Виды поведения и деятельности
Возникновение и развитие различных видов поведения и деятельности происходят у человека постепенно в течение дли-тельного времени. Первоначально у ребенка после рождения про-является простейшее импульсивное поведение. При ярком свете или громком звуке ребенок проявляет двигательное беспокой-ство, поворачивает голову к раздражителю, следит за его пере-
движением и т.д. Затем в течение первого года начинает развиваться исследовательское поведение. Ребенок хватает предметы (игрушки), рассматривает их, тянет в рот, манипулирует ими. После первого года в результате воспитания и подражания у ребенка начинает формиро-ваться предметно-практическое поведение. Он научается сидеть на стульчике, есть за столом, пользоваться ложкой и вилкой, есть из та-релки, умываться, одеваться, рисовать карандашом и т.д.
Одновременно с этим у ребенка начинает развиваться коммуни-кативное и речевое поведение. Посредством этих видов поведения ребенок общается со взрослыми и своими сверстниками, совершает совместные действия, добивается удовлетворения своих желаний, ус-ваивает информацию об окружающем мире.
Дети, общаяясь со взрослыми, усваивают моральные и нрав-ственные нормы и эталоны поведения и в связи с этим начинают оценивать свои поступки и поступки других людей, руковод-ствуясь понятиями «что такое хорошо, что такое плохо», «что такое добро, что такое зло», «что можно делать, а что нельзя» и т.д. Так уже в дошкольном возрасте начинает проявляться выс-шая форма взаимодействия субъекта с внешним миром - морально-нравственное поведение.
На основе усвоенных видов поведения ребенок получает воз-можность заниматься различными видами деятельности, под вли-янием которых происходит его психическое развитие. Основны-ми видами деятельности являются: игра, учение и труд.
Простейшим, самым доступным видом деятельности яв-ляется игра. В игре реализуется у ребенка потребность в ак-тивности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведе-ния. В этом заключается коренное отличие игровой деятель-ности детей от игрового поведения детенышей животных.
Игра осуществляется посредством специально изготовлен-ных игрушек, которые являются моделями настоящих вещей. Иг-рушки, моделирующие людей, называются куклами. Применяя игрушки в процессе игры, дети приобщаются к миру взрослых, усваивают знания и умения, необходимые для жизни в обществе. Игры бывают простые и сложные, индивидуальные и группо-вые, предметные и конструкторские, ролевые и сюжетные, под-
вижные и настольные. Все игры регулируются определенными прави-лами поведения участников. Чем сложнее игра, чем труднее выпол-нять правила игры, тем более сложные формы психической и физичес-кой активности должны проявляться. По мере усложнения игры все более усложняется двигательная, сенсорная, интеллектуальная, эмо-циональная, волевая и речевая активность ее участников. Особенно большое значение для психического развития в процессе игры имеет речевая деятельность. Обозначая словами предметы и явления внеш-него мира, а также свои действия и психические состояния, ребенок начинает осознавать окружающие предметы и свои действия с ними, учится управлять своим поведением в соответствии с правилами игры.
Таким образом, в процессе игры дети усваивают житейские зна-ния, приобретают практические умения и навыки обращения с веща-ми, учатся владеть своими физическими и психическими состояния-ми и управлять своим поведением.
Более сложным видом деятельности является учение. Им на-чинают заниматься дети с 6-7 лет, когда их физическое и психи-ческое развитие достигает требуемого для этой деятельности уровня. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение уч еб ны х навыков и умений. Оно организуется и регламентируется об-ществом и осуществляется в специально создаваемых с этой целью учебных заведениях. Эффективность учения зависит от организации и стимулирования познавательной деятельности учащихся в процессе их обучения учителями. Учение может иметь пассивный и активный характер.
Пассивный характер оно имеет в том случае, если ученик ограничивается запоминанием учебной информации только в том виде, как он получает ее из уст учителя и из текста учебника. Такой самый простой способ усвоения научных знаний чаще все-го применяется в общеобразовательных школах. Он является ма-лоэффективным, но зато очень удобным и не требует больших усилий ни от учителя, ни от ученика. К тому же существующая в школе система оценок и контроля за усвоением знаний ученика-ми побуждает их формально заучивать предусмотренную школь-ными программами учебную информацию. Нет нужды доказывать, что такой способ усвоения научных знаний в процессе обучения может способствовать только однобокому умственному развитию учащихся, при котором ведущую роль в интеллектуальной деятель-
ности играет память, имеющая часто механический характер.
Более эффективным является продуктивный способ органи-зации учебной деятельности, при котором ученик не может ограни-читься пассивным заучиванием учебного материала, а должен ак-тивно добывать нужную для усвоения научных знаний информа-цию из разных источников. Отсюда процесс познания, осуществ-ляемый учеником в учебной деятельности, должен иметь не только репродуктивный, но и поисковый, творческий характер. Только в этом случае ученик может научиться самостоятельно приобретать новые знания и сознательно применять их в различных видах дея-тельности и заниматься самообразованием. Такая организация по-знавательной деятельности в процессе обучения будет способство-вать полноценному умственному развитию учащихся и формиро-ванию у них высокоценных психических свойств личности.
Наиболее важным видом человеческой деятельности явля-ется труд. В процессе труда создаются материальные и идеаль-ные продукты, необходимые для жизни общества. Труд обеспе-чивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития. Существует два основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-тео-ретический, или первый часто называют физическим, а второй - ум-ственным. Каждый вид труда осуществляется посредством раз-личных физических и психических компонентов. Первый вид труда направлен преимущественно на создание материальных продуктов, второй - идеальных.
Предметно-практический вид труда осуществляется преиму-щественно на основе сенсомоторной активности, тогда как абст-рактно-теоретический - на основе интеллектуальной. Между прак-тической и теоретической деятельностью всегда существует тес-ная связь. Практическая деятельность опирается на теоретическую, а теоретическая находит свое воплощение в практической. Так, прежде чем изготовить материальный предмет, нужно создать его образ, воплотить его в чертеже, найти нужный материал, сплани-ровать последовательность действий. Кроме того, сам процесс из-готовления управляется, регулируется и контролируется сознатель-ной интеллектуальной деятельностью. Поэтому любой вид трудо-вой деятельности связан с особенностями интеллектуальной деятель-ности человека. В предметной деятельности этот интеллект имеет на-
гляднодейственный ха ра ктер, в теоретиче ской - от вл еч ен н ы й , абстрактный характер. Имеют место и такие виды труда, которые связаны с функциони-рованием образного интеллекта.
Каждый вид труда может иметь как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер. Особенно важное значе-нием имеет творческий труд, который является основным усло-вием для неограниченного развития человека и человеческого общества. Таким образом, трудовая деятельность не только тре-бует проявления чисто человеческих психических свойств и ка-честв, но и формирует их в процессе ее выполнения.
Литература Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. Гиппенрейтер Ю.Б. Ведение в общую психологию. М., 1975. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. М., 1964.
Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994. Общая психология. М, 1986. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1972.