Оценка функций интеллекта по предпочтительным цветам 14 страница
[mcccxv] Nayatani Y. On attributes of achromatic and chromatic object-color perceptions // Col. Res. Appl. 2000. V. 25. P. 318–332; Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001. Гл. 14.
[mcccxvi] Серов Н. В. Светоцветовое представление информации // Научно-техническая информация. 2001. Сер. 2. № 12. С. 1–3.
[mcccxvii] Серов Н. В. Светоцветовое представление информации // Научно-техническая информация. Сер. 2. Информационные процессы и системы. 2001. № 12. С. 2.
[mcccxviii] Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М.: ИЛ, 1963. С. 243–332.
[mcccxix] Цветовые образцы хроматических тестов (хром-тестов) помещены на задней стороне обложки «Светоцветовой терапии». СПб.: Речь, 2001, 2002.
[mcccxx] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. 2001. § 1.6.
[mcccxxi] Оствальд В. Цветоведение. М.; Л.: Промиздат, 1926. Гл. 4.
[mcccxxii] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. СПб.: Речь, 2001. Гл.11.
[mcccxxiii] В «Светоцветовой терапии» не учитывались функции процесса осознания информации, что и привело к безразмерной характеристике сознания как компонета интеллекта.
[mcccxxiv] Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. Журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 43–47. Прошу отметить, что в формулах (4) этой статьи и (14.43) «Светоцветовой терапии» вкралась опечатка. Должно быть: l2 =(lо -a l1) / (1 -a).
[mcccxxv] Colby K. M. Energy and structure in psychoanalysis. N.Y., 1955. Eysenck A. A critical and experimental study of color preference // Am. J. Psychol. 1941. 54. 385–394.
[mcccxxvi] Серов Н. В. Светоцветовое определение информации // Информатика. 2001. Сер. 2. № 12. С. 1–3.
[mcccxxvii] См.: Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы? // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С. 14–15, 45–46; Канаев И. И. Очерки из истории проблемы физиологии цветового зрения от античности до ХХ века. Л.: Наука, 1971. С. 148–153.
[mcccxxviii] В психологии задание граничных условий нередко не оговаривается. Поэтому мы акцентируем тот факт, что только благодаря граничным условиям можно легко разрешить достаточно сложные проблемы и парадоксы. Так, например, известный под именем «бесконечного спуска» парадокс первичности яйца или курицы не имеет решения ни в формальной логике, ни в онтологии. Законы же семантической логики (разрабатываемые в рамках хроматизма) позволяют ввести четкие критерии познания этой системы благодаря заданию граничных условий. Так, при появлении новой (неизвестной ранее) информации о том, к примеру, какое будет яйцо — «золотое» или «серебряное», мы наблюдаем случай экстремальных условий (рождения нового как революционный путь, занимающий к тому же много меньший интервал времени, чем эволюционный путь) и, безусловно первичным здесь будет курица. При обычных же, то есть нормальных (известных заранее) условиях вылупления и роста цыпленка первичным в этом эволюционном (более длительном) процессе становится яйцо и т. д.
С этих позиций весьма проблемный вопрос о соотнесении образа и предмета (см., например, Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4. С. 120–121) в хроматизме решается однозначно именно благодаря заданию четких граничных условий. В нормальных условиях существования субъект (строго говоря, реципиент) соотносит свойства и отношения предмета в образе. В экстремальных же условиях (процесс рождения, творческого озарения и т. п.) субъект (творец) соотносит свой образ с предметом, который он создает ab ovo. Иное дело, что реципиент (в отличие от творца) этот образ может и не осознавать, что нередко позволяет ему категорически отрицать его существование на недизъюнктивном уровне описания. Вообще говоря, такой подход к разрешению этого парадокса может сводить развитие современной психологии исключительно к безубразному (следовательно, и внесемантическому) описанию предметов исследования в связи с тем, что может отрицать первичность образа как принцип порождения информации (то есть нового знания) и утверждать истинность лишь эволюционного пути развития науки.
[mcccxxix] При поиске факторов, от которых в наибольшей мере зависит величина вегетативных компонентов эмоциональной реакции, выяснилось, что к ним можно отнести величину потребности, на базе которой возникает данная эмоциональная реакция, и прогнозируемую мозгом вероятность удовлетворения этой потребности (Симонов П. В. Вегетативные корреляты эмоциональных состояний // Физиология вегетативной нервной системы. Л.: Наука. С. 596–617).
