О примерном положении о классах компенсирующего обучения

в общеобразовательных учреждениях*

Законом Российской Федерации «Об образовании» предусмотре­но внедрение в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на дифференциацию обучения, дей­ственный учет индивидуальных особенностей обучающихся.

Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс форм активной педагогической помощи наиболее трудной в воспитательном отношении категории детей - детям «группы риска».

К «группе риска» специалисты относят детей, которые, в силу раз­личных причин генетического, биологического и социального свой­ства, уже приходят в школу психически и соматически ослабленны­ми, социально запущенными, с риском школьной и социальной деза­даптации. Значительно худшее, чем у других сверстников, качество адаптационных механизмов делает их уязвимыми по отношению к несбалансированным воздействиям внешней среды, обусловливает предрасположенность этих детей к патологическим реакциям на пе­регрузки и социально-психологическим срывам. Экологическое, де­мографическое, социальное неблагополучие в обществе привело к резкому увеличению числа таких детей. В настоящее время к их числу на этапе поступления в школу может быть отнесен практически каждый пятый ребенок.

Именно эти дети, уже с первого класса испытывая систематичес­кие трудности в учебе, становятся неуспевающими, а начальное от­ставание в учебе ведет к педагогической запущенности, трудновоспи­туемое, школьной дезадаптации и является одной из причин правона­рушений несовершеннолетних.

Различная по своим формам работа с обучающимися такой катего­рии со стороны педагогических работников, правоохранительных, ор­ганов ведется по существу в одном направлении - преодоление вто­ричных по своему происхождению деформаций. Отсюда, несмотря на большие затраты по обеспечению профилактической работы, так не­пропорционально мала ее эффективность.

Всевозрастающая общественная тревога за судьбу детей «группы риска», осознание необходимости усиления роли педагогики и педа­гогов в охране их физического и нравственного здоровья, обеспече­нии полноценного образования и развития личности диктуют необ­ходимость изменения сложившейся ситуации.

В настоящее время в структуре педагогики выделена относительно самостоятельная область научного знания и практической педагоги­ческой деятельности - коррекционная педагогика, одной из задач которой является изучение особенностей учебной деятельности детей «группы риска» и разработка форм активной педагогической помощи им в системе дошкольного и школьного воспитания.

В школьной практике все большее распространение получают клас­сы компенсирующего обучения (коррекционные классы, классы адап­тации, классы педагогической поддержки).

Организация работы классов компенсирующего обучения рассмат­ривается как одна из форм педагогической помощи детям «группы риска». Относительно однородный, с учетом специфики и уровня пси­хического развития, школьной зрелости, состав учащихся в классах компенсирующего обучения дает возможность учителю учесть этот уровень в обучении и тем самым обеспечить большую эффективность учебного процесса. <…>

Настоящее Примерное положение о классах компенсирующего обучения определяет основные формы и содержание коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности при обучении в обще­образовательных учреждениях. По мере дальнейшего накопления практического опыта и получения новых данных специальных педа­гогических и психологических исследований, касающихся вопросов содержания обучения, вариативности и дифференциации его форм и методов, это положение может уточняться и дополняться.

Классы компенсирующего обучения рекомендуется создавать в ос­новном на этапе получения начального общего образования. При по­лучении основного общего образования классы компенсирующего обучения могут сохраняться или создаваться вновь в порядке экспе­римента. Обучающиеся, освоившие программу основного общего образования, получают соответствующий документ. Материалы экза­менационных работ для классов компенсирующего обучения состав­ляются образовательным учреждением и утверждаются органом управ­ления образованием. Для получения среднего (полного) общего обра­зования учащиеся классов компенсирующего обучения принимаются на общих основаниях.

В перспективе классы компенсирующего обучения могут стать со­ставной частью коррекционной службы, в структуре которой будут функционировать психолого-диагностические центры, социально-педагогические комплексы, психолого-медико-педагогические кон­сультации (ПМПК) и т. п.

Учитывая специфику коррекционных классов, напряженность ра­боты в них, особую сложность диагностики, в соответствии с распоря­жением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1992 г. № 1037-р Министерство образования рекомендует устанавливать над­бавки в размере до 30 процентов к ставкам заработной платы педаго­гическим работникам и должностным окладам руководителям школ, непосредственно занятых обучением и воспитанием детей указанного контингента.

Приложение 3.

Наши рекомендации