Иллюстративный материал: показ слайдов, схемы
3.1. Понятие «эмоция». Сущность и функции эмоций
Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо эмоции и чувства к тому, что он наблюдает, воспринимает, воображает и т. п.
Чувства и эмоции представляют собой взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Взаимосвязь между этими психическими состояниями в том, что и эмоции, и чувства отражают отношения человека к миру, к другим людям, самому себе и к результатам собственной деятельности.
Различия же между эмоциями и чувствами заключаются в следующем:
· эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции являются ситуативными образованиями и связаны с первоначальными впечатлениями. Иначе говоря, первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, являясь непосредственной реакцией (страх, гнев, радость, печаль и др.) на какие-то особенности окружающей среды. Эмоции свойственны не только человеку, но и животным и проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях.
· чувство — это более сложное, чем эмоции, постоянное, устойчивое отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются длительностью и осознанностью, поскольку человек знает причину своих переживаний.
Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в сознании человека окружающая действительность, с другой — потребности личности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к потребностям и интересам, не вызывают чувств и эмоций. Физиологической основой эмоций и чувств являются, прежде всего процессы, происходящие в коре головного мозга. Кора головного мозга регулирует силу и устойчивость чувств. Переживание вызывают процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной. Поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, нарушением функционирования секреторных желез (слезы от горя, пот от волнения). Таким образом, при переживании чувств, эмоций наблюдаются либо повышение, либо понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека. При одних эмоциональных состояниях человек испытывает прилив энергии, чувствует себя бодрым, работоспособным, при других — наблюдается упадок сил, мускульная скованность, вялость.
Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний:
1. удовольствие – неудовольствие;
2. напряжение – разрешение;
3. возбуждение – успокоение.
Различают также стенические (от греч. "стенос" — сила) и астенические ("астенос" — слабость, бессилие) эмоции.
Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть).
Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, уменьшают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека.
Чувства обычно классифицируются по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.
Моральные, или нравственные чувства, — это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному (чувства симпатии и антипатии, уважения и презрения, а также чувства товарищества, долга и совести, патриотизма и др.). Моральные чувства переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нужно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Они отражают и выражают отношения человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят: любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового.
Эстетические чувства переживаются в связи с восприятием предметов, явлений и отношений окружающего мира и отражают отношения субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве.
Эмоции и чувства выполняют следующие функции:
· сигнальная (коммуникативная): выражается в мимике, пантомимике, изменениях голоса, вегетативных изменениях (потоотделение, покраснение, бледность и т. п.). Эти проявления позволяют человеку информировать других людей о своем отношении к окружающему миру;
· регулятивная: выражается в том, что устойчивые, сильные переживания направляют, изменяют поведение человека;
· отражательная (оценочная): выражается в обобщенной оценке явлений и событий;
· побудительная (стимулирующая): эмоциональные переживания определенного вида побуждают человека к действию.
· подкрепляющая: выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запоминаются;
· переключательная: обнаруживается при конкуренции мотивов поведения, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга);
· приспособительная: благодаря возникшему чувству или эмоции, человек имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
Итак, в психической жизни человека эмоции и чувства занимают особое место. Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Чувства непроизвольно активируют или, наоборот, затормаживают процессы мышления, стимулируют деятельность, обогащают содержание человеческой жизни.
3.2.Эмоциональное состояние личности. Стресс и фрустрация
В зависимости от сочетания скорости, силы и устойчивости чувств различают виды эмоциональных состояний, основными из которых являются настроение, страсть, аффекты, стресс, фрустрация.
Настроением называется более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания. Настроения выражают бессознательную, эмоциональную "оценку" личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства.
Страсть тоже является длительным и устойчивым эмоциональным состоянием. Но в отличие от настроения страсть характеризуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Положительные страсти служат стимулом к большей созидательной деятельности человека. Страсть — это длительное, устойчивое и глубокое чувство.
Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде "взрыва". Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы, речи. Таковыми могут быть ужас, отчаяние или растерянность при приятном, но неожиданном известии. Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее эффективности. В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля над своим поведением, он может совершать необдуманные поступки. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Аффект — это уже не радость, а восторг, не горе, а отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателем несдержанности, неспособности человека к саморегуляции.
Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Впервые слово "стресс" употребил канадский ученый-биолог Ганс Селье, живший в 1907 – 1982 гг. Он также ввел понятие о фазах стресса, выделив стадии тревоги (мобилизации защитных сил), резистентности (приспособления к трудным ситуациям) и истощения (последствия длительного воздействия стресса). Стресс вызывается экстремальными для данной личности условиями и переживается с большой внутренней напряженностью. Стресс могут вызвать условия опасности для жизни и здоровья, большие физические и умственные перегрузки, необходимость принимать быстрые и ответственные решения. При сильном стрессе учащаются сердцебиение и дыхание, повышается кровяное давление, возникает общая реакция возбуждения, выражающаяся в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, нескоординированные движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Частые и длительные стрессы оказывают отрицательное влияние на физическое и психическое здоровье человека. Однако при слабом стрессе возникают общая физическая собранность, активизация деятельности, ясность и четкость мыслей, сообразительность.
Фрустрация — это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутренний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация появляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести, т. е. выше порога фрустрации. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно может проявляться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.
3.3.Воля как проявление активности личности
Сила и настойчивость волевых действий также в значительной степени обусловливается чувствами.
Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление на пути к намеченной цели. Иначе говоря, воля проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения. Многие исследователи определяют волю как сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.
