Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
Курс «Психология» предполагает значительный объем самостоятельной работы студента.
Самостоятельная работа проводится во внеаудиторных условиях и включает в себя:
· изучение теоретических вопросов, вынесенных на самостоятельную работу;
· решение практических задач;
· подбор научной литературы;
· построение плана самообразования.
Прежде чем приступить к изучению того или иного раздела дисциплины, студентам необходимо ознакомиться со списком литературы, который предложен в УМКД. Студент должен уметь пользоваться электронным каталогом библиотеки института, что позволит ему быстро найти литературу для подготовки к семинарским и практическим занятиям.
В целях успешной самостоятельной подготовки студентов к практическим (семинарским) занятиям рекомендуется следующий порядок работ:
- знакомство с рекомендуемой основной и дополнительной литературой, записями лекций по вопросам семинара;
- в зависимости от цели занятия выбор метода работы с литературными источниками: конспектирование, реферирование, аннотирование и т.д.
- анализ личного практического опыта и соотнесение его с теоретическими сведениями;
- определение позиции по проблемным вопросам, чтобы суметь аргументировать свою точку зрения;
- составление плана ответа;
- составление теоретических и практических выводов по каждому вопросу плана;
- решение психологических задач (упражнений) и подготовка практического материала в соответствии с предусмотренными заданиями по данной теме;
- самооценка теоретических знаний, практических умений, навыков по изученному материалу.
Работа на семинарских и практических занятиях оценивается по 5-бальной системе, при этом
- оценка 5 «отлично» выставляется, если студент демонстрирует полное понимание сути изученной теории. Легко владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории. Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые ЗУН на базе полученных ранее. Легко отвечает на видоизмененные вопросы. При подготовке использует не только основную, но и дополнительную литературу;
- оценка 4 «хорошо» - студент демонстрирует осознанное воспроизведение изученных законов, правил, формулировок, формул. Объясняет отдельные положения усвоенной теории. Отвечает на большинство поставленных вопросов, проявляет способность к самостоятельным выводам. Успешно выполняет предусмотренные программой задания, усваивает основную литературу, показывает систематический характер знаний;
- оценка 3 «удовлетворительно» - студент обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении, требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя. Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы. Запоминает часть текста, правил, определений, законов и т.п. механически, но не способен их объяснить; выполняет элементарные репродуктивные действия или по инструкции;
- оценка 2 «неудовлетворительно» - студент обнаруживает пробелы в знаниях основного материала, допускает принципиальные ошибки в изложении сути темы.
ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Модуль I «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»
Самостоятельная работа по программе дисциплины «Психология» включает:
· реферирование и аннотирование научной литературы;
· составление словаря психологических понятий;
· самонаблюдение и отчеты по самонаблюдению;
· самоанализ различных проявлений психической жизни;
· психологический анализ жизненных ситуаций;
· моделирование фрагментов поведения человека с целью их психологического объяснения;
· психологическое наблюдение за различными аспектами поведения человека;
· сравнительный анализ психических явлений;
· решение психологических задач.
Примеры творческих заданий для самостоятельной работы
1. Проанализировать любое проведенное психологами научное исследование и выделить основные этапы и применяемые методы исследования.
2. Используя художественную литературу, подобрать примеры описания психических явлений, психических состояний, психологических фактов. Сравнить любой психический и непсихический (физиологический, химический, физический и т.п.) процессы, учитывая отличительные особенности психических процессов.
3. Проанализировать любую собственную актуальную потребность, используя основные характеристики потребности: объем, значимость, цена и т.д.
4. Используя художественную литературу, подобрать примеры описания героев как индивида, личности, субъекта деятельности.
5. Используя художественную литературу, подобрать примеры характеристик героев с точки зрения их темперамента, характера, способностей.
Модуль II «Развитие человека в образовании»