Тема3: Сознательное и бессознательное
1. Общественно-трудовая д-ть и язык как факторы формирования сознания
2. Основные хар-ки структуры сознания
3. Понятие о самосознании
4. Понятие о бессознательном. Взаимодействие сознания и подсознания
5. Развитие сознания в онтогенезе.
Сознание возникает в процессе становления труда и в следствии человеческих отношений. Сознание человека имеет социально-исторические корни. Д-ть по изготовлению орудий труда приводит к глубочайшей перестройке всей структуры поведения. Специфической особенностью д-ти человека является то, что у него из деятельности которая направлена на непосредственное удовлетворение потребностей выделяется специальное действие, и оно приобретает смысл лишь в дальнейшем.
Развитие сознания связано с началом общественно трудовой д-ти, она изменила отношение человека к окружающей среде. Она осуществляется в условиях совместного употребления орудий труда и является ведущим фактором развития сознания. Общественно трудовая д-ть это первое условие формирования сознательной д-ти человека.
Второе условие формирования сознательной д-ти человека является условие формирования языка.
Язык – система символов и кодов, с помощью которых различаются предметы внешней реальности, отношения между ними, свойства, язык является основным ср-вом общения. Благодаря языку, человек хранит и передаёт информацию. Язык зародился в общественно трудовых отношениях. Язык впервые возник из тех форм общения, которые были необходимы для совместной трудовой д-ти. Первые обозначения предметов были простыми звуками, которые сопровождались жестами и выразительными интонациями.
Через столетие звуковой язык стал отделяться от практических действий, они приобретал самостоятельность. Далее язык на ряду с трудовой деятельностью стал приобретать первостепенное значение сознательной д-ти человека. Сознание возможно лишь в условиях языка.
Формы сознания : общественное и индивидуальное. Индивидуальное существует лишь в условиях общественного и развивается в непосредственной связи с ним.
Изменения, которые внёс язык в сознательную деятельность человека 1. Язык позволил выделить предметы внешнего мира, отношения между ними, их свойства, их отношения, он позволил направить на предметы внимание, память. В результате этого человек может оперировать предметами в их отсутствии. 2. Слово не только указывает на предмет, но и абстрагирует существенные признаки предметов. Эти приводит к обобщению. За счёт этого происходит переход от чувственного познания к рациональному. 3. Язык является основным ср-вом передачи информации, которая накапливается в процессе развития общества.
Язык проникает во все сферы сознательной д-ти человека и вместе с этим сознание поднимается на новый уровень. Поэтому анализ языка и речи даёт возможность понять как строилось сознательная жизнь человека в целом. Развитие трудовой д-ти приводит к развитию сложных ф-й мозга. 1. Сознание человека развивается только в социальных контактах. 2. Сознание человека развивалось в ходе филогенеза. 3. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, которые возникают одновременно в результате труда.
2. Основные хар-ки структуры сознания
Сознание - высшая, свойственная человеку, форма обобщенного отражения объективных устойчивых св-в и закономерностей окружающего мира. Формирование у человека внутренней модели внешнего мира в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Сознание обеспечивает разумное регулирование поведения и д-ти человека. Это происходит за счёт формирования целей д-ти. Т.е. предварительного мыслительного построения действий и предвидения их результатов.
Св-ва сознания: построение отношений, познание и переживание. В процессы сознания обязательно включены мышление и эмоции. Основной ф-ей мышления является выявление объективных отношений между объектами или явлениями внешнего мира. Основная ф-я эмоций: формирование субъективного отношения человека к предметам, и людям, оъектам внешнего мира. Эти две формы отношений синтезируются в сознании и далее определяют характер человека, его самооценку и самосознание. Образ реального мира или мысль о нём, окрашиваясь эмоциями, могут становиться переживаниями.
Ф-и сознания
1. отражательная
2. порождающая (творчески-креативная)
3. регулятивно-оценочная
4. рефлексивная (основная)
Рефлексия – обращённость на самого себя, на свой внутренний мир и состояния. Объектами рефлексии могут быть: отражение мира, мышление о нём, сповобы регуляции своего поведения, сами процессы рефлексии, своё сознание.
А.В Петровкий выделил такие компоненты в структуре сознания:
1. совокупность знаний об окружающем мире.
