Манипуляции и другие приятные вещи
Увидев человека, пахавшего землю,
глупец, не в силах сдержаться, вскричал:
"Зачем ты портишь эту почву?"
"Глупец, — сказал человек, — оставь меня в покое;
попытайся увидеть различие
между уходом за почвой и ее разрушением.
Как же эта почва станет розовым садом,
если она не потревожена и не возделана?"
Джалал ад-дин Руми
Только примитивный человек пребывает в убеждении, что вмешательству в жизнь человека противостоит невмешательство, и выбирает между ними. Реальность — богаче. Метод свершившегося факта, формирование понимания, заинтересовывание, формирование среды, формирование мотивации... — сколько есть общераспространенных и просто милых способов взаимного влияния людей друг на друга!
Веселый Роджерс Карл своей жене Кларе подарил колье из кораллов — да, зная, что та от них без ума, и с помощью этой манипуляции прям как профессионал сформировал у своей усталой жены более благодушное настроение:
"Спасибо, милый!"
Кто осудит его за нарушение им же сформулированных суровых гуманистических принципов? Никто, потому что муж Карл мудр, как як — дух гор.
Я хорошо помню свои впечатления от семинара Адольфа Ульяновича Хараша, который он проводил "по Роджерсу" сразу после учебы. Могучая теплота заполнила всю немного прохладную аудиторию, мы купались в его обаянии и мягкости, но, когда он на минуту снял очки, аккуратно скрывающие его глаза, я поразился: глаза были жесткие, стальные.
· Только такие глаза имеют силу насаждать принципы гуманистической психологии...
Мудрость не в отказе от влияния, а во влиянии эффективном и добром.
Умеющий влиять — влияет, не умеющий — рассказывает, почему это плохо. То есть влияет все равно, только малоэффективно.
Уменьшать частоту своего влияния на людей — можно, увеличивать его чистоту и доброту — похвально, провозглашать же полный отказ от влияния — обман или глупость, особенно если помнить, что подход к человеку с пониманием и отказ на него воздействовать — такое же воздействие, иногда гораздо более эффективное, чем влияние прямое.
· Пишет Настенька: "Помните, я подходила к Вам с вопросом о моем друге и наркотиках? Так вот, когда я поняла, что не в силах что-либо сделать, я перестала напрягаться, выдохнула и просто приняла эту реальность. Мой друг был очень удивлен внезапным прекращением "воспитательной работы", а через некоторое время сказал, что действительно сделал большую глупость и вряд ли станет ее повторять. Вот так!"
В своей первой книге я писал жестко:
Вас не просят — не вмешивайтесь! Пожалуйста.
Правильно я писал, потому что та книга была — для широких масс населения, а спички детям не игрушка, и подросткам баловаться ножичком не следует. Но если мой друг и классный хирург Миша Балакин решит перестать вмешиваться в человеческие жизни и забросит свой блестящий скальпель в огород, то в ситуацию вмешаюсь я — надеюсь, результативно. И теперь, в этой книге, я пишу:
Если надо — то вмешайтесь! Обязательно.
Но эту книгу я пишу не для всех, а только для тех, кому вмешиваться — можно. И если ты знаешь, что ты собираешься делать, как ты это сделаешь, кому, почему и зачем — то сделай это душой и словом так же уверенно и точно, как любое другое знакомое тебе дело. Так же хорошо, как ты ведешь машину: давишь на газ, когда надо — тормозишь, удерживаешь или крутишь руль и ведешь машину туда, куда надо. Так же, как и группу во время тренинга.
· Спасибо за безаварийную доставку!
Хорошо, когда к человеку можно подстроиться и влиять на него без сопротивления, соответственно, без насилия. А когда нельзя без насилия, то правда ли, что тогда надо — отступать? Отступать только потому, что
любое насилие неприемлемо?
Я не так категоричен. Я не утверждаю, что насилие всегда приемлемо и, тем более, что оно всегда эффективнее помощи и отклика. Я только хочу сказать, что в некоторых ситуациях умное силовое воздействие может оказаться приемлемым, в достаточной мере эффективным, а иногда и неизбежным.
Если хотите, я для вас нарисую даже специальную табличку, в которой типизированы варианты насилия (или его разновидности — скрытого воздействия) и предлагаются следующие наименования для субъектов таких влияний:
Насилие (или скрытое воздействие) | Злое (против интересов объекта) | Доброе (ради интересов объекта) |
Неквалифицированное (неловкое) | Насильник | Дурак |
Квалифицированное (хорошо осуществляемое) | Манипулятор | Воспитатель |
Если вы с этой типологией согласитесь, то мы с вами оказываемся в едином смысловом поле.
· Приятно оказаться!
Если же вы утверждаете, что, работая с людьми, никогда ими не манипулируете, то попросите квалифицированного человека посмотреть вашу работу. И не обижайтесь после: обида также относится к формам манипуляции, причем к формам открытым. Манипулируют все и всегда (в соответствующих ситуациях), отличие только в степени мастерства, в характере мотивов и в честности манипулирующего перед самим собой.
· Куда ты денешься, Сидоров, с подводной лодки...
Надеюсь, что мы, психологи, манипулировать будем наилучшим образом, то есть умело, честно и по-доброму. И — весело, как дети!
