Какие существуют направления развития и адаптации личности в ее карьере?
В отечественной психологии в последние 10 лет значительно возрос интерес к вопросам профессионального развития личности. Профессиональное развитие личности изучается как включенное в ее жизненное развитие, оно анализируется в контексте влияния деятельности, социальной ситуации развития, преднамеренного создания личностью условий, возможностей для саморазвития и самореализации. При этом изучаются следующие вопросы: 1) развивающиеся характеристики субъекта профессиональной деятельности (ориентированность, направленность, социально и профессионально важные личностные качества, знания, умения и навыки, профессиональную компетентность, позиции и т.п.); 2) развивающиеся интегральные характеристики личности (направленность, компетентность, эмоциональная и поведенческая гибкость);
3) стадии возрастного психического развития человека как субъекта труда (оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет, наставник) с точки зрения доминирующих жизненных или профессиональных задач, решаемых человеком;
4) этапы профессионального становления личности (оптация, профподготовка, профадаптация, профессионализация, мастерство) в связи с ведущими противоречиями развития;
5) формы профессионального становления личности (индивидная, личностная, индивидно-личностная) в соответствии с формами психической регуляции деятельности; 6) динамика профессионального функционирования (адаптация, становление, стагнация) и стадии психологической перестройки личности (самоопределение, самовыражение, самореализация) в связи с адаптивным поведением или развитием личности в профессии.
Психологами изучаются особые моменты, изменяющие направление профессионального развития личности: 1) возрастные кризисы, переживаемые в профессиональной карьере;
2) нормативные кризисы собственно профессионального становления (кризис учебно-профессиональной ориентации, кризис ревизии и коррекции (изменения) профессионального выбора, кризис профессиональных экспектаций (ожиданий), кризис профессионального роста, кризис профессиональной перспективы, кризис социально-профессиональной самоактуализации, кризис утраты профессии); 3) биографические карьерные кризисы; 4) ненормативные кризисы, связанные с наступлением неконтролируемых личностью жизненных событий; 5) ненормативные кризисы как следствие особой активности личности (кризис дискредитации всей системы ценностей в связи с индивидно-личностной формой становления личности).
Направления развития личности в профессиональной деятельности — регресс, прогресс, стагнация — исследуются в зависимости от форм становления и уровней «осуществления личностью деятельности, в зависимости от моделей поведения в профессиональной жизни и содержания основного противоречия, осознанного и решаемого личностью. Так, в случае регресса имеет место преимущественно индивидная форма становления личности профессионала (с характерным для нее стремлением к поддержанию соответствия между человеком и требованиями деятельности), исполнительский, преимущественно репродуктивный способ осуществления деятельности. К стагнации личности в профессиональной деятельности (приблизительно через 10 лет непосредственной деятельности для представителей таких массовых профессий, как учитель, врач, менеджер) ведет преимущественно адаптивное поведение, направленное на разрешение противоречия между требованиями профессиональной деятельности, профессионального сообщества и возможностями и способностями личности. Истинное развитие личности (прогресс) связывается с ее собственной активностью, осознанием необходимости самоизменения, преобразования своего внутреннего мира, с личностной формой становления профессионала и осуществлением деятельности по своему личному выбору (проектирование), с реализацией определенных жизненных отношений («модус служения» людям) в профессиональной карьере.
Психологами описаны две модели карьерного поведения личности: адаптация и развитие. Модель развития характеризуется превращением собственного профессионального поведения в предмет практического преобразования со стороны личности. Данная модель карьерного поведения позитивно влияет как на саму личность (достижение мастерства, развитие профессионального самосознания, становление субъектности в осуществлении жизнедеятельности), так и на профессиональную деятельность (стимулирует ее преобразование, превращая ее тем самым в одну из побудительных сил развития личности). Адаптивная модель характеризуется преимущественно постоянным воспроизведением личностью усвоенных профессиональных действий и ее стремлением соответствовать внешним требованиям и может вести либо к осуществлению развития личности в других видах деятельности за пределами профессиональных интересов, либо к стагнации, к актуализации защитных механизмов, к различным видам психосоматических и невротических расстройств. Данная модель поведения упрощает саму профессиональную деятельность и снижает качество ее выполнения; она порождает такие феномены, как невозможность проявления индивидуальности; защитное и невротическое поведение; «новаторская истерия»; карьерное «плато»; «двойственность» поведения.