[mcccxxx] При М = 0 величина отношения (38) стремилась бы к бесконечности, что противоречило бы атрибутам настоящего времени, тогда как при d = 0 стремилась бы к нулювеличина Id. Отсюда остается предположить, что Md ® Id. Поэтому соотношение (38) следует признать чисто гипотетическим без введения дополнительных данных.
[mcccxxxi] Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 44.
[mcccxxxii] Оствальд В. Цветоведение. М.; Л.: Промиздат, 1926. Гл. 4.
[mcccxxxiii] Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 46.
[mcccxxxiv] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. § 12.2
[mcccxxxv] Серов Н. В. Электронные термы молекул // Оптика и спектроскопия. 1984. Т. 56. Вып. 4. С. 390, 405.
[mcccxxxvi] Вавилов С. И. Глаз и Солнце. М.: АН СССР, 1961. С. 71–110.
[mcccxxxvii] Кравков С. В. Цветовое зрение. М.: АН СССР, 1951. Гл. 4.
[mcccxxxviii] Результаты этих исследований мы приводим без поправок на хроматическую аберрацию, поглощение, отражение и рассеяние света глазными средами, что, как известно, лишь смещает границу Vl (Vl’) )(Graham C. H., Brown J. L. Color contrast and color appearances: brightness constancy and color constancy // Vision and visual perception (Ed. C. H. Graham). N.Y.: John Wiley & Sons 1966. P. 469–472).
[mcccxxxix] Кравков С. В. Цветовое зрение. М.: АН СССР, 1951. С. 125.
[mcccxl] Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968; Цуканов Б. И. Время в психике человека. Одесса: Астропринт, 2000.
[mcccxli] Данный парадокс разрешается при задании граничных условий на изучаемую систему (см. примечание выше). Помимо этого следует учесть, что для испытуемого K? Одежды = K?, так как K? одежды = K? тела и, следовательно, K? одежды = K??тела.
[mcccxlii] Стимульные образцы хром-тестов приведены на обложке всех изданий «Светоцветовой терапии».
[mcccxliii] Ming-Chuen Chuang, Li-Chen Ou. Influence of a holistic color interval on color harmony // Color Res & Appl. 2001. V. 26. P. 29–39.
[mcccxliv] Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001.
[mcccxlv] Строго говоря, в хроматизме используется круг оппонентных цветов Геринга, который включает в себя как дополнительные, так и контрастные цвета. Для поставленных нами задач этот фактор является весьма существенным, так как позволяет учитывать оппонентный характер взаимодействия компонентов интеллекта.
[mcccxlvi] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. 2001. § 14.2–14.3.
[mcccxlvii] Wittgenstein L. Bemerkungen über die Farben. Frankfurt, 1979. S. 10–11.
[mcccxlviii] Метамеризация (физиолог.) — бессознательный процесс одинакового цветового ощущения от стимулов, образованных смесями различных спектральных цветов.
[mcccxlix] Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990; он же. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995; он же. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб.: Бионт, 1997; он же. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001.
[mcccl] Сегодня практически все лингвисты пришли к выводу, что вербальный язык не в состоянии решить проблему адекватной интерпретации собственно языковых сложностей (к примеру, в проблемах «лексического класса», «цветовых концептов», «конверсных отношений» и т. п.), и что для этого необходимо построение некоего контекстно-зависимого языка, который был бы в состоянии сочленить лигвистические и чувственные предикаты на уровне единого представления. См.: Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 34; Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 286; Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. М.: Наука, 1984. С. 27–31.
[mcccli] Так анализируя новые контексты межконфессионального диалога, М. А. Сиверцев отмечает, что пространство личного религиозного опыта оказывается пространством становления особого религиозного самосознания, включающего и право на личную духовную автономность, и принятие другой религии как пути столь же ценного, как и путь собственной традиции. См. статью: М. А. Сиверцев. Межрелигиозный диалог в эпоху глобализации // Человек. 2002. № 5. С. 76–87. Обоснование аналогичных выводов на примере цветового пространства приведено также в моей статье Аксиология цвета в культурах Востока и Запада // Евразия. 2001. № 2. С. 85–91.
[mccclii] Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. С. 479
[mcccliii] Гуревич П. С. Роптания души и мистический опыт (Феноменология религии У. Джеймса) // Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. С. 411.
[mcccliv] Сиверцев М. А. Межрелигиозный диалог в условиях цивилизации / Человек, 2002, № 5. С. 76, 81–82
[mccclv] Здравомыслов В. И., Анисимова З. Е., Либих С. С. Функциональная женская сексопатология. Пермь: Репринт, 1994. С. 22–25.
[mccclvi] Хельмиус Г. Сценарий взросления… СПб., 2003; Тэниэхилл Р. Секс в истории. М., 1995; Эндимион. Философия низа…СПб., 1992; Лев-Старович Зб. Секс в культурах мира. М., 1991.