Дети манипулировать любят. Посмотрите, с каким удовольствием они крутят руками всякие кубики, рубики и вставляют куклу в кастрюлю — вставляется! Манипулировать — это веселое и человеческое дело, это возможность увидеть, что мир под твоими умелыми руками меняется, и, значит, ты в этом мире есть и что-то значишь.
Не надо стремиться манипулировать, не надо бояться манипулировать, манипулировать нужно уметь и любить.
Стремится манипулировать тот, кто в чем-то сильно нуждается и хочет это что-то у мира урвать. Боится манипулировать тот, кто боится мира и опасается, что будут манипулировать им. Если же ты с миром дружишь, то ты его не боишься. Тогда ты любишь с миром играть, меняя в нем людей и обстоятельства, толкаясь и обнимаясь, возникая, исчезая и кружа, и приглашая мир и людей к такой же веселой игре с собой, приглашая к танцу жизни.
Да здравствуют манипуляции и мир, который меняется!
Мир — живой и танцующий!
Душа и тело
Гением может стать каждый, просто одному потребуется для этого тридцать лет, другому — триста.
А так, конечно, все равны
Гуманистическая психология, верующая в изначально доброе начало в человеке, исповедует идею о неограниченной свободе человека расти и развиваться.
· Я имею в виду свободу, не ограниченную — телом.
Возможно, последователи этого направления допускают, что тело, забитое зажимами и скрученное депрессией, развитию мешает, но они, похоже, убеждены, что, ежели тело из невротического корсета освободить и все энергетические каналы прочистить, то перед каждым из нас откроется светлая и совершенно свободная дорога неограниченного личностного роста.
В этой картинке тело — не враг и не тормоз. Тело — это открытая стартовая площадка, откуда каждый отправляется в свой свободный полет. Соответственно, автор полета — личность, а не природная предрасположенность человека. Тело — дано, но душа — его двигатель и хозяин. Душа — лидер, тело — ведомо.
Так ли это? Что может — тело? Что может — душа? И, главное, кто сильнее, кто определяет кого?
Мои размышления об этом непросты, но начну я с того, с чем я согласен.
В Клубе, глядя на синтоновцев, я почти всегда убеждаюсь в том, что физические данные мало что определяют и каждый из нас может стать кем угодно. Или почти кем угодно — было бы желание.
Я знаю, что вот эта группа новичков, такая сейчас серая и невзрачная, через пару месяцев превратится в собрание звездочек. В ней появятся люди — независимо от того, какую заготовку представляют собой их тела.
Глядя на синтоновцев, я всегда убеждаюсь в одном:
Человек начинается с души.
С другой стороны, когда я смотрю на людей на улице, мне режет глаза то, насколько определяющим является Тело.
Еду в метро, человеческая витрина предо мною. Ну не может он с таким телом, точнее, с таким лицом, быть начальником. Это недоносок. А рядом сидит породистый экземпляр духовного типа, хотя и несколько уже вырождающийся. А вон, пока с закрытым ртом, — базарная скандалистка от рождения.
· Воистину, через ее тело — не попрешь.
Следующий, заслуживающий музейной витрины, экземпляр — жертва, строго и достойно несущая свой крест. За ней сидит бухгалтер, улыбчиво тупой ко всему, что не укладывается в рамки дебета и кредита. А вот ввалилась в вагон и упала на сиденье мясная порода, у которой, кроме развитого пищеварения и основного инстинкта, других подробностей нет.
· Которое десятилетие мечтаю получить возможность все эти картинки и наблюдения заснять скрытой камерой: более суровой (и убедительной) правды жизни представить себе невозможно.
Наше тело — это книга, в которой записана наша жизнь: не только прошлая, но и будущая. И умеющие читать эту книгу — ее читают. Когда Далай-лама старится и становится понятно, что скоро ему нужна будет замена, монахи идут по деревням и селам, ищут нового Далай-ламу. Как они это делают? Просто. Проходя селение за селением, они смотрят на лица шести—семилетних мальчиков и, рано или поздно, нового Далай-ламу — находят.
· Заметим, что проблемы "А вот родители сына не отдадут" — обычно не возникает. Родители сами видят, кто у них родился.
Да, мальчик пройдет еще некоторые испытания и большую учебу, но главное сделано: его нашли. На мой взгляд, такое решение предельно мудро: к пяти—семи годам на лице каждого уже все написано, в глаза каждого уже впечатаны его ценности и его путь, и нужно просто зрение, чтобы все это разглядеть.
Человек начинается — с тела.
То есть: с морды или лица, с туши или стана, с лап или сильных и красивых кистей. А также с физической энергетики или бледной немощи.
Так где же правда? Тело формирует душу или душа строит тело? Думаю, что ваше собственное исследование будет гораздо интереснее, чем мои ответы.
...А про Синтон — видимо, стоит учесть, что в Синтон приходят неслучайные люди. У них на роду написана хотя бы возможность заинтересоваться Синтоном, так же, как на телесности других точно так же впечатана невозможность в Синтон прийти.
· В теле записано все: в том числе, как у некоторых, от тела практически не зависеть...
А если вернуться к образу сада, то все, что я хотел сказать, сводится к следующему: из пшеничного зерна вырастет только колос пшеницы, из саженца яблони вырастает только яблоня, а сколько лягушке ни надуваться, в быка она не раздуется.
· У нее даже лопнуть от натуги сил не хватит.
А что касается человека... Человек, похоже, часть природы, и все вышесказанное справедливо и для него. Что тебе дано, то тебе и задано.
· Можете называть меня за это даже расистом.