Психологические предпосылки религии и религиозности

Психологические факторы

Психологические факторы религии – это состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, которые создают возможность, благоприятную психологическую почву производства и усвоения религии.

Эти факторы действуют на базе космических, атмосферных, геотектонических, социумных, социокультурных, в связи с гносеологическими.

v Общественно-психологические предпосылки религии составляют феномены психологии общества и групп; к ним относят:

§ кризисные состояния общественно-психологической атмосферы

разочарование в прошлом/будущем, тревожное ожидание будущего

§ превратный характер общения

дисгармонизация общения: господство, подчинение, борьба, конкуренция, опосредование вещными отношениями.

§ общественное и групповое мнение/ групповые психологические явления

В психологии людей появляются изменения, появляются коллективные представления и переживания, не свойственные индивидам, когда они действуют вне группы. Коллективное совместное действие вызывает в психологии участников синергический эффект, явления фасилитации (облегчения), в результате чего происходит повышение интенсивности протекающих процессов, возникает переживание возрастания жизненной энергии, «воспарения духа», снижается психологическая напряженность.

Появление харизматических лидеров. В процессе харизматизации происходит персонификация идеалов, лидер становится объектом веры, его образ связывается с надеждой на осуществление чаяний, желаемого лучшего будущего

§ неосознанные процессы

§ механизмы внушения, подражания, психического заражения

§ традиции, обычаи и пр.

v Общественно-психологические механизмы реализуются с помощью

§ языка, устной и письменной речи

§ мимики и пантомимики

§ специализированных знаков.

Основным средством является слово. Речевое воздействие неодолимо, неизбежно вызывает определенные представления, соответствующие содержанию высказывания. Бездейственная сила слова может выступать как некая чуждая власть.

v Отметим сверх-надындивидуальность общественно-психологических феноменов. Коллективные представления и переживания, групповые мнения, нормы и ценности императивны по отношению к индивидууму и принудительно навязываются ему извне помимо его воли и сознания.

Ø Индивидуально-психологические факторы действуют в психологии индивида.

К ним относятся:

v переживание всесторонней зависимости от других людей

v заданность наследственных и интериоризованных механизмов психики и личностных свойств

v личное страдание и горе (от неизлечимой болезни, смерти близкого человека и т.д.)

v страх смерти

Сильный, постоянный, застойный страх обладает разрушительными силами: ослабляет живую связь с действительностью, искажает ощущение и восприятие, возбуждает болезненную фантазию, сковывает мышление, рассеивает внимание, затрудняет деятельность памяти, вызывает необоснованность решений.

В ситуации угрозы, опасности нередко появляется психологический стресс (англ. stress – давление, напряжение) – состояние напряженности и подавленности, которое вызывает изменения в протекании психических процессов, ведет к вызывающим дискомфорт эмоциональным сдвигам, к дезорганизации поведения и деятельности. Одним из видов стресса является фрустрация (лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение плана);

v духовный распад личности

v аморфность и неустойчивость Я-сознания

v чувство одиночества и заброшенности

v ощущение индивидом безысходности кризисной ситуации, в которой он оказался

v склонность к поклонению авторитету, к делигированию воли и решимости

v неосознанные и неосознаваемые процессы

v конформность

v явления озарения и ясновидения и проч.

Много неосознанного и непроизвольного в интуиции, озарениях, ясновидении, эйдетизме. Интуиция (позднелат. intuitio – от лат. intueor – пристально, внимательно смотреть) представляет собой процесс непосредственного (без логически-доказательного развертывания) постижения, целостного схватывания, «неожиданного» решения задач в научной, художественной и иной деятельности.

§ Различают интеллектуальную и чувственную интуицию

В интуитивном процессе достигается инсайт (англ. insight) – о-зарение, про-зрение, проникание в суть.

§ Роль интуиции возрастает при недостаточно информационной оснащенности в ходе проникновения в неведомое, перехода за пределы сложившихся стереотипов дискурсивного мышления.

§ Во многом загадочным является эйдетизм (греч. eisoV – вид, образ), способность удерживать и воспроизводить живой образ ранее воспринятых предметов и явлений. В творческой деятельности может возникать состояние «одержимости» кем-то или чем-то, переживается «парадокс авторства»: действительный творец результата свидетельствует, что автор не он, а «другое Я», правда, находящееся в нем самом. Неосознанный, непроизвольный, необъяснимый процесс скрыт, его результат выступает как нечто данное извне.

Наши рекомендации