Средство оценивания текущего контроля – проверочная работа
Проверочная работа проводится в середине семестра в письменной форме. Студенту предлагается ответить на 5 контрольных вопросов по пройденному материалу. Максимальная сумма баллов за проверочную работу – 5 баллов.
Критерии выставления баллов
1 балл - полностью правильный, развернутый ответ на вопрос;
0,5 балла - ответ неполный или частично ошибочный;
0 баллов – ответ на вопрос отсутствует или дан неверный ответ
Рубежная аттестации качества усвоения знаний по дисциплине «Психология»,предполагают зачеты в форме собеседования и (или) тестирования, в которых проверяется достижение ожидаемых результатов освоения курса: сформированность заявленных, как ожидаемые результаты общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций;
овладение системой основных научно-психологических понятий и их перенос (использование) для объяснения психических явлений; проявление компетентности в использовании знаний о психологии человека для интерпретации различных проявлений жизнедеятельности человека.
Описание рубежной аттестации
Зачет проводится в два этапа. Первый этап - письменное выполнение тестовых заданий. Второй - устное собеседование. Зачетный тест состоит из 20 вопросов. Каждый правильный ответ на вопрос оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов за тест – 20 баллов.
Устное собеседование включает ответ на 2 вопроса. Максимальное количество баллов за ответ на один вопрос – 5 баллов. Максимальное количество баллов за устное собеседование – 10 баллов.
Критерии выставления баллов за устный ответ:
5 баллов – студент полностью раскрывает содержание вопроса, свободно оперирует базовыми понятиями, иллюстрирует свой ответ примерами. Отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.
4 балла – студент достаточно полно раскрывает содержание вопроса. Испытывает незначительные затруднения в определении понятий, ответе на дополнительные вопросы по теме.
3 балла – содержание вопроса раскрыто частично, студент не может дать определения базовым понятиям, затрудняется ответить на наводящие и дополнительные вопросы.
2 балла – студент практически не может дать самостоятельного ответа на вопрос, раскрывает содержание, опираясь на наводящие вопросы преподавателя.
1 балл – студент не дает самостоятельного ответа, частично отвечает на 1-2 наводящих вопроса.
0 баллов – во всех остальных случаях.
ВОПРОСЫ (ПРИМЕРНЫЕ) К ЗАЧЕТУ (МОДУЛЬ I)
1. Возникновение и развитие психологии как науки.
2. Основные течения в современной психологии. Психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, гештальтпсихология.
3. Предмет психологии. Задачи. Структура современной психологии.
4. Методология методы в психологии. Принципы психологии: активности, детерминизма, единства сознания и деятельности, развития.
5. Психика человека. Проблема и природа психического.
6. Сознание и бессознательное.
7. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности.
8. Основные виды деятельности и их развитие у человека.
9. Общение: структура и функции. Механизмы и эффекты общения.
10.Проблема человека в психологии. Человек – индивид – личность – индивидуальность – субъект.
11.Общие понятия о личности. Основные факторы и механизмы развития личности.
12.Структура личности (общая характеристика, одна - подробно). В отечественной и зарубежной психологии.
13.Потребности как источник активности. Основные виды потребностей.
14.Мотивация (характеристики). Классификация мотивов.
15.Самосознание и его структура.
16.Понятие о темпераменте и его физиологических основах. Краткая психологическая характеристика типов темперамента.
17.Понятие о характере.
18.Понятие о способностях. Способы и задатки.
19.Понятие о воле. Волевое поведение. Волевые качества личности.
20.Эмоциональная сфера личности. Функции эмоций.
21.Понятие о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания.
22.Понятие об ощущениях. Классификация ощущений. Общие закономерности ощущений.
23.Характеристика восприятия и его особенностей. Классификация восприятий.
24.Общие понятия о памяти. Виды памяти.
25.Характеристика процессов памяти.
26.Общая характеристика мышления. Основные мыслительные операции.
27.Виды и свойства мышления. Интеллект.
28.Понятие о воображении. Его виды.
29.Мышление и речь.
30. Основные течения в психологии ХХ века. Отечественная психология.
ВОПРОСЫ (ПРИМЕРНЫЕ) К ЗАЧЕТУ (МОДУЛЬ II)
- Психическое развитие человека. Источники, движущие силы и условия психического развития.
- Проблема возрастной периодизации в психологии (разные подходы).
- Соотношение обучения и развития, воспитания и развития в онтогенезе (Л.С. Выготский).
- Развитие в условиях депривации.
- Проблема кризисов развития в психологии.
- Научение, учение, обучение. Научение в разные возрастные периоды и их закономерный характер.
- Учебная деятельность и ее структура. Освоение учебной деятельности.
- Мотивация учения. Проблема педагогической оценки.
- Причины и пути устранения школьной неуспеваемости.
- Различные модели обучения и анализ их развивающих возможностей (информационная, познавательная, кибернетическая, коммуникативная).
- Образовательные технологии. Развивающее обучение.
- Психологический портрет дошкольника.
- Воспитание дошкольника в семье, ДОУ и нетипичных условиях социализации. Возможности коррекции развития.
- Психологическая готовность к школе и ее исследование.
- Проблема школьной адаптации.
- Психологические особенности младшего школьника.
- Психологические особенности личности подростка.
- Причины и характеристика кризиса подросткового возраста.
- Возможности образовательной среды в удовлетворении потребностей подростка.
- Становление личности в раннем юношеском возрасте. Помощь учителя в саморазвитии и сознательном самосовершенствовании личности юношей и девушек.
- Проблема становления профессионального самоопределения в ранней юности.
- Задачи психического развития в период ранней и средней зрелости.
- Вторичная социализация взрослых. Кризисы развития.
- Личность в старости. Задачи развития в старости.
- Проблемы образования одаренных людей и их психологическое сопровождение.
- Индивидуальный подход в обучении как залог психологического здоровья обучаемых.
Итоговая аттестация
проводится в комбинированной форме (тест и устное собеседование по предложенным вопросам). В ней проверяется уровень сформированности заявленных, как ожидаемые результаты компетенций: ПК-1, ПК -2; ПК-3;ПК-4; ПК-5; ПК-6, а также знаний, умений и навыков по предмету.