Тема 38. Мотив и мотивация
1. Диспозиционная и ситуационная детерминация поведения.
2. Основные проблемы мотивациоиного объяснения поведения.
3. Понятия мотивации и диспозиции.
4. Главные диспозиционные переменные: мотив, потребность, цель.
5. Структура и основные параметры мотивационной сферы человека.
6. Представление о сознательной и бессознательной мотивации.
Т е м а 39. Мотивация и деятельность.
1. Понятие и теория каузальной атрибуции.
2. Мотивация достижения успехов и избегания неудач.
3. Индивидуальные различия в деятельности людей, ориентированных на успех и неудачу.
4. Поведение людей с различной самооценкой способностей в случаях успехов и неудач.
5. Мотивация достижения и тревожность.
6. Мотивационное объяснение беспомощности.
Т е м а 40. Мотивация и личность.
1. Самооценка и уровень притязаний как факторы мотивации.
2. Потребность в общении (аффилиация).
3. Мотивация власти.
4. Поведение людей с разными мотивами в различных социальных ситуациях.
5. Альтруизм, эмпатия и просоциалъное поведение.
6. Мотивация агрессивности и фрустрация.
ЛИТЕРАТУРА
Вилюнас В.К.Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990. (Понятие мотивации: 11—45. Механизмы развития мотивации человека: 46—82. Мотивация и эмоции: 82—216. Мотивация и личность: 217—284.)
Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982 (1975). (Мотивы, эмоции и личность: 189—206.)
Селье Г.Стресс без дистресса. — М., 1982. (Мотивация и стресс: 52—83.)
Симонов П.В.Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. — М., 1987. (Опыт классификации потребностей человека: 43—60.)
Симонов П.В.Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. — М., 1981. (Потребности как основа и движущая сила человеческого поведения: 143—160.)
Фресс П., Пиаже Ж.Экспериментальная психология. — Вып. V. — М., 1975. (Мотивация: 15—110.)
Хекхаузен X.Мотивация и деятельность. — М., 1986. — Т. I. (Состояние исследований мотивации: 12—55. Основные направления исследований мотивации: 56—93. Мотивация и личность: 94— 122. Ситуационные детерминанты поведения; 123—178. Когнитивная теория мотивации: 179—242. Тревожность и мотив дости- жения: 243—288. Социальные мотивы — аффилиация и власть: 289—337. Просоциальные и антисоциальные мотивы. Мотивация помощи и агрессия; 338—405.)
Асеев В.Г.Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976. (Мотивация: 6—39. Формирование личности и мотивации: 39—75, 135—143. Воспитание и мотивация: 144—155.)
БороздинаЛ.В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие. — М., 1986. (Понятие уровня притязаний: 3—11. Уровень притязаний и личность: 31—40.)
Братусь Б.С.Психологические аспекты нравственного развития личности. — М., 1977. (Мотивация: 5—21.)
Вилюнас В.К.Психологические механизмы биологической мотивации. — М., 1986. (Мотивационные процессы в системе психического отражения: 3—16. Нужды и потребности: 48—78, 94— ПО. Мотивация и эмоции: 78—94. Инстинкты: 110—143.)
Додонов Б.И. Вмире эмоций. — Киев, 1987. (Эмоции и потребности: 18—22.)
Маркова А.К.и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. — М., 1990. (Тренинг мотивации: 122—179.)
Мерлин B.C.Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990. (Мотивация: 73—81.)
Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К.Планы и структура поведения. — М., 1964. (Мотивация поведения, Значимость, намерения и выполнение планов: 75—90. Инстинкты: 91—99.)
МуздыбаевК. Психология ответственности. — Л., 1983. (Ло-кус контроля личности: 43—89.)
Мясищев В.Н.Личность и неврозы. — Л., 1960. (О потребностях как отношениях человека: 200—208. Проблема отношений человека и ее место в психологии: 209—230.)
Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. (Мотивационная теория эмоций: 138—151.)
Фресс П., Пиаже Ж.Экспериментальная психология. — Вып. III. - М., 1970. (Потребности: 147 - 196.)
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. — М., 1986. — Т. II.(Мотивация достижения: 5—59. Атрибуция каузальная: 60—187. Развитие мотивации и изменение мотивов: 270—339.)
Чудновский В.Э.Воспитание способностей и формирование личности. — М., 1986. (Познавательная потребность: 32—41.)
Ярошевский М.Г.Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. — 2-е изд. — М.,1974. (Фрейдизм и категория мотивации: 219—252.)
БороздинаЛ.В.Исследование уровня притязаний: Учебное пособие. — М., 1986. (Мотивация. Целеполагание: 11—31.)
БрунерД.С. Психология познания: За пределами непосредственной информации. — М., 1977. (Мотивация и восприятие: 13-130.)
Василюк Ф.Е.Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М., 1984. (Понятие и процесс переживания: 16—30, 49—77. Фрустрация: 36—42. Конфликт: 42— 45. Кризис: 45—49.)
Волков К.Н.Психологи о педагогических проблемах. — М., 1981. (Мотивация учения: 5—26.)
Гримак Л.П.Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. — 2-е изд., доп. — М., 1989. (Противоборство мотиваций: 163—171. Управление поведением: 172—187.)
Зинченко П.И.Непроизвольное запоминание. — М., 1961. (Непроизвольное запоминание и мотивация: 222—241.)
Изучение учителем психического развития шестилетних учащихся. — Киев, 1984. (Строение мотивации учения и способы ее изучения: 17—29.)
Клике Ф.Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. — М., 1983. (Мотивационная основа когнитивных процессов. Психофизиология: 112—126.)
Лингарт И.Процесс и структура человеческого учения. — М., 1970. (Вопросы активации и мотивации: 116—138.)
Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К.Планы и структура поведения. — М., 1964. (Двигательные умения и навыки: 100—115.)
Петренко В.Ф.Психосемантика сознания. — М, 1988. (Психосемантический подход к исследованию мотивации: 86—101.)
Способности и склонности: Комплексные исследования. — М., 1989. (Дифференциальный подход к способностям и склонностям: 7—21.)
Яценко Т.С.Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. — Киев, 1987. (Понятие психологической защиты и ее функции: 12—47.)