Второй год жизни ребенка
Присмотримся повнимательнее к годовалому малышу. Очень часто он из спокойного, ласкового и уступчивого существа порой неожиданно для родителей превращается в своевольного, капризного и неуправляемого деспота. Он невероятно активен — бегает по квартире, залезает во все углы, хватает, бросает и тянет все, что попадется на глаза. Помимо постоянного беспорядка, в дом входит беспокойство за безопасность и даже за жизнь малыша. К тому же ребенок упрям: начинает кричать и плакать, если у него что-то отбирают, настойчиво рвется в закрытую комнату, а иногда и устраивает настоящие истерики из-за невыполненного желания.
Что же происходит с ребенком на пороге раннего возраста? Встав на ноги и научившись ходить, ребенок, может быть, впервые начинает ощущать себя самостоятельным существом, отделившимся от взрослых. Вдохнув этого воздуха свободы, ребенок уже не хочет возвращаться назад и настойчиво борется за свои права. Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении. Ребенок протестует против управления собой или каких-либо ограничений.
Это и есть кризис первого года жизни — главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту. (Кризисом в психологии называется поворотный пункт в развитии, который сопровождается конфликтностью, эмоциональной неустойчивостью, противоречивостью).
Конечно, не в каждой семье кризис ребенка протекает так бурно.
Если родители понимают, что происходит с их малышом и умело направляют его активность в нужное русло, этот период проходит вполне благополучно. Но все же начало каждого возрастного этапа считается кризисным и требует особого внимания, потому что в это время закладываются новые черты личности ребенка, которые будут определять его дальнейшее развитие.
Поведение ребенка второго года жизни связано с двумя отличительными особенностями его психики. Первая из них — ситуативность.
Для малыша 1—2 лет интересно только то, что находится в его поле зрения. Каждый предмет, попадающийся ребенку на глаза, как магнитом притягивает его к себе. Но достаточно показать ему новую интересную игрушку — и он отвлечется от того, к чему только что настойчиво стремился. Новый объект овладеет всем его существом. Ребенок в этом возрасте еще не способен заниматься чисто умственной деятельностью, например, что-то воображать или обдумывать — только действуя с предметами, он способен познать мир. Не давая малышу действовать с предметами, мы лишаем его возможности мыслить, а значит, полноценно жить.
Вторая характерная черта психики ребенка раннего возраста — особая эмоциональность восприятия окружающего мира. Эмоциональность свойственна и взрослым, но они умеют управлять своими чувствами.
У ребенка все не так — как радостно он включается в интересную игру, какой взрыв чувств вызывает у него расставание с любимой игрушкой! Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру — вот, пожалуй, главная особенность ребенка 1—3 лет.
Все это объясняет причину первого кризиса раннего возраста. Ребенок стремится познать окружающий мир доступными ему средствами, встречает сопротивление взрослых, которые беспокоятся о здоровье малыша и порядке в доме, а в результате — конфликты, капризы и слезы.
Как же вести себя с ребенком в период кризиса первого года и в дальнейшем? Безусловно, вам потребуется запастись терпением, особенно в течение второго года жизни ребенка.
Прежде всего нужно позаботиться о максимальной безопасности малыша. Не нужно ставить его в такое положение, чтобы любое его желание встречало запрет. Ведь бесконечные ограничения в конце концов могут воспитать у него и страх, и пассивность перед окружающим миром. И если вы цените потребность ребенка в развитии, постарайтесь, когда это возможно, заменить запреты более гибким поведением. Вместо запретов предложите сыну или дочке привлекательную замену тому, что они хотят получить. Если ребенку во что бы то ни стало понадобилась ваша записная книжка, дайте ему ненужную старую. Тот факт, что книжка принадлежит маме, придает ей дополнительную прелесть в глазах ребенка. Его интерес к новому предмету будет удовлетворен, а вы избежите конфликта. При этом ребенок должен знать, что некоторые вещи для него запрещены, и об этом нужно сообщить серьезно и твердо. Нужно, чтобы малыш не боялся, а верил вам. Что же касается капризов, то здесь родители должны иметь определенные правила и придерживаться их. Ребенок, исследуя предметный мир, устанавливает для себя и границы дозволенного в общении с людьми, пределы своего влияния на взрослого. Не полная, а необходимая малышу свобода, некоторые разумные ограничения, прочные связи со взрослыми и безопасность наиболее важны для ребенка. Понимая это и не позволяя ребенку стать семейным тираном, родители должны мудро, где-то уступая, а где-то настаивая на своем, помогать ему осваивать законы человеческого общежития.
