Нарушения эмоций при локальных поражениях мозга

Нарушения эмоций обусловливают серьезные изменения (деформации) личности. Они могут относиться к эмоциям в це­лом или только к отдельным их видам.

Наиболее часто встречаются нарушения интенсивности эмоций. Это проявляется в следующем:

• усиление аффекта (гипераффективности), когда поведение становится трудно управляемым, подчиненным какому-либо элементарному желанию: самозащита, утоление чувства голода, сексуальное влечение и пр.;

• снижение силы аффекта (гипоаффективности), когда защитные силы механизма и физиологические потребности чрезмерно слабы; усиление эмоций, как положительных, так и отрицательных, когда контроль сознания (разума) ослаблен, и человек не справляется с регуляцией своего состояния;

• вялость эмоционального реагирования, когда сила эмоций не соответствует значимости переживаемого события.

Расстройства эмоционального фона выступают чаще всего в виде патологических форм спонтанного эмоционального реаги­рования и неадекватных реакций на какие-либо обстоятельства.

Управление эмоциями осуществляется через сознание (раз­ум), и в этом смысле эмоциональная сфера человека зависима от состояния эмоций — уровня их развития, силы и прочего.

Мозговые механизмы эмоциональных нарушений носят сложный характер. Это связано с вторичностью эмоций по срав­нению с функциями сознания, мышления, а также в связи с не­обходимостью, с одной стороны, быстрого (оперативного) ре­агирования, а с другой — длительного сохранения эмоциональ­ного следа.

К настоящему времени установлено, что главенствующую роль в приобретении и реализации эмоций имеют как глубинные отделы мозга (мотивация, побуждение), так и лобные доли (раз­умное начало, необходимое для оценки события, поступка и пр.). Не менее важно состояние лобно-глубинных связей, по­скольку каждая эмоция требует и мотивации, и оценки.

Мозговая организация эмоций:

• интенсивность эмоций на уровне аффектов, как усиления, так и ослабления, связана с патологическим функционировани­ем правой базальной области;

• усиление отрицательных эмоций наблюдается при пораже­нии левой базальной лобной доли, а положительных — правой;

• вялость эмоционального реагирования обусловлена пора­жением гипоталамо-диэнцефальной области.

Нарушения эмоционального фона имеют разную локализа­цию в зависимости от характера расстройства:

• эйфория (благодушие), как правило, наблюдается при пора­жении правой лобно-базальной доли;

• депрессия (подавленность) имеет место при поражении ле­вой лобно-базальной доли;

• эмоциональный паралич (безразличие) вызван поражением и правой, и левой сторон базального лба;

• состояния тоски, тревоги, страха, называемые пароксиз­мами, связаны с неполноценностью функционирования левой лобно-базальной области (лежащей в основании мозга);

• ригидность (негибкость, неподатливость) — с неполноцен­ностью гипоталамо-диэнцефальной области;

• лабильность (неустойчивость) связана преимущественно с поражением медиальных отделов правого виска; негативизм, агрессия — результат поражения медиальных отделов правой, и левой височных долей.

От изменение знака привычной, характерной для индивида эмоциональности на ее патологический вариант обусловлено поражением лобно-базальной области, причем преобладание отрицательных эмоций свидетельствует о слабости функционирования правой стороны, а положительных — левой. Аналогичная картина мо­жет быть вызвана поражением правой и левой височной доли.

С состоянием эмоций теснейшим образом связано поведение, совокупность поступков в той или иной жизненной ситуации. Поведение человека может соответствовать установлен­ным нормам, а может быть ненормативным.

Поведение детей является результатом воспитательных мер, которые применяют к ним взрослые. Среди популяций детей не­мало тех, которые трудно поддаются воспитанию. Их называют «трудными», а само их поведение — девиантным.

Проблема «трудных» детей довольно часто обсуждается на страницах различных газет, журналов, книг (Д.А. Фарбер, М. М. Безруких). Чаще всего речь идет о тех детях, которые явля­ются малолетними правонарушителями и попадают в детские колонии, в милицию. Конечно, эта проблема чрезвычайно важ­на для общества и является в той же мере прерогативой юристов, педагогов, социологов и публицистов, что и психологов, педаго­гов, врачей. Не менее проблемную группу составляет категория трудных детей, которые не вписываются в систему школьного обучения. Учителя в таких случаях, как правило, констатируют, что ребенок способный, но не может учиться: невозможно собрать его внимание, он разболтан, отвлекается, часто забывает нужные вещи, вертится на уроках, иногда совершает откровенно хулиганские поступки. О таких детях принято говорить, что они «избалованы до предела». Иногда наблюдение учителей за труд­ными детьми сводится к выводам, что ребенок способен учиться, но часто заторможен, вял, «витает в облаках», его трудно активи­зировать. Таких детей принято считать лодырями.

В чем дело? Откуда берутся дети, которые с первых же дней ­обучения в школе успевают прослыть хулиганами или лентяями? Ведь психологи пришли к выводу, что «синдром хулиганства» к 7 годам — явление очень редкое, даже уникальное. Лень, лентяйство как таковое встречается у детей еще реже. Оно противоестественно детской природе, которая «направлена» на познание, активные действия. Все дело в том, что в действительности «хулиганы и лентяи», о которых идет речь, — дети со слабой центральной нервной системой. Причины этой слабости могут быть самые разные: от наследственного фона до отдаленных по­следствий различных заболеваний, и прежде всего нервно-психических, а также вредных экологических влияний на организм неблагоприятных условий жизни.

