Семинар-конференция. Тема 2. Основные исторические периоды развития науки и её методологии

Цель:Создать хронологическую базу рассмотрения вопроса на основе формальной характеристики исторического движения науки. Представить историческую динамику видов, типов научного знания и методов научного исследования.

Вопросы для обсуждения:

1. Методологические идеи в философии Античности и Средних веков (Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, «Бритва Оккама»).

2. Первая научная революция XVI века (Н. Коперник, Дж. Бруно).

3. Роль эпохи Возрождения в развитии методологии науки (Л. да Винчи, М. де Монтень, Н. Кузанский).

4. Вторая научная революция XVII века (Г. Галилей, Н. Коперник, И. Кеплер, И. Ньютон).

5. Методологические идеи в философии Нового времени (Ф. Бекон, Р. Декарт, Дж. Локк, Т. Гоббс).

6. Третья научная революция XVIII века (И. Кант, Ж. Кювье, Ж.Б. Ламарк, Ч.Р. Дарвин).

7. Роль немецкой классической философии в развитии методологических идей (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г.Ф.В. Гегель, Л. Фейербах).

8. Четвертая научная революция на рубеже XIX и XX веков (А. Эйнштейн, Э. Резерфорд, Н. Бор, Л. де Бройль).

9. Роль философии марксизма в развитии методологии науки (К. Маркс, Ф. Энгельс).

10. Модернизм в методологии науки (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, А. Бергсон, З. Фрейд).

11. Пятая научная революция последней трети XX века (представители позитивизма, неопозитивизма, постпозитивизма, постмодернизма, синергетики).

12. Позитивизм в методологии науки (О. Конт, Дж.Ст. Милль, Г. Спенсер, Э. Мах, Р. Авенариус).

13. Методологические идеи в неопозитивизме (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, «Венский кружок»).

14. Роль постпозитивизма в развитии методологических идей (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, М. Полани, С. Тулмин).

15. Постмодернизм в методологии науки (Ж. Деррида, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Делез, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар).

16. Синергетика и методология науки (И. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен).

17. Системный подход как воплощение новой методологии изучения сложных объектов (Э.Г. Юдин, И.В. Блауберг, В.И. Садовский).

18. Методологические исследования в отечественной философии (Б.М. Кедров, П.В. Копнин, В.С. Степин, М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий).

Темы рефератов:

1. Феномен научной революции как предмет философско-методологического анализа.

2. Древнегреческая натурфилософия как единство науки и философии.

3. Роль Сократа, Платона и Аристотеля в развитии методологии познания.

4. Первая научная революция и смена космологической картины мира (Дж. Бруно, Н. Коперник).

5. Вклад Л. да Винчи в развитие методологических оснований науки.

6. Вторая научная революция и возникновение механистической картины мира (Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон).

7. Вклад Ф. Бэкона, Р. Декарта в становление методологии науки.

8. Третья научная революция и создание развивающейся картины мира (И. Кант).

9. Субъективное и объективное знание в теории познания И. Канта.

10. Катастрофизм (Ж. Кювье) и эволюционизм (Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин).

11. Разработка проблем методологии науки в немецкой классической философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г.Ф.В. Гегель).

12. Четвертая научная революция и квантово-релятивистские представления о мире (А. Эйнштейн, Э. Резерфорд, Н. Бор, Л. де Бройль).

13. Критика классической науки (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, С. Киркегор).

14. О. Конт и Г. Спенсер – основоположники современной социологической науки.

15. Философия эмпириокритицизма и конвенционализма (Э. Мах, Р. Авенариус, А. Пуанкаре).

16. Философия сознания Б. Рассела и аналитическая философия.

17. Язык и познание в философии Л. Витгенштейна.

18. Концепция роста знания в философии науки К. Поппера.

19. Образ развивающейся науки в работе Т. Куна.

20. Концепция научно-исследовательских программ в философии науки И. Лакатоса.

21. Концепция «эпистемологического анархизма» П. Фейрабенда.

22. Идея неявного знания в теории М. Полани.

23. Проблема динамики науки в концепции С. Тулмина.

24. Знание в философии постмодернизма (Ж.-Ф. Лиотар).

25. Ж. Деррида о природе гуманитарного познания.

26. Язык, речь, действительность: от репрезентации к конструированию (Р. Барт).

27. Синергетика и становление нелинейной методологии познания (И. Пригожин, И. Стенгерс).

28. Системный подход как методологическая программа (Э.Г. Юдин, И.В. Блауберг).

29. Единство диалектики, логики и теории познания в творчестве Б.М. Кедрова.

30. Проблема единства научного знания в философии П.В. Копнина.

31. Эволюция типов научной рациональности в концепции В.С. Степина.

32. М.К. Мамардашвили о принципах классической рациональности.

33. Методологические идеи Г.П. Щедровицкого.

34. Развитие методологии науки как вида научной рефлексии: онтологизм, гносеология, методологизм.

Литература:

1. *Аршинов, В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки / В.И. Аришинов. – М.: ИФ РАН, 1999. – 203 c.

2. *Блауберг, И.В. Проблема целостности и системный подход / И.В. Блауберг. – М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 450 с.

