Способности. Проблемы их диагностики и развития
Способности – индивидуально- психологические особенности человека, проявляющиеся в действии и являющиеся условием успешности ее выполнения.
От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения ЗУНами, но сами они к ним не сводятся.
Способности – прижизненные образования.
Ранее, на протяжении длительного времени способности связывали с особенностями строения головного мозга (френология Галла)
С. – понятие динамическое, их формирование происходит в процессе определенным образом организованной деятельности.
Теплов – врожденные лишь задатки, генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности НС, являются предпосылкой формирования и развития способностей.
Задатки статичные. Они обуславливают: -разные пути формирования способностей, -влияют на уровень достижения, быстроту развития.
Способности – общие и специальные
Структура способностей – ведущие и вспомогательные свойства.
Уровни способностей – репродуктивный, творческий.
В конце 19-20 века – попытки изменить способности. Кеттел, Спирмен, Бине, Айзенк – батареи тестов.
Отечественная психология – путь определения способностей – выявление динамики успехов в процессе деятельности.
Возникновение «открытого кризиса» в психологии, причины и развитие.
Отечественная психология
Поведенческая психология – разные направления – Бехтерев – объективная психология, рефлексология, исследования условных рефлексов – Павлов, Блонский - идея психического развития на базе марксизма, Корниловская реактология, расцвет и закат психоанализа Троцкого, становление первых идей Рубинштейна, Узнадзе, КИТ Выготского, харьковский период Леонтьева.
Школы по-разному определяли предмет. 10-30е годы наиболее явно обозначились противоречия.
Причины открытого кризиса:
Выготский – «Исторический смысл психологического кризиса» причина – разрыв между теорией и практикой. Отсутствует методолгия психологии. (общая психология – наука о понятиях которыми пользуется психология – методология).
Рубинштейн – разрыв между человеком и миром, между поведением и деятельностью, сознанием и миром.
Открытый кризис подготовил скрытый кризис (конца 19 – начала 20 веков). Причины скрытого кризиса – в психологии и смежных областях (Дарвинистская теория эволюции человек имеет животное начало, немецкая классическая философия – Маркс – человек социальное существо, открытия в физиологии Сеченов, идеи Гальтона (тестирование, психодиагностика). Разработки в медицине Шарко, Бергейм (выход в бессознательное), общий культурный фонд (немецкий романтизм) – открытый кризис на Западе.
Направления открытого кризиса.
1. Психоанализ – к 10г. разбитое движение. Раскол психоанализа. От Фрейда отделились Адлер, Юнг. Эмиграция новой волны психоаналитиков.
2. Гештальт – появление теории поля Левина.
3. Бихивиоризм – в США 13г. Уотсон. Возник как результат развития русской физиологической школы (идеи Бехтерева)
4. Немецкая школа – исследования мышления. Создатель Кольбе?. Представители Марбе, близок Бюллер.
5. Понимающая психология Германии – возникла в 19 в. Создатель Дильтей. Противоположна объяснительной психологии. 2 вида науки – о природе и о духе.
6. Французская школа – Дюркгейм, Леви. Законы существования сообщества не сводимы к сумме отдельных индивидов. Индивидуальное сознание определяется сознанием коллектива.
Открытый кризис в психологии, первая треть 20 века.
Борьба мнений в области теории, новые факты полученные в период интеллектуального развития и прикладных исследований обнаруживали несостоятельность психологической теории, ее основали субъективно –идеалистические представления о психике.
В 19в. шло активное развитие наук, которые опровергали многие психологические воззрения и теория активно развивалась физиология (душа и тело – разные вещи), биология – человек не божественное существо, психиатрия.
Кризис центрировался вокруг проблемы сознания.
Были сделаны фундаментальные открытия в физике и химии.
Источником кризиса явились запросы практики, необходимость ответить на которые привела к осознанию недостаточности прежних классических взглядов, развиваемых эмпирической интроспективной ассоцианизмом. Появление новых исследований. Открытый кризис – явился свидетелем развития этой науки и в естествознании.
Развитие собственно психологического эксперимента, приложение экспериментальных методов к различным областям науки и практики, развитие исследований в психологии способствовали возникновению новых направлений. Каждое из которых открывало противоречие в теоретических основах старой психологии. Основным содержанием периода открытого кризиса – возникновение новых направлений. Психоанализ – Австрия Фрейд – психика не тождественна сознанию, 1913.
Бихевиоризм – США Уотсон – объективный подход к поведению, а не сознанию.
Гештальтпсихология – Германия Вертгеймер – учение о мышлении , восприятии.