Мотив и мотивация, их типы и виды

В основе работ выдающегося отечественного психолога А.Н. Леонтьева лежит понятие потребности, а мотив определяется как тот предмет, который отвечает потребности, а в силу этого побуждает поведение. "До своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он еще должен быть обнаружен (конфетку надо сначала дать попробовать, предложение рождает спрос). Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функции, то есть становится мотивом". Рассматривая трудовую деятельность в условиях социалистического строя (1972 г.), Леонтьев указывает на то, что трудовая деятельность работников общественно мотивирована и хотя управляется также с помощью материального вознаграждения, но смысл труда для рабочего порождается общественными или "смыслообразующими мотивами", то есть теми, которые придают деятельности личностный смысл. Что же касается материального вознаграждения, то этот мотив тоже выступает для рабочего в качестве побудительного, но лишь в функции стимулирования, и условно называется "мотивом-стимулом", который лишен главной функции труда -смыслообразования.

Таким образом, побудительный и целеобразующий мотивационный механизм человеческого поведения состоит из сложного комплекса взаимосвязанных личностных факторов – направленности личности, ее потребностей, модификацией которых являются рассмотренные нами понятия. В этих понятиях конечная или абстрактно представляемая цель описывается понятием «мотив». Рассмотрим наиболее распространенные определения этого системообразующего понятия:

Определение Источник
Мотив: 1) Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей личности; 2) Материальный или идеальный предмет, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности; 3) Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий или поступков личности И.Г. Акперов, Ж.В. Мосликова, Психология предпринимательства. Учебн. Пособие. М.: Финансы и статистика, 2003.
Мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость Еникеев М.И. Общая психология. - М.: ПРИОР, 2000. С. 263.
трудовой мотив - это непосредственное побуждение работника к деятельности (работе), связанное с удовлетворением его потребностей. С.А. Шапира


Биологические виды мотивов Социальные виды мотивов
Соотносятся с физиологическими позывами и потребностями (голод, жажда, сон и т.д.). мотивы получения материальных благ.     - Коллективизм (потребность быть в коллективе) характерен для японского стиля управления персоналом, но имеет сильные позиции и у нас в России. - Личное самоутверждение (самовыражение) характерно для большого числа работников, преимущественно молодого или зрелого возраста. - Мотив самостоятельности присущ работникам, готовым жертвовать стабильностью и высокими заработками взамен установки быть хозяином и иметь свое дело. - Мотив надежности (стабильности) противоположен предыдущему. - Мотив приобретения нового (знаний, вещей) лежит в основе маркетинга, используется производителями новых товаров и услуг. - Мотив справедливости. Несоблюдение справедливости ведет к демотивации. - Мотив состязательности генетически присущ каждому человеку. Это основа организации соревнования на предприятии.

Можно выделить три основных типа мотивации работников предприятия:

1) работники, ориентированные преимущественно на содержательность и общественную значимость труда;

2) работники, ориентированные по большей части на оплату труда и другие материальные ценности;

3) работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.

Можно привести и другую классификацию типов мотивации работников:

- "Инструменталист". Мотивация такого работника ориентирована на «голый» заработок, желательно наличными и незамедлительно. Он индифферентен к форме собственности, работодателю, другим поощрениям. (грузчики, водители такси)

- "Профессионал". Работник такого типа считает важнейшим условием

деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей. К этой профессиональной группе относятся люди, занимающиеся творчеством в разных проявлениях. (программисты, ученые, музыканты (композиторы), художники). Хотя среди двух последних категорий часто встречаются люди, ориентированные в своей деятельности на успех и признание окружающих. Но многие истинные создатели творят ради самого процесса творчества независимо от внешней реализации своих творений. Для них достижением является именно положительное решение стоящей перед ними творческой задачи.

- "Патриот". Основа его мотивации к труду - высокие идейные и человеческие ценности. Это люди, преследующие целью своей деятельности принести людям добро и гуманизм (учителя школ и преподаватели вузов, руководители детских кружков, врачи, работающие в системе государственного здравоохранения, военные.)

- "Хозяин". Мотивация такого типа основана на достижении и приумножении богатства, собственности. Потребности таких работников практически не ограниченны. Это класс предпринимателей.

- "Люмпен". Такой работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследуют чувства зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе. Он не любит ответственности, индивидуальных форм труда и распределения Как правило, к таким людям относятся так называемые неудачники, которым

в силу тех или иных обстоятельств не удалось занять подобающее место в обществе. Они часто поддерживают различные экстремистские группировки,

способствуя на выборах их приходу к власти. В нашей стране очень много таких людей достаточно пожилого возраста, вспоминающих добром только советский строй и не пытающихся осмыслить происходящие в обществе перемены. К ним относятся те, кто в советское время имел привилегии, входя в номенклатуру, военные, вышедшие в отставку в небольших чинах, а также люди, находящиеся до сих пор под влиянием коммунистических идей (бывшие общественные работники и агитаторы), или "добровольные" безработные..

Вознаграждение (стимулирование)

Благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда.

Вознаграждение – инструмент мотивации для побуждения людей к эффективной деятельности.

Внутреннее вознаграждение Внешнее вознаграждение
Дает сама работа - чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба между членами одного трудового коллектива, общение с коллегами, возникающие в процессе работы. Денежное стимулирование труда

Наши рекомендации