[mccclvii] Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму / Пер. с англ. М.: Ассоциация молодых ученых, 1990. С. 52–54.
[mccclviii] См. также: 3 Царств 8: 27; 2 Парал. 6:18. В буддизме эта мысль выражается более психологично: «Трудность заключается именно в том, что оно есть особо интимная вещь, которую наиболее трудно постигнуть, так как человеческий глаз не может взглянуть на самого себя» (Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму. С. 30). С этой концепцией в хроматизме смыкаются и заключения современных нейрофизиологов, которые постоянно отмечают невозможность планомерного сопоставления определенных функций со структурами гипоталамо-гипофизарной области мозга. Эти же заключения делает А. С. Батуев (Батуев А. С. Высшие интегративные системы мозга. Л.: Наука, 1981. С. 211–224). По данным же А. В. Завьялова, источником наиболее эффективных системоорганизующих влияний, адресованных остальным структурам, являются ретикулярная формация, хвостатое ядро и гипоталамус (Завьялов А. В. Соотношение функций организма. (экспериментальный и клинико-физиологический аспекты) М.: Медицина, 1990. С. 96, 143–146).
[mccclix] Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. С. 487.
[mccclx] Серов Н. В. Светоцветовое представление информации // Научно-техническая информация. 2001. Сер. 2. № 12. С. 1–3 (См. формулу (18) в настоящем издании).
[mccclxi] Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму / Пер. с англ. М., 1990. С. 28–29.
[mccclxii] Цит. по: Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней церкви. Тексты и комментарии. М.: Путь, 1994. С. 77–78.
[mccclxiii] Цит. по: Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму / Пер. с англ. М., 1990. С. 51. Как замечает Судзуки (С. 103) по поводу непереводимости представления «праджня» на западные языки, «европейцы не имеют духовного опыта, сколько-нибудь напоминающего праджню. Праджня — особое преживание человека, когда он чувствует в глубинах своего существа бесконечную тотальность вещей. Говоря языком психологии, это переживание конечного эго, разрывающего свою тягостную оболочку и обращающегося к бесконечному, которое порождает все конечное, ограниченное и потому преходящее. Мы можем рассматривать подобный опыт как целостную интуицию того, что выходит за предел любого нашего частного, специфического опыта». Итак, выводы биогеохимика В. И. Вернадского полностью совпадают как с христианской, исламской и буддийской концепциями, так и с опытными данными хроматизма.
[mccclxiv] Разумеется, я вполне сознаю, что для создания мировой религии потребуются годы и годы, однако, на мой взгляд, предложенная здесь модель вполне работоспособна именно в силу веры каждого индивида в принципиальную связь как с собственным внутренним «непознаваемым» божеством под- и бессознания, так и со всем человечеством, наблюдающим за его земной жизнью путем постоянной связи биополя «ноосферы» с его гипоталамусом. О божественности.
Выводы
1. Анализ семантики цвета показал тысячелетиями воспроизводимое («архетипическое») единство представлений человека о внешнем и внутреннем мире — независимо от каких-либо миграционных процессов — что привело к созданию архетипической модели интеллекта (АМИ).
2. Хроматический анализ независимых источников информации о смысле и значении цвета в мировой культуре показал воспроизводимую картину следующих представлений АМИ: компонентов (дифференцированных по полу и/или гендеру), периодов времен и основных типов обобщения.
3. Разделение понятий «пол» и «гендер» (на уровне АМИ) привело к адекватному представлению граничных условий для психологических экспериментов.
4. Обобщение полученных данных для поло-возрастного и, в частности, гендерного моделирования интеллекта позволило создать условия для исследований онтогенеза (взросления) человека на новом («атомарном») уровне научных представлений.
5. Цветовая гармония моделировала партнерам всестороннюю динамическую устойчивость их совместного существования для оптимальной рекреации и воспроизводства физически и психически здорового потомства, способного к обучению и социализации.
6. Установлено три типа обобщения по цвету, которые функционально связаны с тремя компонентами АМИ — цветообозначение (сознание, формальная логика), апертурный цвет (подсознание, образная логика) и метамерный цвет (бессознание, «природная» логика).
7. Все цвета можно рассматривать как пары, которые обладают взаимодополняющим и одновременно оппонирующим характером воздействия на определенные компоненты сложных открытых систем.
8. Хроматическое моделирование определило оппонентно-преемственный характер основных религиозных течений и реальную возможность обобщения их архетипов в цветовом теле для научного обоснования единой гуманистической религии.
Приложения