История девятая, Как выбрать заместителя
В одной из школ около трех лет происходила какая-то чехарда с директорами. Наконец в эту школу назначили нового директора, который долгое время работал в маленькой районной школе.
Новому директору — женщине — на первых порах пришлось очень туго. Школа за три года разболталась, среди учеников было много нарушителей дисциплины, да и ко многим учителям были вопросы. По штату у директора было шесть заместителей. Постепенно директор входил в курс дела, но привыкал с трудом, ведь в новой школе насчитывалось более тысячи учеников, в то время как в старой школе количество учеников не превышало двухсот. Кроме того, поскольку директор пока не составил себе четкого представления о человеческих и деловых качествах своих заместителей, он не мог всецело полагаться на них. В школе на полставки работал психолог — молодая девушка, недавно окончившая вуз, по помочь она пока ничем не могла.
Время поджимало, заставляя директора — ее звали Людмила Николаевна — принять оперативное решение. Она вспомнила, что еще несколько лет назад прослушала курс по психографологии. Дома у нее остались записи, осталось лишь найти время и присмотреться к почерку заместителей. В школе учителям много приходится писать, поэтому у директора было несколько вариантов письма всех замов. Особенно директора интересовала Людмила Владимировна, которая преподавала географию и даже ••_ некоторое время возглавляла школу. Затратив несколько часов, Людмила Николаевна сумела в общих чертах разобраться в характере своего зама. Но сначала несколько слов о том, какое Людмила Владимировна производила впечатление на окружающих.
Она была высокая, лет 45-50, веселая, спортивная, бодрая, с ней приятно было находиться рядом. Говорила быстро, чуть-чуть резковато, а часто и прямолинейно. Производила впечатление человека, у которого что на уме, то и на языке, обычно употребляла глаголы в настоящем времени. Говорить о своих планах на будущее не любила. Ей все время надо было что-то делать или двигаться.
Теперь о характере. Людмила Владимировна очень любила получать сюрпризы и делать их сама. Излишне иногда возбужденная, увлекающаяся, отличающаяся свободомыслием. Она обладала какой-то природной способностью вносить оживление в любую ситуацию.
Ее отличала большая любознательность, при этом она старалась привнести в свои действия элемент игры. Если это сделать не удавалось, то она принималась за другие дела.
В молодости она перебрала множество видов спорта, так и не сумев на чем-то остановиться.
Общительная и доступная, она всегда отличалась конкретностью восприятия окружающего мира. Принимая то или иное решение, старалась учесть влияние последствий па окружающих. Жизненный стиль ее отличался гибкостью, легкостью и непредсказуемостью.
Она обычно испытывала определенные трудности с доведением дела до конкретного результата. Стараясь как-то выправить ситуацию, обычно горячо доказывала свою состоятельность и умение справиться с порученным делом.
Иногда ее одолевали сомнения по поводу своей компетентности, свидетельством чему служили не только ее отдельные высказывания, но и явная нарочитость действий, направленных на создание внешнего эффекта.
От кипучей деятельности Людмилы Владимировны могло создаться впечатление, что подобной активности хватит ненадолго, нечем будет компенсировать растраченную энергию. Однако, к счастью, Людмила Владимировна обладала хорошим аппетитом, что подпитывало ее энергией.
Еще одной характерной ее чертой являлось умение одновременно заниматься несколькими делами, что никак не ' сказывалось на эффективности ее деятельности.
Людмила Владимировна жила текущим моментом. Если она и фантазировала, то об этом мало кто знал. Зато ее обычно радовали непредвиденные обстоятельства, возникающие в ходе работы.
Если в школе возникали чрезвычайные ситуации, то никто не мог справиться с ними лучше ее. Она действовала в этом случае решительно, умело и очень гибко. К сильным сторонам ее характера, несомненно, стоило отнести умение сохранять ясную голову в ситуациях, когда окружающие впадали в отчаяние. Она всегда находила нужные слова утешения или ободрения, находила способ заинтересовать и замотивировать.
Конечно же, были п у Людмилы Владимировны недостатки. Она иногда страдала от перенапряжения, не успевая выполнять несколько дел одновременно. Возникали у нее трудности и со сроками выполнения тех или иных дел, однако всегда находилось убедительное объяснение. Наконец, она была явно не способна заглянуть вперед, может быть, поэтому и не усидела в кресле директора.
Теперь настало время рассказать, как Людмила Николаевна анализировала почерк Людмилы Владимировны. Поднимающийся почерк, частично открытые гласные, неровный нажим, отсутствие штрихов перед словами — это намек на принадлежность к экстравертам, но нет характер-•ного для последних увеличения размера букв к концу слова. Кроме того, нельзя сказать, что в письме крупные буквы: скорее они растянуты по горизонтали, т. е. налицо размашистость почерка.
В большинстве случаев у букв «р», «д», «з», «в» маленькие петли, практически отсутствуют штрихи, достаточно ясное написание букв и слов, в буквах «и», «п», «т», «м» видна аркадичность. Таким образом, Людмила Владими-
ровна относится скорее к сенсорному типу, хотя не хватает равномерности нажима.
В почерке Людмилы Владимировны отчетливо видна неровность букв по величине и направлению. Особенно это заметно по буквам «з» и «р». То у них очень маленькие петли, то петли становятся настолько большими, что задевают нижнюю строку. Встречаются как открытые гласные, так и закрытые; это касается округлых букв.
В разбираемом почерке часто округлые формы букв сменяются угловатыми, хотя острыми их назвать трудно. В словах разумная связность, что позволяет видеть в Людмиле Владимировне чувствующий тип.
Строки иногда бывают параболического типа, иногда волнистые, заметна уже упоминавшаяся разнотипность наклона. В Людмиле Владимировне можно видеть скорее восприимчивый тип, чем решающий.
Соединение в одном человеке четырех обозначенных предпочтений и привело к характеристике, приведенной выше. Однако директору удалось заметить и ряд особенностей почерка своего заместителя.
Она обратила внимание на стремление заместителя иногда, особенно в конце слов, уменьшать размеры букв, что сочеталось с широким разбросом в их наклоне. Это черта, характерная для интуитивного интроверта. А значит, от зама можно было ожидать неожиданных мрачных предчувствий и большой подозрительности по отношению к коллегам.
Разобравшись в почерке своего заместителя, директор принял правильное и оптимальное для школы решение. Людмила Владимировна получила определенное задание, не связанное с составлением бумаг и документов. Оно не отнимало много времени, но теперь она отвечала за разрешение всяких неожиданных происшествий в школе. Если ученики срывали урок или случались какие-то инциденты, то именно ей приходилось разрешать эти конфликты.
Экстраверт — сенсорный — чувствующий — воспринимающий | |
Черты характера | Особенности почерка |
Общительность | Открытость гласных |
Энергичность | Поднимающиеся строки |
Реалистичность | Отсутствие штрихов, маленькие петли |
Внимательность | Аркадичность написания букв |
Человечность | Неравномерность букв по величине и направлению |
Мягкость | Преимущественно округлые формы букв |
Гибкость | Волнистость строк |
Нерешительность | Параболические строки |