Средство оценивания текущего контроля – проверочная работа

Проверочная работа проводится в середине семестра в письменной форме. Студенту предлагается ответить на 5 контрольных вопросов по пройденному материалу. Максимальная сумма баллов за проверочную работу – 5 баллов.

Критерии выставления баллов

1 балл - полностью правильный, развернутый ответ на вопрос;

0,5 балла - ответ неполный или частично ошибочный;

0 баллов – ответ на вопрос отсутствует или дан неверный ответ

Рубежная аттестации качества усвоения знаний по дисциплине «Психология»,предполагают зачеты в форме собеседования и (или) тестирования, в которых проверяется достижение ожидаемых результатов освоения курса: сформированность заявленных, как ожидаемые результаты общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций;

овладение системой основных научно-психологических понятий и их перенос (использование) для объяснения психических явлений; проявление компетентности в использовании знаний о психологии человека для интерпретации различных проявлений жизнедеятельности человека.

Описание рубежной аттестации

Зачет проводится в два этапа. Первый этап - письменное выполнение тестовых заданий. Второй - устное собеседование. Зачетный тест состоит из 20 вопросов. Каждый правильный ответ на вопрос оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов за тест – 20 баллов.

Устное собеседование включает ответ на 2 вопроса. Максимальное количество баллов за ответ на один вопрос – 5 баллов. Максимальное количество баллов за устное собеседование – 10 баллов.

Критерии выставления баллов за устный ответ:

5 баллов – студент полностью раскрывает содержание вопроса, свободно оперирует базовыми понятиями, иллюстрирует свой ответ примерами. Отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.

4 балла – студент достаточно полно раскрывает содержание вопроса. Испытывает незначительные затруднения в определении понятий, ответе на дополнительные вопросы по теме.

3 балла – содержание вопроса раскрыто частично, студент не может дать определения базовым понятиям, затрудняется ответить на наводящие и дополнительные вопросы.

2 балла – студент практически не может дать самостоятельного ответа на вопрос, раскрывает содержание, опираясь на наводящие вопросы преподавателя.

1 балл – студент не дает самостоятельного ответа, частично отвечает на 1-2 наводящих вопроса.

0 баллов – во всех остальных случаях.

ВОПРОСЫ (ПРИМЕРНЫЕ) К ЗАЧЕТУ (МОДУЛЬ I)

1. Возникновение и развитие психологии как науки.

2. Основные течения в современной психологии. Психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, гештальтпсихология.

3. Предмет психологии. Задачи. Структура современной психологии.

4. Методология методы в психологии. Принципы психологии: активности, детерминизма, единства сознания и деятельности, развития.

5. Психика человека. Проблема и природа психического.

6. Сознание и бессознательное.

7. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности.

8. Основные виды деятельности и их развитие у человека.

9. Общение: структура и функции. Механизмы и эффекты общения.

10.Проблема человека в психологии. Человек – индивид – личность – индивидуальность – субъект.

11.Общие понятия о личности. Основные факторы и механизмы развития личности.

12.Структура личности (общая характеристика, одна - подробно). В отечественной и зарубежной психологии.

13.Потребности как источник активности. Основные виды потребностей.

14.Мотивация (характеристики). Классификация мотивов.

15.Самосознание и его структура.

16.Понятие о темпераменте и его физиологических основах. Краткая психологическая характеристика типов темперамента.

17.Понятие о характере.

18.Понятие о способностях. Способы и задатки.

19.Понятие о воле. Волевое поведение. Волевые качества личности.

20.Эмоциональная сфера личности. Функции эмоций.

21.Понятие о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания.

22.Понятие об ощущениях. Классификация ощущений. Общие закономерности ощущений.

23.Характеристика восприятия и его особенностей. Классификация восприятий.

24.Общие понятия о памяти. Виды памяти.

25.Характеристика процессов памяти.

26.Общая характеристика мышления. Основные мыслительные операции.

27.Виды и свойства мышления. Интеллект.

28.Понятие о воображении. Его виды.

29.Мышление и речь.

30. Основные течения в психологии ХХ века. Отечественная психология.

ВОПРОСЫ (ПРИМЕРНЫЕ) К ЗАЧЕТУ (МОДУЛЬ II)

  1. Психическое развитие человека. Источники, движущие силы и условия психического развития.
  2. Проблема возрастной периодизации в психологии (разные подходы).
  3. Соотношение обучения и развития, воспитания и развития в онтогенезе (Л.С. Выготский).
  4. Развитие в условиях депривации.
  5. Проблема кризисов развития в психологии.
  6. Научение, учение, обучение. Научение в разные возрастные периоды и их закономерный характер.
  7. Учебная деятельность и ее структура. Освоение учебной деятельности.
  8. Мотивация учения. Проблема педагогической оценки.
  9. Причины и пути устранения школьной неуспеваемости.
  10. Различные модели обучения и анализ их развивающих возможностей (информационная, познавательная, кибернетическая, коммуникативная).
  11. Образовательные технологии. Развивающее обучение.
  12. Психологический портрет дошкольника.
  13. Воспитание дошкольника в семье, ДОУ и нетипичных условиях социализации. Возможности коррекции развития.
  14. Психологическая готовность к школе и ее исследование.
  15. Проблема школьной адаптации.
  16. Психологические особенности младшего школьника.
  17. Психологические особенности личности подростка.
  18. Причины и характеристика кризиса подросткового возраста.
  19. Возможности образовательной среды в удовлетворении потребностей подростка.
  20. Становление личности в раннем юношеском возрасте. Помощь учителя в саморазвитии и сознательном самосовершенствовании личности юношей и девушек.
  21. Проблема становления профессионального самоопределения в ранней юности.
  22. Задачи психического развития в период ранней и средней зрелости.
  23. Вторичная социализация взрослых. Кризисы развития.
  24. Личность в старости. Задачи развития в старости.
  25. Проблемы образования одаренных людей и их психологическое сопровождение.
  26. Индивидуальный подход в обучении как залог психологического здоровья обучаемых.

Итоговая аттестация

проводится в комбинированной форме (тест и устное собеседование по предложенным вопросам). В ней проверяется уровень сформированности заявленных, как ожидаемые результаты компетенций: ПК-1, ПК -2; ПК-3;ПК-4; ПК-5; ПК-6, а также знаний, умений и навыков по предмету.

Наши рекомендации