Невозможность проявления работником собственной индивидуальности (из-за несоответствия его индивидуально-психологических особенностей условиям и требованиям профессии) неизбежно приводит к дезадаптации и самоподчинению как неадекватному вынужденному поведению профессионала. Дезадаптация может компенсироваться только очень высоким уровнем развития профессиональных способностей или знаний. Самоподчинение должно поддерживаться внешним дополнительным стимулом (высокой зарплатой) и повышенным сознательным самоконтролем деятельности. Пролонгированность самоподчинения сопровождается снижением качества деятельности, невротизацией личности.
Феномен защитного поведения, реализуемого в карьере, рассматривается в качестве метода глушения тревожности, способа погружения в социальную деятельность под влиянием страха одиночества. Феномены реализации в карьере доминирующего мотива эгоцентрического самоутверждения оцениваются как проявление следующих жизненных стереотипов: «эгоцентрическое миссионерство» (человек с данным стереотипом считает, что он всегда делает людям добро и ничего не получает взамен; мотив выбора профессии декларируется им как желание приносить пользу, делать добро людям, в реальных же отношениях отсутствует подлинное уважение к личности «опекаемого»); «эгоцентрическое подавление» (человек с данным стереотипом характеризует себя как единственного ответственного, болеющего за дело работника; в реальном же поведении через жесткую регламентацию профессиональной деятельности подчиненных он подавляет любую их инициативу, умело, культивируя в них чувство собственной профессиональной неполноценности); «неделовое соревнование с равными себе по статусу» (человек в данном случае характеризует себя как работающего 'среди завистников и недоброжелателей; в реальном поведении обесценивает в собственных глазах и глазах окружающих достижения коллег, объясняя эти достижения сугубо неблаговидными мотивами); «неделовое завоевание поддержки, одобрения, сочувствия» (наиболее яркое проявление этого типа поведения обнаруживается в сексуализации деловых отношений). В описанных стереотипах представлена «двойная мотивация», отражающая раскол сознательной жизни и жизни неосознанных аффектов, т.е. человек маскирует от самого себя и других проявление эгоцентрической мотивации с помощью введения промежуточных «альтруистических» звеньев или с помощью поведения, внешне соответствующего деловой или коллективистической направленности. Как правило, в таких случаях реальная жизнь в наименьшей степени подчинена этим ярко демонстрируемым и декларируемым ценностям поведения.
Феномен «новаторской истерии» рассматривается как стремление личности, во что бы то ни стало внести новшества в выполняемую работу.
Феномен карьерного «плато» возникает как результат представления специалиста о невозможности его карьерного продвижения. Данный феномен выражается в стабилизации достигнутого профессионального уровня. Он тем более выражен, чем меньше удовлетворенность от работы, возможность планирования карьеры и идентификация профессионала с его организацией, предприятием.
Феномен «двойственности» определяется как результат ориентации личности на сохранение усвоенных форм действий и поддержание соответствия между человеком и требованиями деятельности. Феномен обнаруживается в различающихся способах поведения («для работы» и «для дома»), в разделенности личных и профессиональных качеств, а также в разделенности собственной жизни на две линии — карьерную и не карьерную. При наличии описанного феномена возможна неудовлетворенность карьерой, и человек концентрируется в основном на доходах, безопасности, должности.
Таким образом, изучение личности в связи с ее карьерой осуществляется с учетом различных переменных: развивающихся характеристик личности; стадий, этапов и кризисов на протяжении профессионального пути; направлений и форм развития личности; различных моделей карьерного поведения личности.
Список литературы
Верток И.М. Проявление жизненных стереотипов у больных истерией в профессиональной сфере // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1987. № 1. С. 12-20.
3еерЭ.Ф., СыманюкЭЭ. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 6. С. 35—44.
Климов ЕЛ Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996. С. 373-386; 404-424.
Митина Н.С. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 29-38.
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С Никифорова. СПб., 1991. С. 61—84.
ФонаревА.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 88—93.