Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Определение агрессии. Цели агрессии.
2. Типы агрессии на основании 3-х шкал по Басу.
3. Агрессия как поведение и намерение. Виды агрессии.
3. Психоаналитический и Этологический подходы в описании агрессии.
4. Эволюционные теории описания агрессии. Критика эволюционных теорий.
5. Агрессия как проявление побуждения (теория фрустрации и агрессии, посылов к агрессии Берковица, теория переноса возбуждения Зильманна)
6. Когнитивные модели агрессивного поведения.
7. Агрессия как приобретенное социальное поведение.
8. Роль семейных взаимоотношений в становлении агрессивного поведения.
9. Взаимоотношения с родителями, типы неправильного воспитания и агрессивное поведение у ребенка.
10. Взаимоотношения с братьями и сестрами в формировании агрессивного поведения.
11. Контроль над поведением, роль наказания в формировании агрессивного поведения. Эффективные наказания.
12. Взаимодействие со сверстниками и агрессивное поведение.
13. Демонстрация моделей агрессивного поведения.
14. Понятие расстройства поведения, критерии расстройств поведения.
15. Расстройства поведения как социальные явления, их классификация. Критерии правовой оценки расстройств поведения.
16. Медицинский подход к расстройствам поведения, их классификация согласно МКБ № 10.
17. Методы изучения агрессии с помощью опроса.
18. Проективные методы изучения агрессивного поведения.
19. Методы изучения агрессии с помощью наблюдений в лабораторных и «полевых условиях».
20. Личностные черты, имеющие отношение к агрессивности у нормальных людей.
21.Абсолютно не контролирующие себя агрессоры.
22. Чрезмерно контролирующие себя агрессоры.
23. Установки, система ценностей и агрессия. Гендерные различия.
24. Роль наследственного фактора в формировании агрессивного поведения человека. Аномалии, вызванные половыми хромосомами и агрессивное поведение.
25. Гормональная теория возникновения агрессии. Роль коры головного мозга и подкорковых структур в возникновении агрессивного поведения.
26. Фрустрация: данные, подтверждающие и опровергающие тот факт, что фрустрация способствует агрессии. Влияние опосредующих факторов.
27. Вербальное и физическое нападение. Характеристики объекта агрессии. Подстрекательство со стороны окружающих как предпосылка агрессии.
28. Воздействие внешних факторов (шум, жара, загрязнение воздуха, теснота) на агрессивное поведение человека.
29. Меры по управлению агрессией: наказание, катарсис.
30. Меры по управлению агрессией: когнитивные методы контроля, индукция несовместимых реакций, тренинг социальных умений.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература
Основная:
1. *Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Речь, 2003. - 190 с.
2. * Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2002. - С.483-531.
3. *Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2002. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - С.240-246.
4. *Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи.— СПб.: Питер, 2003 .— 333 с.
Дополнительная:
1. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. - 2000. - №6. - С.112.
2. Бережкова Е.И. Влияние экспозиции социальной агрессии на агрессивность младшего школьника: Дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2003. - 149 c.
3. Бойко Н.Б. Проявления агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола // Вопросы психологии. - 1993. - №4. - С.27.
4. Квадрициус М.П. Предупреждение агрессивности подростков средствами семейного воспитания: Дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2000 . - 165 c.
5. Киселева А.В. Внутренний ценностный конфликт как фактор агрессивного поведения в юношеском возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 220 c.
6. Козырева Е.В. Дифференциально-психологические аспекты ауто- и гетероагрессивности в подростково-юношеском возрасте и в период ранней взрослости: Дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2006. - 154 c.
7. Кондракова И.Э. Предупреждение и педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков в школе: Дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 167 c.
8. Копченова Е.Е. Детская агрессивность как качество личности: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - 193 c.
9. Коренева А.А. Взаимосвязь семейного воспитания и агрессивности в подростковом возрасте : Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004. - 128 c.
10. Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: Дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2000. - 197 c.
11. Кудрявцев И.А. Деятельностный подход при экспертном анализе агрессивно-насильственных правонарушений // Психологический журнал. - 1997. - Т.18, № 3. - С.45.
12. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. - СПб.: Питер, 1997.
13. Ленденева И.Л. Детская агрессия и методы ее психолого-педагогической коррекции: Дис. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 2002. - 170 c.
14. Никитин А.В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 173 c.
15. Ольшанская Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - 135 c.
16. Осеева Е.И. Предупреждение агрессивности подростков в педагогическом процессе общеобразовательной школы: Дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2004. - 220 c.
17. Смык Ю.В. Жестокость родительского воздействия как фактор агрессивного поведения подростков: Дис. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 2004. - 198 c.
18. Соловьева С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: Дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1996. - 600 c.
19. Старшиков Ю.В. Стилевые детерминанты противоправного агрессивного поведения личности: Дис. ... канд. психол. наук. - Сочи, 2004. - 156 c.
20. Сысоев А.М. Психология аутоагрессивного поведения осужденных и его предупреждение: Дис. ... канд. психол. наук. - Рязань, 2002. - 220 c.
21. Фонаги П., Моран Дж.С., Таргет М. Агрессия и психологическая самость // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2004. - №2.
22. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно-методические рекомендации / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб., 2003. - 320 с.
23. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 510 с.
24. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия - СПб.: Питер, 1997. - 336 с.
25. Васильева Н.В. Агрессивное поведение и его соотношение с клинико-нозологическими характеристиками индивида //Актуальные вопросы клинической и социальной психиатрии /Под общей ред. О.В. Лиманкина, В.И. Крылова. - СПб.: СЗПД, 1999. - С.145-152.
26. Васильева Н.В. Реакция на фрустрацию у высокоагрессивных личностей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. - 1998. - №1. - С.36-39.
27. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации // СоцИс. - 2003. - № 4. - С.31-34.
28. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-71.
29. Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки // СоцИс. - 2001. - № 2. - С.18-19.
30. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). - М.: Просвещение, 1994.
31. Лэйн Д. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д.Лэйна, Э.Миллера. - СПб.: Питер, 2001. - С.240-276.
32. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Речь, 2003. - 190 с.
33. Масагутов Р.М., Ениколопов С.Н. Показатели агрессивности у заключенных юношей с различным статусом в неформальной иерархии воспитательной колонии // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, № 1. - С. 119-124.
34. Мельникова М. Граница тела и агрессивность: исследование детей 6-7 лет. - Ижевск: Удмуртский ун-т, 2003. - 126 с.
35. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.: Форум, 1997. - 160 с.
36. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 1999. - 656 с.
37. Рахматшаева В. Агрессивны - потому что несчастны // Семья и школа. - 1991. - №10. - С.20-22.
38. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб, 1995. - С.303-347.
39. Реан А.А. Изучение агрессивности личности // Реан А.А. Психология изучения личности. - СПб., 1999. - С. 216-251.
40. Реан А.А. Социализация агрессии // Реан А.А, Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999. - С. 36-43.
41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - С.240-246.
42. Румянцева Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С.81.
43. Сафуанов Ф.С. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза обвиняемых в криминально-агрессивных действиях (Психологический аспект): Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2001. - 362 c.
44. Соловьева С.Л. Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. - 1995. - №3-4. - С.13-20.
45. Харитонова Е.В. Социально-исторические детерминанты агрессивного поведения (Психолого-историческая реконструкция на материалах 20-ых гг. XX в.) : Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999. - 161 c.
46. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль: Академия развития, 2001.