Чувственное познание: ощущение. Восприятие, непроизвольная память, конкретно-действенное мышление.
Абстрактно-логическое: Произвольная память, творческое воображение.
2. Самопознание (обращённость психической д-ти на самого себя, закрепление в сознании различий субъекта и объекта)
3. Целеполагание (формирование целей д-ти и предварительное мысленно построение действий и предвидение их результатов.
4. Определённое отношение к окружающему миру, к другим людям.
«Моё отношение к моей среде есть моё сознание» Карл Маркс
Сознательная д-ть человека характеризуется тремя основными чертами.
СД необязательно обусловлена биологическими мотивами. Иногда сознательные действия человека могут вступать в конфликт с биологическими потребностями. Благодаря способности абстрагироваться, человек может отражать лучше, чем животные.
Человек усваивает опыт, накопленный в процессе исторического развития.
Сознание рождается в бытии.
Сознание отражает бытие.
Сознание творит бытие.
Понятие о самосознании
Самосознание позволяет не только отражать внешний мир, но и познавать свой внутренний мир, особенно относиться к себе. Главная ф-я самосознания – дать человеку понять мотивы и результаты своих поступков. Понять, какой она на самом деле и оценить себя. Оценка может быть удовлетворительной или неудовлетворительной. Если оценка не удовлетворительная, то действия человека могут быть следующими: либо он занимается самосовершенствованием, либо включает защитные механизмы, что бы вытеснить неприятные сведения о себе и избежать травмирующее влияние внутриличностного конфликта. Самосознание является одной из сфер, где осуществляется формирование личности. В процессе социализации у человека расширяются и углубляются связи с другими людьми. Связи с группами и обществом. Образ «Я» и есть самосознание. Он складывается у человека на протяжении всей его жизни.
Генезис самосознания
Точки зрения.
1. традиционное понимание. Самосознание рассматривается как исходная, генетически первичная форма человеческого сознания. Происходит примерно в три года.
2.противоположная точка зрения С.Л. Рубинштейн. Самосознание – высший этап сознания. Самосознание возникло в результате развития сознания. Не сознание рождается из самосознания, а самосознание выступает в развитии самосознания.
3. Осознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно. Они находятся в единстве и обуславливают друг друга.
Критерии самосознания.
- выделение себя из окружающей среды, сознание себя как субъекта автономного от среды.
- осознание своей активности. Я управляю собой
- осознание себя через других. То, что я вижу в других, это может быть и моим качеством.
- моральная оценка себя
Структура самосознания (Л.Д. Столяренко)
Осознание своих близких и отдалённых целей и мотивов.
Осознание своих реальных и желаемых качеств
Познавательные, когнитивные представления о себе
Эмоциональное представление о себе.
Далее автор эти позиции объединяет в два компонента. Самопознание (интеллектуальный аспект познания себя) и самоотношение (эмоциональное отношение к себе.
По Чесноковой
Самопознание
Эмоционально-ценностное отношение к себе
Саморегулирование
По Кону
Познавательный (когнитивный)
Эмоциональный (оценка своих качеств)
Поведенческий
Структура самосознания Юнга построена на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Он выделяет два уровня: самость (на этом уровне происходит персонификация как сознательных, так и бессознательных процессов. Поэтому самость есть как бы тотальная личность. Форма проявления самости на поверхности сознания. Осознаваемый субъект, сознательное я. Я знаю себя. Я – субъект и я- объект. Я является наблюдающим началом, а самость – наблюдаемым.
Для каждого человека мерилом его отношений к себе прежде всего являются люди. Каждый новый контакт с человеком может изменить представление человека о себе. В реальной жизни поведение человека выстраивается в соответствии с представлениями о себе. В структуре самосознания выделяется 4 уровня.
1. Непесредственно-чувственный уровень
Самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме, а так же состояние психики, желаний. В результате всего этого достигается простейшая самоидентификация личности.
2. Личностный уровень
Осознание себя как деятельного начала. Проявляется как самопереживание, отрицательная и положительная идентификация своего Я.
3. Рефлексивный уровень
Осознание личностью содержание собственных психических процессов. Результат – самоосмысление, самонаблюдение, самоанализ, саморефлексия.
