Личностные опросники и проблема их достоверности
Проективные методы изучения личности
как способ повышения достоверности.
Возникновение проективного подхода к исследованию мотивации личности явилось важным этапом в развитии психологической диагностики, т.к. оно тесно связано с появлением методик, качественно отличных от традиционных. Само понятие проекции впервые появилось в психоанализе и принадлежит З. Фрейду (1894). Классическая проекция, по Фрейду, понималась как защитный механизм, посредством которого "враждебность, о которой человек нечего не знает и ничего не хочет знать, переносится из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и присваивается другим". Главной особенностью проективных методик является неструктурированность стимульного материала, вследствие которого допускается практически не ограниченное число возможных ответов испытуемого. Предполагается, что расплывчатый и неопределенный тестовый материал должен сработать как своего рода "экран", на который отвечающий проецирует характерные для него мысли, потребности, тревожности и внутренние конфликты. Поэтому проективные процедуры наиболее эффективны именно для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Испытуемый, как правило, редко представляет, какова истинная цело исследования и какова возможная психологическая интерпретация его ответов.
Большинство проективных "техник" не являются, по-видимому, тестами в узком понимании этого термина. Как вы знаете, наиболее существенными признаками тестов являются:
1) стандартизованность предъявления и обработки результатов;
2) независимость результатов от влияния личности психолога;
3) сопоставимость индивидуальных знаний с нормативными.
Проективные методики в отличие от опросников, позволяют получить несравнимо богатый материал, однако их использование (особенно тестов Роршаха и ТАТ) предполагает высокий уровень мастерства экспериментатора и в то же время не свободно от его субъективизма. Огромное разнообразие возможных ответов испытуемого обуславливает в основном когнитивную, основанную на интуиции, а не количественную интерпретацию.
К настоящему времени разработано достаточно большое количество проективных методик. Поэтому естественно стремление психологов отразить их многообразие в различных классификациях. Приводимая ниже классификация отражает, прежде всего, важнейшие приемы конструирования проективных техник и сопровождается примерами в виде соответствующих методик (Франк, цит. по Бурлачук, 1989. С.132).
1) консутивные - в основе структурирование, оформление крайне неопределенных стимулов, придание им смысла (тесты Роршаха);
2) конструктивные методики - создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Мира);
3) интерпретированные методики - использование какого-либо события, ситуации (ТАТ, методика Розенцвейга);
4) катартические методики - осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях (психодрама);
5) экспрессные методики - рисование на свободную или заданную тему (например, "Несуществующие животные", "дом-дерево-человек");
6) адаптивные методики - завершение предложения, рассказа, истории (методики незаконченных предложений). Близкие к этой категории и методики словесных ассоциаций;
7) импрессивные методики - предпочтение одних, наиболее желательных стимулов другим (цветовой тест Люшера);
8) рефрактивные методики - непреднамеренные изменения в устной и письменной речи (например, графологические пробы).
ТЕМА 16.
ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННЫХ И РЕГУЛЯТОРНЫХ
СТРУКТУР ЛИЧНОСТИ
Краткое содержание лекции:концептуальный анализ мотивационной сферы и саморегуляции. Уровни мотивационной сферы человека и их иерархия. Специфика диагностики потребностей и мотивов. Диагностика уровня притязаний.
Опросники и проективные техники в диагностике мотивации. Ранжирование терминальных и инструментальных ценностей (МИЦО) Рокича-Ядова-Гоштаускаса и его аналогии, самооценка в структуре личности.
Устойчивость ранжирования. Влияние фактора социальной желательности на результаты опросного исследования мотивации.
ТАТ в диагностике скрытых мотивов. Классификация мотивов по Мюррею и анализ тестов ТАТ. Тест рисуночных ассоциаций Розенцвейга. Методика незаконченных предложений Сакса-Сиднея и ее модификации. Диагностика мотивации достижений с помощью проективной техники. Использование графических и рисуночных тестов для диагностики мотивации. Деловой ТАТ. Вербальные средства диагностики мотивации достижения.
Психодиагностика регуляторной активности и локуса контроля (опросники ВСК, УСК).
Психология мотивов и влечений по Л. Сонди. МПВ – модифицированный вариант теста Л. Сонди.
ПЛАН ЛЕКЦИИ
Вопрос 1.Мотивационно-потребностная сфера человека как предмет
диагностического исследования.
Вопрос 2.Опросные методы психодиагностики мотивационной
сферы личности.
Вопрос 3.Проективные методы исследования мотивации.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике, СПб., 2001.
2. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.А. Столина. М., 1987.
3. Александрова Ю.В. Методики диагностики отношение взрослого человека: роли, позиция, нравственная сущность. Метод. пособие. М., 2001.
4. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной ориентации // Вопросы психологии. 1988. №1.
5. Блейхер В.М., Крук И.В.,.Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов н/Д., 1996.
6. Гуревич М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М., 1992. 80 с.
7. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
8. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика. М., 1984.
9. Развитие и диагностика способностей интелекта. Дружинин В.Н., В.Д. Шадриков. М. 1991.
10. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. СПб., 2001.
11. Русалов В.М., Гусева О.В. Сокращенный вариант личностного опросника Р. Кеттела (8 РF) // Психол. журн. 1990. № 1
12. Собчик Л.Н. Еще раз про любовь. М., 2002.
13. Современная психология: Справочное руководство. М., 1999.
14. Ханин Ю.Л. Стандартный алгоритм адаптации зарубежных опросников // Психологические проблемы предсоревновательной подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям / Под. ред. Ю.Я. Киселева. Л., 1977.
Вопрос 1