ИССЛЕДОВАНИЕ 1 Методика

Испытуемые.Эксперимент, состоявший из пяти сеансов, проводился в библиотеках университета идвух колледжей в районе Филадельфии. Испытуемыми были 52 студента колледжей, которые занимались в отдельных кабинках библиотеки.

Процедура.В начале сеанса координатор случайным способом разделял испытуемых на две группы —группу хорошего настроения и нейтральную группу. Чтобы испытуемые не поняли, что их разделили на две группы, для включения в каждую группу выбирались целые ряды библиотечных кабинок с

испытуемыми, а не отдельные лица.

Чтобы вызвать у испытуемых хорошее настроение, помощники экспериментатора проходили по тем рядам кабинок, которые были отнесены к группе хорошего настроения, и раздавали испытуемым печенье. Мимо рядов кабинок с испытуемыми из нейтральной группы помощники экспериментатора просто проходили. На двух сеансах эксперимента раздачу печенья проводила пара помощников экспериментатора, состоявшая из мужчины и женщины, а на остальных трех сеансах — помощник экспериментатора-женщина.

Координатор случайным способом делил испытуемых из каждой группы на подгруппы «помощи» и «отвлечения». Экспериментатору сообщалось, кто из испытуемых отнесен к подгруппе «помощи», а кто — к подгруппе «отвлечения», но он не знал, в каких рядах кабинок раздавалось печенье. Точно так же координатор скрывал от помощников экспериментатора информацию о распределении испытуемых на подгруппы «помощи» и «отвлечения».

Через несколько минут после возвращения помощников экспериментатора, которые раздали печенье части испытуемых, экспериментатор индивидуально обращался к каждому испытуемому и спрашивал, согласен ли он принять участие в психологическом эксперименте в качестве помощника, и если согласен, то сколько 20-минутных сеансов он может провести. В подгруппе «помощи» в качестве цели эксперимента называлось сравнение креативности студентов во время экзаменов и в другое время в течение учебного года. В этом эксперименте помощник экспериментатора нужен для оказания помощи испытуемым, которые будут пытаться изобрести новые способы использования обыкновенных предме-тов. Его помощь, которая будет заключаться в том, чтобы держать эти предметы и манипулировать ими, описывалась как «нечто чрезвычайно полезное, как обычно считают испытуемые». В подгруппе «отвлечения» задача помощника экспериментатора состояла в отвлечении от работы случайно выбранных студентов, занимающихся в библиотеке и не подозревающих о том, что они являются испытуемыми. Чтобы отвлечь испытуемого от занятий, помощник экспериментатора будет стоять рядом с ним и ронять книги, производить шум, шелестеть бумагами и т. п., в то время как экспериментатор будет незаметно регистрировать реакции испытуемого. Цель подобного эксперимента формулировалась как сравнение способности студентов отвлекаться в период экзаменов и в другое время учебного года. Кроме того, экспериментатор предупреждал каждого испытуемого из подгруппы отвлечения, сказав: «Я думаю, что перед тем, как вы решите, выступать ли вам в роли отвлекающего, я обязан сказать вам, что испытуемых раздражает, когда их отвлекают, и они находят это неприятным». Таким образом, испытуемых из подгруппы «помощи» явно приглашали играть роль помощника, которую высоко ценили испытуемые эксперимента по исследованию креативности; и наоборот, роль,




которую должен был играть помощник экспериментатора из подгруппы «отвлечения», явно описывалась как отвлекающая и раздражающая ничего не подозревающих студентов, работающих в библиотеке.

После получения ответа испытуемого проводился дебрифинг и обсуждение эксперимента. Судя по сообщениям испытуемых, манипуляции независимыми и зависимыми переменными были вполне правдоподобными, и до процедуры дебрифинга испытуемые в своих мыслях не связывали их между собой.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Поскольку пять сеансов эксперимента дали сопоставимые результаты, то все полученные данные были объединены. В табл. 1 показано, какая часть испытуемых каждой группы согласилась участвовать в эксперименте, и представлены средние значения и дисперсии количества минут, в течение которых они согласны участвовать. Был проведен t-тест для относительного количества согласившихся испытуемых из каждой группы. Этот тест выявил предсказанное взаимодействие между получением или неполучением печенья и согласием помогать или отвлекать. Это означает, что испытуемые, получившие печенье, чаще соглашались помогать и реже соглашались отвлекать, чем испытуемые, не получившие печенья (t = 1,96, p < 0,05).

Дисперсионный F-тест для времени (в минутах), в течение которого испытуемые из каждой группы согласились участвовать в эксперименте, показал, что эти данные не удовлетворяют предположениям дисперсионного анализа (F = 20,69, df= 11,13, p < 0,01). Однако результаты двустороннего дисперсионного анализа, проведенного для преобразованных показателей, удовлетворяли предположениям этого теста. Данный анализ не выявил значимого влияния, но показал, что существует значимое предсказанное нами взаимодействие: испытуемые, получившие печенье, соглашались помогать в течение большего времени, а отвлекать — в течение меньшего времени, чем испытуемые, не получившие печенья.

Таблица 1

Наши рекомендации