Ненормативное поведение в одних случаях — результат бо­лезни, и прежде всего нервно-психической, когда изменено сознание, однако оно может быть спровоцировано внешними обстоятельствами, приводящими к игнорированию принятых норм или нарочитому их нарушению. Кроме того, нередко в группу риска к девиантному поведению попадают дети с нарушениями речевого развития, поскольку речь играет в поведении, как известно, значительную регулирующую роль. Л.С. Выготский придавал речи большое значение в регуляции поведения, обращая внимание на то, что большая часть воспитательных сентенций подается ребенку в вербальной форме. Он также считал чрезвычайно важной роль внутренней речи, обеспечивающей функцию саморегуляции пове­дения.

Девиантное поведение связано не с гибелью нервных клеток мозга, а с их неправильным функционированием, изменением «режима» деятельности. То, что они в этих случаях не умирают (нет их атрофии, некроза), делает реальной задачу устранения дисфункции, — приведения режима нервной деятельности в норму, а значит — налаживания функции.

Врачи-психоневрологи иногда считают, что негрубые формы отклоненного поведения являются одним из видов минимальной мозговой дисфункции. При этом выделяют два типа, гипердинамию и гиподинамию (условно можно сказать, что гипердинамия — это чрезмерная активность, а гиподинамия — недостаточ­ная). И то и другое указывает на слабость нервных процессов, так как действия ребенка не достигают своей цели. Чрезмерно активный ребенок действует беспорядочно, берется за все, но, не оканчивая одно дело, принимается за другое, хватает все подряд. Ему быстро надоедают игрушки, даже те, которые он очень нравились. Возбуждаясь, он становится неуправляемым, кричит, убегает, отмахивается от взрослых

Недостаточно активный ребенок, напротив, ни к чему не проявляет явного интереса, не откликается на игру, не добивается своего, отказывается от развлечений, не радуется явно новым игрушкам, эмоционально бедно реагирует на книги, телепереда­чи и т.д. Он не сопротивляется вмешательству взрослых, но не выполняет до конца их просьбы. Внимание такого ребенка рас­сеяно, память снижена. В отличие от других детей, которые внешне тоже малоактивны, но живут своей внутренней жизнью, эти дети не имеют настоящих увлечений, так как не в состоянии ни на чем сосредоточиться. Закрепленная как за одной, так и за другой категорией детей репутация хулиганов и лодырей, еще больше усугубляет недостат­ки психического становления, и образуется порочный круг.

Что же лежит в основе такого формирования психики детей, с нейропсихологической точки зрения? Основными зонами, которые определяют патологию мышления, сознания, памяти, эмоций, а следова­тельно и поведения, являются фронтально лобно-глубинные дисфункции. Следовательно, причину того, что у ребенка девиантное поведение, следует искать именно в недостаточности взаимодействия этих зон мозга

Каков же выход из положения? Прежде всего, таких детей нужно лечить — медикаментозно, осуществлять мероприятия, укрепляющие нервную систему. Необходима система закалива­ния организма, в которой ведущая роль принадлежит физиче­ским упражнениям. Мы очень часто недооцениваем их значе­ние, думая, что они воздействуют исключительно на мышцы. На самом деле физические упражнения способствуют насыщению мозга кислородом, помогают справляться со стрессами. Точнее, они сбрасывают вызванные ими вредные «продукты распада», появляющиеся в результате сложных биохимических реакций и скапливающиеся в мышцах. Физические упражнения улучшают обмен веществ, аппетит и сон. Ритмичные интерактивные дви­жения активизируют работу мозга в целом. Наконец, дети с ми­нимальной мозговой дисфункцией нуждаются в специальных психотерапевтических и развивающе-коррекционных занятиях с Психологом или дефектологом. У чрезмерно активных детей необходимо воспитывать навыки самоуправления, вырабатывать выдержку, терпение. У недостаточно активных, напротив, — живость реакции, подвижность, активность. И того и другого возможно достичь, по-настоящему заинтересовав ребенка, подобрав к нему «ключик» и, , не вешая на него ярлыков.

Родители должны стать союзниками своих детей, а не про­тивниками Оскорблениями и наказаниями не только нельзя до­биться положительных результатов, но легко ухудшить состоя­ние ребенка Терпение, мудрость, добро, любовь, а иногда и самопожертвование — вот то, что необходимо трудным детям.

Со стороны специалистов — психологов, дефектологов, вра­чей — им должна быть оказана помощь, рассчитанная на приме­нение методов, корригирующих поведение. Причем к каждому ребенку с девиантным поведением нужен по-настоящему инди­видуальный подход. Ребенку необходимо чувствовать, что его понима­ют и считаются с ним как с личностью. Выработка такой личностно-ориентированной программы помощи ребенку с девиант­ным поведением — трудная задача, рассчитанная на совместное участие в ней специалистов разных профилей, а также родителей и людей, близких ребенку. Важно, чтобы были учтены особен­ности мозговой ориентации ВПФ ребенка, а также специфика отклонений в функционировании мозговых структур, обусловившая девиантность поведения.

Наши рекомендации