3. *Витгенштейн, Л. Философские исследования // Философские работы: В 2-х ч. Ч. 1 / Л. Витгенштейн; Пер. с нем. М.С. Козловой, Ю.А. Асеева. – М.: Гнозис, 1994. – С. 83, 110-130.

4. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции // Общие проблемы философии науки: учебник для аспирантов нефилософских специальностей / Под ред. В.Д. Бакулова, Т.Б. Фатхи. – Ростов н / Д.: Изд-во ЮФУ, 2008. – С. 44-70.

5. Жариков, В.Д. История и методология науки: от Аристотеля до наших дней. Учебное пособие / В.Д. Жариков, М.К. Кривенцева, Р.В. Жариков. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. – 175 с.

6. *Игнатова, В.А. Эволюция естествознания // Игнатова, В.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для дистанционного обучения / В.А. Игнатова. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2005. – С. 85-141.

7. История развития и современные представления о научном познании // Корнилова, Т.В. Методологические основы психологии / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. – СПб.: Питер, 2006. – С. 32-69.

8. *История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. – 1376 с.

9. *Кедров, Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания / Б.М. Кедров. – М.: КомКнига, 2006. – 296 с.

10. *Конт, О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении) / О. Конт; Пер. с фр. И.А. Шапиро. – Ростов н / Д: Феникс, 2003. – 256 с.

11. *Копнин, П.В. Гносеологические и логические основы науки / П.В. Копнин. – М.: Мысль, 1974. – 568 с.

12. *Копнин, П.В. Диалектика. Логика. Наука / П.В. Копнин. – М.: Наука, 1973. – 464 с.

13. *Кун, Т. Логика и методология науки / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1977. – 141 с.

14. *Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1977. – 300 с.

15. *Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. – М.: Академический проект, 1995. – 423 с.

16. *Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар; Пер. с фр. Н.А. Шматко. – СПб.: Алетейя, 1998. – 160 с.

17. Лубовский, Д.В. Развитие методологии науки // Лубовский, Д.В. Введение в методологические основы психологии: Учеб. пособие / Д.В. Лубовский. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. – С. 17-37.

18. *Мамардашвили, М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М.К. Мамардашвили. – 2-е, испр. изд. – М.: Лабиринт, 1994. – 92 с.

19. *Материалы для изучения источников и оригинальных текстов по философско-методологическим проблемам естественнонаучного и гуманитарного познания // Философия и методология науки: учеб. пособие для аспирантов и магистрантов / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2011. – С. 279-368.

20. *Овчинников, Н.Ф. Карл Поппер – наш современник, философ XX века / Н.Ф. Овчинников // Вопросы философии. – 1992. – № 8. – С. 40-48.

21. *Полани, М. Личностное знание. На пути к посткритической философии / М. Полани. – М.: Прогресс, 1985. – 345 с.

22. *Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Прогресс, 1983. – 605 с.

23. *Пригожин, И. Порядок и хаос. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс; Пер с англ. Ю.А. Данилова, Общ. ред и послесл. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича, Ю.В. Сачкова. – М.: Прогресс, 1986. – 432 с.

24. *Пуанкаре, А. О науке / А. Пуакаре; Пер. с фр.; Под ред. Л.С. Понтрягина. – М.: Наука, 1990. – 736 с.

25. *Рассел, Б. Философия логического атомизма / Б. Рассел. – Томск: Водолей, 1999. – 192 с.

26. *Садовский, В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ / В.Н. Садовский. – М.:Наука,1974. – 280 с.

27. *Стёпин, В.С. Научные революции как «точки» бифуркации в развитии знания / В.С. Стёпин // Научные революции в динамике культуры. – Мн.: Изд-во Университетское, 1987. – С. 37-76.

28. *Стёпин, В.С. Теоретическое знание: Монография / В.С. Стёпин. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 744 с.

29. *Стёпин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Стёпин. – М.: Высшая школа, 1992. – 191 с.

30. Томпсон, М. Философия науки / М. Томпсон; Пер. с англ. А. Гарькавого. – М.: Фаир-Пресс, 2003. – 304 с.

31. *Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М.: Прогресс, 1986. – 544 с.

32. *Философия XX-XXI века. – Режим доступа: http://dip-shpora.narod.ru/fs.htm. – Дата доступа: 25.08.2013.

33. Философские и естественнонаучные картины мира // Философия / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н / Д.: Феникс, 2008. – С. 278-344.

34. *Щедровицкий, Г.П. Избранные труды / Г.П. Щедровицкий. – М.: Шк. Культ. Полит., 1995. – 800 с.

35. *Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э.Г. Юдин. – М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 440 с.

Образовательные технологии: презентация, дискуссия, видеотехнология.

Задание для самостоятельной работы:

ü Заполнить таблицу «Исторические периоды развития методологии науки: от философии Античности до современных методологических исследований» (с указанием исторических этапов, основных представителей и их идей, общей характеристики периодов).

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: доклад, реферат, участие в дискуссии, устный опрос (групповой или индивидуальный), тестирование (письменное или компьютерное), контроль самостоятельной работы студентов.

Наши рекомендации