Условия успешного тренинга (оформление помещения)
Важно помнить, что успешное проведение психологом мероприятий релаксационного и восстановительного характера во многом определяется наличием соответствующих условий для работы и его личной подготовленностью. Это предполагает прежде всего наличие комнаты психологической релаксации. Для создания такой комнаты необходимо учесть четыре основных момента:
1. Комната должна быть оформлена так, чтобы своим интерьером радикально отличаться от служебных помещений. Это обеспечивает необходимое отвлечение внимания людей от повседневной жизни. Так, например, этому способствуют непрямоугольная, округлая форма комнаты, наличие навесного потолка и его наклоны по отношению к полу, тканевая обивка стен, присутствие природно-декоративных элементов ( валуны, растения, аквариум и т.п.)
Разумная оригинальность оформления, плавные линии, неяркие полутона, тишина – это условия, с одной стороны, уводящие человека от текущих забот, с другой – формирующие впоследствии условно-рефлекторный сигнал к непроизвольной настройке на релаксацию.
2. Создаваемую комнату не следует перенасыщать мелкими деталями и предметами. Необходимо избегать возникновения субъективного ощущения тесноты, которое мешает участникам настроиться на расслабление, так как воздействует на них стимулирующе.
3. При оборудовании комнаты необходимо стремиться к обеспечению иллюзии большого открытого пространства и относительного уединения в нем каждого человека. Объясняется это требование тем, что в замкнутых пространствах у людей появляется уровень возбуждения, а это неблагоприятно для проведения психологической релаксации. Другой особенностью является увеличение активности при нахождении в толпе. Исходя из этого, иллюзия большого пространства создается за счет высоких потолков и нескольких окон в комнате, а также продуманным использованием широкоформатных фотообоев с природным ландшафтом и зеркал. Эффект уединенности достигается произвольным размещением кресел. Сидя в креслах, участники не должны оказываться лицом друг к другу или под таким углом, когда лицо оказывается открытым для постороннего наблюдателя.
4. Комната должна оборудоваться так, чтобы могла использоваться полифункционально.
Прежде всего, она должна быть изолирована от шума, вибрации и других отвлекающих и неблагоприятных факторов. Оптимальной считается температура воздуха от 20 до 22 гр. Устанавливаются мягкие кресла с подлокотниками. Кроме того, по периметру комнаты устанавливается разноцветная подсветка, в удобном месте оборудуется экран ( лучше вогнутой формы, для создания иллюзии объёма) для проекции слайдов и видеофильмов. Пол должен быть мягким (мягкий пол глушит звуки, ощущение ногой мягкого покрытия – успокаивает человека), гармонирующий по цвету с окраской стен.
При создании цветосветовой композиции комнаты рекомендуется
учитывать психофизиологический эффект цветов.
Цвет | Артериальное давление | Пульс, дыхание | Мускульное напряжение | Оказываемое воздействие |
Красный | Повышает | Учащает | Усиливает | возбуждает |
Оранжевый | Несколько повышает | Несколько учащает | Усиливает | активирует |
Желтый | Не меняет | Не меняет | Не меняет | уравновешивает |
зеленый | Несколько понижает | Несколько замедляет | Несколько расслабляет | уравновешивает |
голубой | Понижает | Замедляет | Расслабляет | успокаивает |
синий | Понижает | Замедляет | Расслабляет | успокаивает |
Фиолетовый | Понижает | Замедляет | Расслабляет | угнетает |
Время пребывания в комнате условно разделяется на три периода:
* отвлекающий – 1/7 часть всего времени;
* успокаивающий – 5/7 всего времени;
* тонизирующий – 1/7 часть времени.
В соответствии с задачами этих периодов трижды меняются содержание, громкость и темп музыки; световое воздействие; уровень освещённости ; поза; ритм дыхания; словесные формулировки.
1-й период. Клиентам предоставляется возможность самостоятельно выбрать себе место, субъективно воспринимаемое как комфортное. После занятия удобной позы включается запись, отвлекающая от событий за пределами комнаты. По периметру включается подсветка зелёного, голубого и жёлтого цветов в пропорции: 2/4 – зелёный, 1/4 – голубой и 1/4 – жёлтый. Освещение постепенно уменьшается, снижается мощность подсветки, начинается демонстрация видеоизображений успокаивающего характера.
2-й период. Для достижения состояния эмоциональной расслабленности включается подсветка голубого, синего и зелёного цветов в пропорции: 2/4 – голубой, 1/4 – синий, 1/4 – зелёный. Постепенно подсветка уменьшается и в момент, когда у человека закрываются глаза, – совсем выключается. Комната оформляется так, чтобы при полностью выключенном освещении создался эффект совершенной темноты (когда не видно своих рук).
Вернёмся к моменту выключения подсветки. На этом этапе участники принимают полулежачее положение, переходят на успокаивающий ритм дыхания ( короткие вдохи и удлинённые выдохи), расслабляют мышцы. На фоне негромкой спокойной мелодии звучат слова психолога. В момент достижения психологической релаксации музыка плавно гасится, и все присутствующие воспринимают только то, что им говорит психолог.
Психолог в этот период, для достижения релаксационного состояния, опирается на классический принцип аутогенности (по И. Г. Шульцу), видоизменяя его, исходя из конкретной обстановки, своих возможностей, опыта перехода в релаксационное состояние людей , находящихся в комнате. В связи с этим в той или иной степени на втором этапе психолог использует блоки формул, приводящих к:
- расслаблению мышц лица, достижению " маски релаксации";
- расслаблению мышц рук, достижению ощущения тяжести рук;
- нормализации дыхания, достижению поверхностного дыхания;
- концентрация внимания на солнечном сплетении, ощущению тепла в этой области;
- нормализации сердечной деятельности, ощущению лёгкости в груди; ощущению прохлады на лбу.
В конце второго периода вновь делается небольшая пауза, в ходе которой плавно зажигается подсветка жёлтого, зелёного и оранжевого цветов в пропорции: 2/4 – жёлтый , 1/4 – зелёный, 1/4 – оранжевый. Тихо включается спокойная музыка.
3-й период. Он характеризуется тем, что звучит мобилизующая музыка, демонстрируются видеоизображения активизирующего характера. Включается подсветка жёлтого , оранжевого и красного цветов в пропорции: 2/4 – оранжевый , 1/4 – желтый и 1/4 – красный. Участники изменяют позу в креслах, переходят к обычному дыханию.
Заключительный этап. Заканчивается демонстрация видеоизображений, выключается подсветка, включается освещение.
Участники постепенно переходят в положение стоя, делают несколько мобилизующих дыхательных движений ( глубокий вдох, короткий выдох). Одновременно с этим психолог применяет словесные формулы на повышение общего тонуса, активизацию психических процессов.
В целях поднятия настроения и профилактики нервно-психического переутомления на заключительном этапе рекомендуется прослушать юмористические рассказы или просмотреть записи выступлений сатириков, юмористические журналы или отрывки из популярных кинокомедий.