4. Целенаправленно-деятельный уровень
Представляет собой синтез трёх предыдущих уровней. В результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные ф-и через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегуляции, самовоспитания, самооценки, самокритики, самопознания и самовыражения.
В целом выделяется 3 пласта самосознания: отношение к себе, отношение к другим людям, ожидание отношения других людей к себе.
Самосознание – совокупность психических процессов по средствам которых индивид осознаёт себя в качестве субъекта д-ти, а его представление о самом себе складывается в определённый образ Я.
Отклонения проявляются в поведении и связаны с нарушением сознания.
При всех психических заболеваниях самосознание нарушается раньше, чем предметное сознание. Люди с нарушенным самосознанием всё происходящее в своей психике воспринимают как бы со стороны.
1. Деперсонализация - утрата своего Я.
Расщепление ядра личности. Больные жалуются на постоянное присутствие двух начал, которые конфликтуют между собой.
2. Нарушение телесной идентификации. Части своего тела больные воспринимают как что-то от них отдельное.
3. Крайняя форма нарушения самосознания (дереализация)
Утрата чувства реальности не только своего бытия, но появляются сомнения в подлинности существования всего окружающего мира.
Взаимодействие сознания и подсознания
Значительная часть явлений, св-в и состояний человеком не осознаётся. Каждую секунду на нас воздействует огромное кол-во раздражителей. Органы всё отражают, но мы не всё осознаём.
Первое упоминание бессознательного встречается у Платона, а первое международное совещание о бессознательном состоялось в 1910 году в Бостоне, США. Учёные рассматривали бессознательное как фактор, который необходимо учитывать при анализе поведения, наследственности, эмоциональных проявлений, искусства, взаимоотношений людей. Но путей к осмыслению этого феномена не наметили. Настоящий прелом наметился тольео после появления трудов Фрейда.
Концептуальное проявление 1. теория психоанализа, 2. теория неосознаваемой психологической установки (Г.Узнадзе)
Одновременно из внешней и внутренней среды поступает огромное количество сигналов. В зоне ясного сознания лишь малая часть этих сигналов. Те сигналы, которые попали в зону ясного из осознания, человек использует для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы тоже используются в управлении поведением, но на подсознательном уровне.
Какие сигналы попадают в зону ясного сознания?
Как показывает наблюдение в зоне ясного сознания оказываются те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего регулирования поведения.
Препятствия осознаются за счёт привлечения внимания. Осознание обст-в приводит к изменению поведения. Как только находится новый режим регулирования или новый способ решения задач, управление регулирование поведения передаётся в подсознание. Сознание становится способным принимать новые возникшие представления. Этот процесс бесконечный.
Типовые задачи обычной обстановки человек решает на подсознательном уровне. Автоматизм и подсознание разгружают человека от рутинных действий. Многие знания, переживания внутреннего мира человека не осознаются им, но вместе с этим они вызывают побуждения, которые обуславливают поведение человека, но при этом он не понимает и не может объяснить свое поведение.
В своих исследованиях Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения. И они могут вызывать психологические затруднения адаптации внутриличностныые конфликты, заболевания.
Каждый процесс может стать осознанным. Основной способ – вербализация. Это основной механизм психоанализа. Психологи выделяют подсознательное: представления, желания, действия, которые в даны момент ушли из сознания могут вновь в него вернуться. А бессознательное это то, что ни при каких условиях не становится сознательным. Фрейд считал, что бессознательное это не те процессы на которые не направлено внимание, а переживания подавляемые сознанием.
Например, человек находится в конфликте с социальными запретами. В коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения, для того, что бы снять это возбуждение необходимо осознать сам конфликт и его причины. Но это сложно так как само осознание невозможно без тяжёлых переживаний. Так как человек препятствует осознанию. Несмотря на то. Что из сознания переживания вытеснены, очаги не разрушаются.
Для того, что бы вытеснить из сознания переживания требуется очень много энергетических затрат. По этому человек может испытыватьл надостаток энергии для своей жизнедеятельность. Это приводит к неудовлетворительному психическому и физическому самочувствию. В таких случаях могут развиваться даже психические заболевания.
Что надо сделать что бы устранить травмирующее влияние.?
