этапы их формирования
Изучение дисциплины «Психология юношеского возраста» направлено на формирование следующих компетенций:
№ п.п | Индекс компетенции | Содержание компетенции (или её части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны | |||
знать | уметь | владеть | ||||
1. | ПКПП-8 | способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности | о профессиональной деятельности в работе с юношеским возрастом | формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности | методами и приемами профессиональной деятельности в работе с юношеским возрастом | |
ПКПП-11 | способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся | методологическую основу консультационной, тренинговой деятельности | проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся | технологиями проведения консультаций и тренингов активизации профессионального самоопределения обучающихся | ||
ПКСП-4 | способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов | о социально ценной деятельности обучающихся; социальных проектах | разрабатывать и реализовывать социально ценную деятельность обучающихся, развивать социальные инициативы, социальные проекты | методами и приемами разработки и реализации социально ценной деятельности обучающихся |
Этапы формирования компетенций
№ раздела, темы | Раздел дисциплины, темы* | Виды работ | Код компетенции | |
аудиторная | СРС | |||
Основные теоретические вопросы психологии юношества | Л | К ЭП | ПКПП-8 | |
Особенности психического развития в юношеском возрасте | Л ПЗ ЛР | К ЭП Заключение по результатам исследования | ПКПП-11 | |
Физиологические особенности юношеского возраста | Л ПЗ | К ЭП | ПКПП-8 | |
Развитие личности в юности | Л ПЗ ЛР | К Э Заключение по результатам исследования | ПКПП-11 ПКСП-4 |
*Наименования разделов, тем, модулей соответствуют рабочей программе дисциплины.
Показатели, критерии оценки компетенций и типовые контрольные задания
Структура фонда оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины* | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства | |
Текущий контроль | Промежуточная аттестация | |||
Основные теоретические вопросы психологии юношества | ПКПП-8 | К ЭП | Вопрос на зачете 1-9 | |
Особенности психического развития в юношеском возрасте | ПКПП-11 | К ЭП Заключение по результатам исследования | Вопрос на зачете 10-15 | |
Физиологические особенности юношеского возраста | ПКПП-8 | К ЭП | Вопрос на зачете 16-18, 33-36 | |
Развитие личности в юности | ПКПП-11 ПКСП-4 | К Э Заключение по результатам исследования | Вопрос на зачете 19-32, 37-40 |
Показатели, критерии и шкала оценки сформированных компетенций
Код и наименование компетенций | Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания | ||
пороговый | базовый | продвинутый | |
Оценка | |||
Удовлетворительно /зачтено | Хорошо/зачтено | Отлично /зачтено | |
способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности | о профессиональной деятельности в работе с юношеским возрастом | формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности | методами и приемами профессиональной деятельности в работе с юношеским возрастом |
способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся | методологическую основу консультационной, тренинговой деятельности | проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся | технологиями проведения консультаций и тренингов активизации профессионального самоопределения обучающихся |
способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности | о профессиональной деятельности в работе с юношеским возрастом | формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности | методами и приемами профессиональной деятельности в работе с юношеским возрастом |
3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы:
3.1 Темы электронных презентаций
1. Теории юности в зарубежной психологии
2. Теории юности в отечественной психологии
3. Развитие интеллектуальной сферы в юношеском возрасте.
4. Развитие эмоционально-волевой сферы в юношеском возрасте
5. Проблема юношеского кризиса.
6. Психологические новообразования в юношеском возрасте.
7. Психофизиологические механизмы полового созревания и их влияние на поведение.
8. Кризис юношеского возраста.
9. Идентичность.
10. Самоактуализация.
11. Самореализация.
12. Субъектность.
13. Нравственность.
14. Духовность.
15. Психологическое здоровье личности в юношеском возрасте
Перечень части компетенции, проверяемых оценочным средством: ПКПП-8, ПКПП-11, ПКСП-4
Вопросы к коллоквиуму
1. Юность и юношество в исторической перспективе.
2. Методологические проблемы возрастной психологии.
3. Теории юности в зарубежной и отечественной психологии.
4. Проблемы теоретического и методического обеспечения консультативной практики.
5. Юность в контексте жизненного пути личности.
6. Психологические трактовки юности.
7. Проблема юношеского кризиса.
8. Психологические новообразования в юношеском возрасте.
9. Теоретические положения, лежащие в основе исследования особенностей психического развития в юношеском возрасте.
10. Анатомо-физиологические особенности в юношеском возрасте.
11. Половая идентичность и сексуальное поведение.
12. Развитие самосознания и образа «Я».
13. Видение жизненной перспективы, проблемы смысла жизни.
14. Личностные образования. Образ Я и Я-концепция.
15. Идентичность.
16. Психологический возраст и психологический пол личности.
17. Самоактуализация. Самореализация.
18. Субъектность.
19. Нравственность. Духовность.
20. Психологическое здоровье личности.
Перечень части компетенции, проверяемых оценочным средством: ПКПП-8
Темы для эссе
1. Анализ описания юношества в мировой и отечественной литературе в ретроспективе.
2. Анализ отображения юношества в мировом и отечественном искусстве в ретроспективе.
- Юноша бледный со взором горящим,
- Ныне даю я тебе три завета.
- Первый прими: не живи настоящим,
- Только грядущее — область поэта. (Из стихотворения «Юному поэту» (1896) основоположника русского символизма В.Я. Брюсова)
7. Юноше, обдумывающему житье, решающему, делать жизнь с кого, скажу, не задумываясь — делай ее с товарища Дзержинского (Из поэмы «Хорошо!» (1927) В.В. Маяковского).
8. Аппетит не по росту
9. Ученик, от которого никогда не требуют ничего такого, чего он не в состоянии сделать, никогда не сделает всего, что он может (Д.С. Милль)
10. Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена - станешь исключением, если плохая – философом (Сократ)
11. Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей (Сократ).
12. С умом и образование и воспитание приносят пользу, а без ума – вред (Сократ).
13. Большинство «ошибок молодости» дают результат «в старости».
14. В молодости легче сживаешься с пейзажем, чем с человеком.Потому что пейзаж позволяет фантазировать.
15. В молодости мы горы сворачиваем, а потом пытаемся выбраться из-под них.
16. В юности надо посмотреть, "как живут все", и попробовать жить по-своему.
17. Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.( Царь Соломон)
18. Во всякой стране молодое поколение - всегда иностранцы.( Анна Сталь)
19. Все машины Форда совершенно одинаковы, но не существует двух совершенно одинаковых людей. Каждая новая жизнь - это нечто новое под солнцем; никогда ранее не было ничего в точности такого же и никогда больше не будет. Молодой человек должен именно так смотреть на себя - он должен искать ту единственную искру индивидуальности, которая отличает его от других людей, и разжигать ее всеми силами. Общество и школы могут попытаться потушить эту искру, они хотят стричь всех под одну гребенку, а я говорю: не давайте искре погаснуть - это ваше единственное подлинное основание для того, чтобы играть важную роль. (Генри Форд)
20. Да, плохо мы ещё воспитываем нашу молодёжь!..( К-ф `Кавказская пленница)
21. Если бы молодость знала, если бы старость могла! (Анри Эстьен)
22. Кто в 16 лет не революционер, тому в 30 лет не хватит отваги, чтобы быть начальником пожарной команды. (Андре Моруа)
23. В молодости мы очень богаты жизнью и охотно всем в долг раздаем свои богатства, но когда под старость пойдем долги собирать - никто не отдает. (М.М. Пришвин )
Перечень части компетенции, проверяемых оценочным средством: ПКПП-8, ПКПП-11, ПКСП-4