Тема 13. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий
Психологическая структура речи. Лингвистические единицы речи. Экспрессивная (как процесс высказывания) и импрессивная (как процесс понимания) речь. Виды речевой деятельности. Речевые функции. Периферические и центральные механизмы речи. Афферентные и эфферентные звенья речевой системы. Афазия: определение. Афазия как системный дефект, ее отличие от других речевых расстройств (дизартрии, алалии, логоневрозов и др.). Классификация афазий, предложенная А.Р.Лурия (7 видов). Нарушения афферентных звеньев речевой функциональной системы (сенсорная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, афферентная моторная, так называемая семантическая афазии). Нарушения эфферентной основы речевой функциональной системы (эфферентная моторная, динамическая афазии). «Речевые зоны» коры левого полушария мозга (у правшей). Нарушения разных видов речевой деятельности при различных формах афазии. Нейролингвистический подход к изучению афазий. АР.Лурия о нарушении парадигматической и синтагматической организации речи при поражении задних и передних отделов коры левого полушария мозга. Роль правого полушария и глубоких структур мозга в организации речевой деятельности. Псевдоафазия. Методы исследования нарушений речевых функций.
Тема 14. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. Проблема амнезий
Память как система, обладающая механизмами записи, сохранения, считывания и воспроизведения следов. Психологическая организация процессов памяти. Виды, формы памяти. Мгновенная, кратковременная и долговременная память. Непроизвольная и произвольная память. Произвольное запоминание как мнестическая деятельность. Модально-неспецифическая и модально-специфическая память. Нарушения памяти: амнезии, гипермнезии, гипомнезии, парамнезии. Теории забывания. Ретроактивное и проактивное торможение. Модально-неспецифические нарушения памяти при поражении разных уровней неспецифической системы (уровня ствола, диэнцефаль-ных, лимбических структур, медиальных отделов лобных и височных долей мозга). Корсаковский синдром. Модально-специфические нарушения памяти при поражении различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной. Нарушения памяти как мнестической деятельности при поражении лобных долей мозга. Нарушения семантической памяти. Методы исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений памяти (метод гомогенной и гетерогенной интерференции, метод узнавания и др.).
Тема 15. Нарушения внимания при локальных поражениях мозгаПсихологическая структура внимания. Внимание как селективное протекание психических процессов. Факторы, воздействующие на внимание. Формы внимания: сенсорное, двигательное, эмоциональное, интеллектуальное. Непроизвольное и произвольное внимание. Внимание и речь. Модально-неспецифические нарушения внимания при поражении различных уровней неспецифической системы: уровня ствола, диэнцефаль-ных, лимбических структур, медиобазальных отделов лобных долей мозга. Диссоциация между непроизвольным и произвольным вниманием при поражении лобных долей мозга. Гиперреактивность. Модально-специфические нарушения внимания при поражении различных анализаторных систем. Симптомы «игнорирования» раздражителей в зрительной, слуховой, тактильной и двигательной сферах. Зрительное, слуховое, тактильное, двигательное невнимание при двойной стимуляции. Психофизиологические исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений произвольного и непроизвольного внимания. Методы исследования нарушений внимания.
Тема 16. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга Психологическая структура мышления. Мышление как деятельность. Виды мышления. Мышление и эмоции. Теория умственных действий П.Я.Гальперина. Нарушения наглядно-образного и вербально-логичес-кого мышления в клинике локальных поражений головного мозга. Структурные и динамические нарушения интеллектуальной деятельности. Нарушения мышления при поражении лобных долей мозга: распад мотивов, планирования и контроля за интеллектуальным процессом при сохранности различных умственных действий (операций). Интеллектуальные персеверации, стереотипы, неучет собственных ошибок. Нарушения динамического аспекта интеллектуальной деятельности. Неустойчивость семантических связей («семантических полей»). Нарушения мышления при поражении задних отделов мозга: распад отдельных операций (наглядно-пространственных, счетных и др.) при сохранности планирования и контроля. Первичная и вторичная акаль-кулия. Нарушения конструктивной деятельности, «технического» мышления. Нарушения мышления при поражении височных и премоторных отделов мозга. Особенности нарушений мышления при поражении левого и правого полушарий головного мозга; при поражении различных уровней неспецифической системы (истощаемость, низкая продуктивность, нарушения избирательности семантических связей и др.). Нарушения мышления при поражении глубоких структур. Нейропсихологи-ческий анализ нарушения различных компонентов интеллектуальной деятельности (на примере решения задач). Методы исследования нарушений наглядно-образного и вербально-логического мышления.