Необходимо осознать травмирующий фактор, переоценить его, ввести его в структуру других факторов,
Эту зависимость сформулировал Фрейд и подожил в основы психоанализа. Главная задача психоанализа в том, что бы выявить скрытые очаги напряжения и оказать человеку помощь в сознании и переоценке тревожащих его переживаний. Процедура очень длительная и требует доверительного общения.
Говоря о подсознательном следует обратить внимание на такой факт: неосознаваемые образы восприятия могут в последствии проявиться в виде чувства знакомости. Когда возникает ситуация, требующая нового способа решения, эти обстоятельства попадают в зону ясного сознания. Бессознательно запомнившееся часто определяет направление мысли человека, его эмоциональное состояние. Сознание и подсознание функционируют как единое целое. Многие учёные в область бессознательного относя психические явления, возникающие во сне, импульсивные реакции. Многие учёные пытаются трактовать бессознательное как низший уровень психики. В настоящее время вопрос о соотношении сознательного и бессознательного не решён.
Развитие сознания в онтогенезе
Сознание каждого ребёнка развивается опосредованным путём, оно не существует изолированно или самостоятельно. С самого начала психика ребёнка связана с психикой матери. В пренатальный и постнатальный период эта связь называется чувственной. В этот период ребёнок занимает пассивную позицию. Психика матери носит осознанный характер. Поэтому мать передаёт ребёнку не только психофизиологическую информацию, но и человеческую информацию, оформленную сознанием. Первичные потребности ребёнок удовлетворяет через любовное отношение матери к нему. Поведение его характеризуется беспорядочной реактивностью организма. Мать своими действиями, сопровождающимися любовью к ребёнку как бы отсекает все реакции, которые не отвечают социальным нормам. Таким образом мать с любовью вводит ребёнка в человеческую культуру. Мать для ребёнка является центром всех благ и неприятностей. Следующий акт развития психики ребёнка это первичный акт сознания. Это идентификация ребёнка с матерью, первичное человеческое отношение. Оно не предметное, а отношение сознания. Отношение сознания это идентификация с культурным символом. Мать – образец социального поведения.
Во всех теориях развития человека есть общее положение: рассматривать человека как результат действующих на него причин и факторов. Главные факторы – среда и наследственность. Даже если их объединить, ребёнок остаётся их результатом. Но в практической жизни известны случай, когда вопреки неблагоприятным факторам среды или наследственности люди достигают больших результатов в развитии. Ни наследственность, ни среда, ни и сочетание сами по себе не определяют путь развития человека и его психические особенности, эти факторы являются лишь условиями, а не детерминантами. Главная характеристика человека – способность к самодетерминации. Это способность человека определять свой путь, своё поведение. Она делает человека свободным и сознательным субъектом своей жизнедеятельности. Эту свободу человеку даёт сознание. Осознавая своё поведение, человек получает способность строить своё поведение произвольно. В итоге он освобождается от власти внешней среды и природного. Осознание своего поведения - взгляд на себя со стороны. Для того, что бы осознавать своё поведение, человеку надо выйти за пределы натурального образа жизни. Но у ребёнка не способов такого выхода. В тоже время каждый ребёнок проходит путь развития сознания. Т.е. преодолевает детерминацию своего поведения внешними стимулами или внутренними органическими потребностями, что характерно для животных.
Как происходит процесс развития сознания, который позволяет прийти к способности стать в отношение к себе с среде. Решение этой проблемы было предложено Выготским. В его культурно-исторической теории. При рождении человек попадает не в природную среду, а в культурно-историческое пространство. А это не только материальные предметы, но и идеи, ценности. В этом пространстве есть ещё знаки, они имеют двойную природу: материальную и идеальную. Материальная (зрительная, слуховая), идеальная (значение знаков). Знак является заместителем реальности и позволяет реальность перенести в идеальную форму. Самый распространённый знак – это слово человеческой речи. Выготский сформулировал идею о том, что знаки являются не только заместителями других явлений, но и орудиями внутренней психической жизни человека, т.е. они помогают человеку свои действия. Человеческое поведение осуществляется по средствам знаком. Основная ф-я знаков – превращение собственного поведения в особый предмет отдельный от человека. Универсальная знаковая система – речь. Чентральная лини я развития ребёнка - развитие речевого опосредствования.
