Исторический опыт адаптации зарубежных педагогических методик в практику школы России в 20-е годы ХХ века
Методы обучения и воспитания, предложенные Дж. Дьюи и У. Килпатриком, одновременно интернациональны (о чем свидетельствует опыт их применения в различных странах) и ярко национальны. Э. Фромм значительно позже сформулировал это различие в своей работе «Иметь или быть?», предлагая два варианта существования человеческой индивидуальности.
Прагматический вариант присвоения знаний, обладания знаниями, предполагает действия, направленные на получение необходимого для успешного профессионального существования набора знаний и навыков. При этом путь получения знаний дублирует будущую практическую деятельность учащегося, являясь, по существу, имитационной деятельностью, а само знание становится реальным товаром, которое может гарантировать учащемуся дальнейшее успешное существование. При этом надо отметить ограниченность знания, заложенную в самом выборе предметов и объема изучаемого материала.
Классическое образование, которое определялось программами дореволюционной российской гимназии — самой массовой средней школы России, позволяет получать избыточные знания по отношению к будущей профессиональной деятельности обучающегося. Модель такого образования предполагает обладание знаниями, которые позволяют человеку «быть», т. е. самоопределяться в своей будущей жизни, опираясь на богатый опыт исторического прошлого мировой цивилизации.
Следует отмстить, что методы обучения классической гимназии подвергались критике повсеместно; за пассивность учащегося, строго дозированные порции учебного материала, недостаточное внимание к развитию индивидуальности ученика. Однако классно-урочная система обучения, пройдя путь эволюции в 20-е годы, доказала свою состоятельность в последующем. Возврат к традиционной системе обучения в 30-е годы имел много обоснований, но также показал, что ведущей и общественно одобряемой тенденцией отечественного образования является потребность в получении учащимися максимально широкого и полного образования, которое гарантируется также универсальной и устойчивой конструкцией классно-урочной системы. Мы считаем, что возможность успешного использования различных новых-массовых методик обучения в России зависит от степени их соотнесения с традиционной для российского образования классно-урочной системой, которая развивается и совершенствуется в соответствии с гуманистической направленностью современного образования.
№ 15
Программа деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала
Этапы:
I Подготовительный этап
Цель: обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств. Содержание деятельности:
1. Диагностика уровня инновационного потенциала
педагогического коллектива.
2. Создание информационного поля:
• формирование школьного банка новшеств в сфере образования;
• проведение психолого-педагогических семинаров по актуальным проблемам;
• обеспечение педагогов литературой;
• посещение теоретических семинаров в институте повышения квалификации работников образования по актуальным для школы или отдельных учителей проблемам.
3. Установление связей с наукой, привлечение ученых в качестве
научных руководителей и консультантов.
4. Выявление потребностей в инновациях, определение их типа.
5. Выбор педагогами новшеств в соответствии со своими
потребностями и с учетом интересов и склонностей учащихся.
6. Прогнозирование возможных отклонений от цели,
нежелательных препятствий и последствий.
7. Повышение профессионализма администрации школы.
8. Создание мотивации на достижение успеха.
II. Организационный этап
Цель: усиление мотивационной готовности, обеспечение теоретической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.
Содержание деятельности:
1. Внесение изменений в структуру методической деятельности:
• создание временных творческих коллективов;
• преобразование методического совета в научно-методический.
2. Пополнение учителями базовых научных и методических знаний (продолжение работы школьных психолого-педагогических семинаров).
3. Развитие исследовательских умений учителей
4. Изменение характера взаимодействия учителей с учеными: дополнение теоретических семинаров индивидуальными и групповыми консультациями.
5. Разработка положения о стимулировании труда педагогических работников школы.
6. Организация взаимодействия уроков, круглых столов, защит программ, творческих отчетов и т. д.
III. Практический этап
Цель: обеспечение практической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.
Содержание деятельности:
1. Промежуточная диагностика уровня инновационного
потенциала педагогического коллектива.
2. Совершенствование системы научно-методической работы,
организация ее на трех уровнях:
• первый - традиционная деятельность методических объединений;
• второй - временные творческие коллективы;
• третий - творческие лаборатории.
3. Создание внутришкольной системы повышения квалификации
(теоретические семинары, деловые игры, практикумы, творческие группы
и т. д.).
4. Изменение характера нововведений: от локальных до
комплексных, касающихся всех сторон деятельности школы: содержания
образования, технологий обучения, воспитания и развития учащихся,
организации учебно-воспитательного процесса и т. д.
5. Совершенствование структуры управления в условиях работы в
инновационном режиме, активное участие педагогов и принятие
управленческих решений.
6. Акцент в деятельности научно-методической службы на обучение учителей организации научно-методического эксперимента, совершенствование исследовательских умений и навыков,
7. Разработка учителями авторских программ, учебных курсов, специальных семинаров.
8. Активное участие педагогов в методической работе на уровне
города:
• работа в составе творческих лабораторий;
• участие в работе научно-практических конференций;
Контрольно-оценочный этап
Цель: выявление рассогласования между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива. Содержание деятельности:
1. Диагностика уровня инновационного потенциала
педагогического коллектива.
Оценка в системе показателей:
• восприимчивость педагогов к новому:
• подготовленность к освоению новшеств;
• степень новаторства педагогического коллектива;
• степень творческой активности:
• развитость коммуникативных связей.
2. Установление причин рассогласования между желаемыми и
реальными уровнями инновационных потенциалов.
3. Составление программы деятельности педагогического
коллектива по дальнейшему развитию инновационного потенциала.
Эффективность деятельности педагогического коллектива школы по развитию инновационного потенциала будет достигнута, если конструировать ее как динамический процесс, характеризующийся преемственностью его этапов в соответствии с содержанием, формами и методами работы, нацеленными на развитие инновационного педагогического потенциала школы: последовательно развивать восприимчивость педагогов к новшествам; обеспечивать их подготовленность к освоению новшеств; повышать уровень новаторства и творческой активности учителей в школьном коллективе; обеспечивать психолого-педагогические и организационно-педагогические условия развития школы.