Основные функции воли: побудительная и регулирующая. Побудительная функция способствует активности поведения человека. Волевая регуляция обеспечивает сознательное управление мыслями, чувствами, желаниями и поведением человека. В результате волевой регуляции возникает волевой акт. Он включает в себя следующие стадии:
· возникновение побуждения, предварительная постановка целей;
· стадия обсуждения и борьбы мотивов;
· стадия принятия решения;
· стадия исполнения решений.
Первую стадию волевого действия можно представить так: побуждение – стремление – влечение – желание. Наличие у человека воли связано с наличием значимых для него целей и задач, т. е. потребностей и интересов. Однако целей, желаний может быть несколько, вследствие чего возникает борьба мотивов (вторая стадия). В традиционной психологии борьба мотивов рассматривается как ядро волевого акта. Преодоление мотивированного конфликта идет через осознание человеком реальной значимости мотивов, их важности и последствий.
Следующий этап волевого действия включает в себя принятие решения, от которого зависит ход дальнейших событий. Это заключительный момент борьбы мотивов. Процесс принятия решения достаточно сложен, и его скорость во многом зависит от решительности самого человека. Таким образом, волевое решение определяется четкостью целеполагания и продолжительностью волевого акта. Однако принять решение — еще не значит выполнить его.
Завершающей фазой волевого действия является исполнение. Исполнение решений требует от человека преодоления препятствий, что невозможно без волевого усилия. Волевое усилие — это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижению цели. Волевое усилие зависит от следующих факторов:
· мировоззрения человека;
· моральной устойчивости;
· наличия общественно значимых целей;
· установки по отношению к действию;
· уровня самоорганизации личности.
Итак, воля представляет собой механизм, с помощью которого осуществляется регуляция поведения человека. Волевые качества подразделяются на три категории:
· первичные волевые качества (настойчивость, выдержка);
· вторичные, или производные, волевые качества (решительность, смелость, самообладание, уверенность);
· третичные волевые качества (ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность).
Волевые качества — категория динамическая, т. е. способная к изменению, развитию в течение жизни. Волевые качества нередко используются человеком не столько на овладение обстоятельствами и их преодоление, сколько на преодоление самого себя. Особенно это касается людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.
Воля — одно их человеческих качеств, которое потенциально заложено до рождения и которое вместе с тем можно развивать в течение жизни. Человек, желающий владеть собой и обстоятельствами, может путем тренировки усилить свою волю и увеличить спектр своих возможностей.
Работая над развитием воли, можно опираться на следующие рекомендации:
Лучше не принимать решений, чем принимать и не выполнять их. Принятое решение должно быть выполнено.
Цель должна быть полезной, общественно значимой, привлекательной.
Поставленная цель должна быть тщательно обдумана. Нельзя ставить цели, принимать решения в состоянии сильного эмоционального возбуждения (например, гнева), а также в ситуации, когда не могут быть учтены наиболее существенные обстоятельства, связанные с достижением поставленной цели.
Поставленная цель должна соответствовать вашим возможностям. Она будет достигнута при наличии:
· волевого усилия, необходимого для выполнения решения;
· определенных знаний и умений, необходимых для выполнения решения;
· развитого того или иного волевого качества (выдержки, настойчивости, прилежания, смелости, целеустремленности);
· времени и средств, необходимых для выполнения решения.
Поставленная цель должна быть абсолютно конкретной:
· указание точного срока начала выполнения решения;
· точное определение минимального объема ежедневной запланированной работы;
· указание сроков общей продолжительности работы над чем-либо;
· точное указание предполагаемого результата;
· указание средств реализации принятого решения.
Главная цель должна быть разбита на ряд промежуточных.
Необходимым условием эффективности постановки цели является умение сделать ее достижимой, привлекательной и включить в качестве составной части в значимые для нас и реально действующие мотивы.
Таким образом, от осознания значимости цели, правильного выбора ее, видения ближних, средних и дальних перспектив зависит ее побудительная сила.
Для успешного претворения в жизнь наших планов нужна внутренняя активность. Она должна быть целенаправленной и осуществляться со знанием дела, с пониманием сущности происходящих в нас психических процессов. Обучаясь управлять своими чувствами, психическими состояниями, мы получаем двойную пользу: развиваем и укрепляем нужные черты характера (самообладание, выдержку), а также вызываем необходимые психические состояния, которые помогают нам достигать поставленной цели.
Достаточный уровень развития воли — необходимая основа и условие для осуществления программы самовоспитания. Поэтому самовоспитание воли является не только целью развития воли как одного из качеств личности, оно необходимо для ее формирования в целом.
Литература
Основная:
25. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, «Питер», Спб, 2007.
27. Столяренко Л.Д. Психология. Уч.д/вузов, 2007.
28. Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004.
29. Немов Р.С. Психология. М.: ВЛАДОС, 2000-2001.
30. Рогов И.Е. Общая психология (Курс лекций). М.: ВЛАДОС, 2001.
Дополнительная:
29. Соколов Е.Е. Введение в психологию. Москва, Academa, 2005
30. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. Уч. Пос., 2004.
31. Сидоров П.И. Клиническая психология. М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002.
32. Куницина В.Н., Козаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Уч. пособие для вузов, «Питер», Спб, 2001
33. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 2001.
34. Вачков И.В. основы технологии группового тренинга, М.: Изд-во «Ось-89», 1999.
35. Петровский А.В. Общая психология. М., Просвещение, 1996.
6. Контрольные вопросы:
1. Как формируется воля?
2. Каковы функции эмоции и чувств?
3. Чем отличается стресс от фрустрации?