Формализованные методики
Тесты. С английского – «испытание», «проверка», «проба».
Тесты – это стандартизированные и обычно короткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Главное отличие от других методик – на задания нужно дать правильный ответ.
Признаки теста:
1. Четкая инструкция, жестко определяющая поведение испытуемого.
2. Оценивание проводится по критерию правильности.
3. Стимульный материал должен однозначно восприниматься испытуемыми.
Тесты подразделяются по цели, форме и содержанию. По цели: для отбора; для классификации; для распределения. По форме:индивидуальные, групповые, аппаратурные, компьютерные, бланковые, вербальные, невербальные. По содержанию: интеллекта, креативности, общих способностей, специальных способностей, Личности, достижений, критериальноориентированные. Индивидуальные тесты. Взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Оно имеет свое преимущество: возможность наблюдать за испытуемым, слышать и фиксировать ответы, позволяет оценивать отношение к обследованию.
Групповые тестыпозволяют проводить испытания с очень большой группой людей. При групповом тестировании особенно строго надо соблюдать единообразие условий проведения эксперимента.
Устные и письменные тесты различаются по форме ответа. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), в других случаях он должен выбрать из нескольких вариантов (закрытые ответы). Письменные тесты носят также открытый и закрытый характер.
Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты различаются по материалу, который используется при тестировании.
Вербальные и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала.
Опросники
Это группа психодиагностических методик, в которых задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия и несогласия.
От испытуемого требуется ответить на вопрос, или согласиться или не согласиться с утверждением. Разновидность самонаблюдения.
Особенности:
1. Метод косвенной самооценки.
2. Результаты оцениваются не по принципу правильности или неправильности.
Проблема: интерпретация результатов.
Личностные опросники могут рассматриваться как стандартизированные самоотчеты, которые по форме могут быть групповыми и индивидуальными. По характеру ответов закрытыми и открытыми. Могут быть подразделены на опросники: черт Личности, типологические, мотивов, интересов, ценностей, установок.
Опросники-анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям. Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Могут быть с открытыми, закрытыми и полузакрытыми вопросами. Используются для получения информации об истории жизни человека (биографические анкеты).
Проективные техники
Эта группа методик предназначена для диагностики Личности. Для них характерен глобальный подход к оценке Личности, а не выявление отдельных черт.
Был определен Юнгом. Если косвенным образом воздействовать на значимые области переживаний человека, то можно вызвать изменения в экспериментальной Деятельности.
Испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать неопределенные стимулы. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность давать испытуемому благоприятные ответы.
Все действия человека имеют отпечаток его психологического состояния:
1. Приписывание другим людям социально неприемлемых желаний.
2. Символический перенос во вне содержания внутреннего мира.
Особенности методик:
1. Неопределенность стимульных условий.
2. Неопределенная ситуация обследования. Действия не определены стандартами, не заданы четко.
3. Ответы на задания приобретают смысл в связи с личностным значением, которое им придается испытуемым. Поэтому ответы на задания не оцениваются по критерию правильности и неправильности. Любой ответ принимается и интерпретируется.
Группы проективных методик:
o методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);
o методики конструирования: создание из деталей единого целого;
o методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации (ТАТ);
o методики катарсиса: осуществление игровой Деятельности в специально организованных условиях (психодрама);
o экспрессивные: рисование на свободную или заданную тему;
o импрессивные: требуют предпочтение одних стимулов другим (тест Люшера);
o адаптивные или методики дополнения: требуется завершить что-то (предложение, рассказ и т.д.).