Периодизация развития психологии

История психологии

Темы сообщений (15 сентября):

Продолжение идей Демокрита в трудах Лукреция-Кара

Конспект:

2. Трактак Аристотеля о душе, книга 1, глава 1 , книга 2 и 3 (20 октября).

3. Конспект первой части трактата Декарда «стасти души» и развёрнутый план 2 и 3 частей этого трактата (17 ноября).

Лекция 1. Тема 1.Предмет, методы, значения истории психологии. Периодизация развития психологии.

Предметом психологии являются закономерности возникновения, развития и функционирования психики.

Предметом истории психологии является представление о психической реальности на разных этапах развития психологии (науки). История психологии исследует именно развитие разных научных (а не псевдо) знаний о психики. Хотя мы знаем, что знания наши и представления о психики, в общем (животного или человека) они складывались в ходе обыденной жизни, то есть знания накапливались в течения существования зачатков и развития психологии. Из этого вывод, вытекает главная задача истории психологии: исследование и анализ возникновения и развития научных знаний о психики.

Считается, что одним из первых «источников» был Аристотель, который в своих работах написал первый обзор прежних или сегодняшний воззрений на душу.

Методы историко-психологического исследования. Для истории психологии не доступны эксперименты и наблюдения.

1 метод - теоритическая реконструкция – это анализ источников с целью ретроспективного развитий научных концепций, проблем, методов в их исторической последовательности.

2 метод - метод интервью – это специально подготовленная беседа, либо с участниками. Данный метод применяется в достаточно узком диапазоне за какой-то короткий период времени.

3 метод - биографический и автобиографически – это воссоздание атмосферы жизни, личного, духовного, научного развития ученого (какого то конкретного человека)., построение его научного пути, взаимосвязий его личной жизни с его деятельностью и т.д.

4 метод - анализ научных ссылок.

Проблемы: не полнота источников, утрата документов, не точный перевод документов, интересы самих действующий лиц.

История психологии не может считать законченной или полной, она постоянно находится в движении или развитии, как и любая другая наука. При этом очень важно помнить, что главная задача истории психологии не просто собрать факты и описать события, но и выявить, а так же проанализировать движущие силы, факторы, механизмы, которые влияют на достижение тех или иных результатов.

«Культ героев» - персоналистическая теория.

«Дух времени» - контекстный подход.

Значение истории психологии:

1. Без знания истории психологии невозможно разобраться в её современном состоянии, не возможно понять проблемы науки и двигаться вперёд в их развитии.

2. Истории психологии выполняет интегрирующую функцию, т.е. она позволяет объединить множество разных ответвлений современной психологии в единое целое. Позволяет построить дерево, которое объединяет психологические исследование далекие друг от друга.

3. Нравственно образовательные значения истории психологии.

Периодизация развития психологии

Психология имеет большое прошлое, но короткую историю (с) Гермер Эбэнгауз

В развитии психологии выделяет 2 больших периода:

1. Развитие психологических знаний в недрах философии и др. науках.

2. Развитие психологии, как самостоятельной наука.

В основу периодизации развития психологии можно взять и др. причины. Что является предметов психологии?

Предмет психологии исторически менялся, сначала это была душа, сознание, поведение и психика.

Первые научные представления о душе и попытки её анализа и объяснения складываются в философии, которая постепенно, через свои философские знания выделяется из протопсихологии (?)

Тема 2.Античная психология, материалистические учения о душе.

Античной психологиейназывают различные варианты представлений о душе, которые складывались в рамках философских Древней Греции и Древнего Рима (6 в. до н.э. – 5 в. н.э.).

Понятие о душе выступает как главный объяснительный принцип всех психических проявлений. Душа – это исторически первое определение предмета психологии. Но в античное время, в античной философии не существует единого учения о душе.

Как понимала душа?

1. По-разному рассматривалась природа души: идеальная и материальная.

2. Происхождение души: естественное (душа рождала с телом), сверхъестественное (душа божественное).

3. Функции души: причина движения тела или душа управляет всеми проявлениями человека.

Материализм и реализм, противоположные тенденции философии, которые определяются по вопросу соотношения бытия и сознания.

Материалистическое учение о душе с 6 в. до(?) н.э. по 16 в. н.э.

Демокрит 460 – 370 г. до н.э.

Родился в древнегреческом полисе Абдеры, в богатой знатной семье. Среди его воспитателей были персидские жрецы.

Демокрит был демократичным, воспитанным человеком, ценил физические труды, материалистом, атеистом.

Учение о душе было неотъемлемой частью философской системы от античного до аместического, его суть есть только атомы и пустота. Весь мир и все окружающие вещи составлять из атома, душа материальна она состоит из самых мелких и самых подвижных круглых атомов (атомов огня), которые рассеяны по всему телу. Тело движется благодаря душе. Демокрит понимал душу, как причину.

Душа образуется в теле в результате преобразования этих частиц. Душа обновляется в процессе нашей жизни, вместе (благодаря) с дыханием. Душа рассматривается, как особый вид тела, более тонкое, гибкое, но не в прямом, а переносном смысле.

Голова имеет в организме самое главное(важное) значение. Именно в ней находится большое скопление атомов души – точка зрения Демокрита.

Проблема ощущения и восприятия – это источник познания, т.к. душа, которая не ощущает. Она ничего не знает. Это такой некий темный вид познания.

Наши рекомендации