В чём универсальность речи? Она освобождает ребёнка от давления над личной ситуацией и делает поведение ребёнка осознанным. С помощью речи создаётся второй ряд стимулов. Сказав, что делается и для чего делается, человек осознаёт своё поведение. И у него формируется к этому отношение. Т.е. речь все импульсивные попытки и действия преобразует в организованное и планируемое поведение. По мнению Выготского речь не является единственным ср-вом осознания своего поведения. Средствами осознания своего поведения могут быть различные образцы или способы своего поведения. Эльконин: развитие произвольного и осознанного поведения ребёнка связывал со способностью действовать по образцу. Когда ребёнок представляет, как ему надо действовать, его действия становятся осознанными и произвольными. Сам образ поведения может быть в идее правила поведения или поведения конкретного человека. Важно, что бы этот образ поведения выступал как регулятор. Сравнение своего поведения с образцом поведения как раз и есть осознание своего поведения и отношения к нему. Социализация – овладение социальным опытом. Таким образом осознанность собственного поведения. Обязательно предполагает его опосредованность. А опосредованность осуществляется речью. С точки зрения культурно-историческое концепции, психика человека носит опосредованный характер. Психика каждого отдельно взятого человека опосредована той культурой, в которой ребёнок находится с первых дней своей жизни.
У человека есть врождённые психические ф-и: безусловные рефлексы, непроизвольное внимание и непроизвольная память. Но эти ф-и не определяют специфику и сущность психики человека. Они являются лишь предпосылками развития психики. Высшие психические ф-и: произвольное внимание и память, мышление, воображение, речь. Эти ф-и надстраиваются над врождёнными психическими ф-ями. Высшие ф-и имеют не натуральную, а культурную основу, они опосредованы и по своей природе произвольны и являются главным отличием человека от животного.
Психическое развитие ребёнка можно рассматривать как становление высших психических ф-й. Освоение и овладение культурно-историческим опытом происходит через взаимодействие со взрослым. Развитие высших психических ф-й подчиняется основному закону: ребёнок не может жить и развиваться без общества, он изначально включён в общественные отношения. Чем младше ребёнок, тем более социальным существом он является. Потребности, способности возникают в результате присвоения образцов человеческой культуры. Психическое развитие это прежде всего культурное развитие. Образец – взрослый человек. Передача опыта возможна только при совместной жизнедеятельности ребёнка со взрослым.
Всякая функция в культурном развитии ребёнка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослыми. И существует не в индивидуальном сознании ребёнка, а между ребёнком и взрослым. Поэтому она имеет интерпсихическую форму. В последствии лона переходит во внутренний мир ребёнка и становится его индивидуальным достоянием, т.е приобретает интропсихическую форму.
Встаёт вопрос о соотношении обучения и развития. С точки зрения культурно-исторической концепции процесс посредничества между ребенком и идеальными формами культуры является процессом обучения.
Посредником между ребёнком и идеальными формами культуры являются взрослые. Эльконин определял обучение как процесс взаимодействия ребёнка и идеальной формой, опосредованной взрослым. Проблема о соотношении обучения и развития существует до сих пор. Учёные думают, что является ведущим, развитие или обучение.
Жан Пиорже рассматривал психическое развитие как развитие интеллекта, которое происходит в результате созревания когнитивных структур. по его мнению, если интеллект недостаточно развит, то с этим ничего не сделаешь. Поэтому обучение будет эффективно только в том случае, если оно следует за развитием.
Эта точка зрения отражена в бихевиоризме. Обучение и развитие тождественны. Бихевиористы развитие ребёнка сводят к приобретению навыков., а обучение и есть процесс приобретения навыков. Следовательно эти два процесса идут параллельно. Третья точка зрения изложена у Выготского: обучение не должно приспосабливаться к развитию, оно должно учитывать уровень развития, что бы знатьл на каком уровне строить обучение. Обучение должно идти впереди развития. Внутреннюю связь обучения и развития и ведущую роль обучения Выготский отразил в понятии «зона ближайшего развития». Овладевая каким либо действием ребёнок сначала выполняет его вместе со взрослым, а потом уже самостоятельно. Разница между тем, что ребёнок может со взрослым и тем, что доступно его в самостоятельной д-ти и образует его зону ближайшего развития. То, что ребёнок делает сейчас сам, это зона актуального развития.