Основное приобретение ребенка 1—3 лет — развитие его предметной деятельности, овладение предметами с помощью общественно выработанных способов их употребления. Уже в 6—7 месяцев у ребенка формируются манипулятивные действия с предметами, которые сначала осуществляются независимо от их свойств и назначения: малыш одинаково обращается с любым предметом, попавшим в руки, — сосет его, размахивает им, стучит. Чуть позже такие действия усложняются: ребенок начинает замечать и использовать некоторые свойства предметов, с которыми манипулирует, например, вкладывает маленький предмет в большой, К концу первого года жизни малыш уже умеет обращаться с простыми игрушками, которые содержат в себе правила употребления, заложенные взрослыми: собирает пирамидку и матрешку, катает мяч, складывает кубики. И, наконец, на втором году жизни осуществляется переход к предметным действиям нового качества, которые называются орудийными. Сложность выполнения такого действия заключается в том, что ребенок должен научиться действовать не в «логике руки», а в логике самого орудия, приспосабливая движения руки к его свойствам. Для малыша это очень трудная задача. Вспомните как долго и непросто ребёнку научиться правильно пользоваться ложкой, расческой, карандашом. Однако освоение орудийных действий позволит ему в будущем овладеть человеческой культурой, расширить возможности познания мира.
Взрослому важно знать и помнить — не только предметы сами по себе интересуют ребенка, овладение предметами происходит в общении со взрослым. На смену эмоциональному общению приходит общение практическое, деловое, которое и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет. В таком общении с ребенком взрослый выступает как доброжелательный партнер, соучастник в игре, образец для подражания, человек, оценивающий знания и умения ребенка. Меняются и средства, с помощью которых общаются старший и младший участники игры: это обмен игрушками, совместные игры, обучение использованию предметов по назначению. Контакт ребенка и взрослого усложняется, осуществляясь через предмет и действие с ним.
Важность для ребенка взаимодействия со взрослым наглядно демонстрируют психологические эксперименты детского психолога М.И. Лисиной. В первой ситуации ребенку давались игрушки, а взрослый занимал позицию равнодушного наблюдателя, никак не реагируя на действия малыша. Во второй ситуации взрослый сам играл с теми же игрушками перед ребенком, но его действия не адресовались малышу, взрослый играл как бы сам с собой. И, наконец, в третьей ситуации взрослый разыгрывал перед ребенком целое представление с игрушками, называя ребенка по имени, улыбаясь и вовлекая его в игру.
Затем детям предлагается предмет, с которым играл взрослый.
Во всех трех сериях опытов дети так или иначе действовали с предметами. Однако, в первом случае эти действия ограничивались простыми манипуляциями, и малыш быстро терял интерес к игрушкам, хныкал, смотрел по сторонам. Во втором случае он был более активен, но его предметная деятельность носила характер скорее беспорядочного возбуждения: малыш шумел, повторял одно и то же действие, и в целом его энергия оставалась малопродуктивной. В третьем случае ребенок с удовольствием наблюдал за действиями взрослого, подражал им, присоединялся к игре. В дальнейшем, когда взрослый оставлял ребенка одного, тот довольно долго продолжал начатую игру.
Еще один пример. Маленьким детям на занятиях показывали две не слишком привлекательные для них игрушки — белую машинку и серого слоника. Машинку взрослый постоянно включал в игру: катал ее по столу, имитировал звуки мотора и гудка, выражал восхищение ею. А серый слоник в течение нескольких занятий одиноко стоял на столике. Через две недели тем же детям показывали и машинку, и слоника вместе с другими игрушками, но более привлекательными и яркими. Оказалось, что самой любимой и желанной для всех стала белая машинка, которую демонстрировал взрослый. Вещь, побывавшая в руках взрослого, стала особенно привлекательной для детей.
Становится понятным, почему многие дети, имеющие дома прекрасные игрушки, не хотят, не умеют играть с ними. И пылятся в углу яркие куклы, веселые звери, разноцветные кубики и пирамидки, а ребенок просит новые игрушки, которые через несколько дней станут такими же ненужными и заброшенными, как и старые. Поэтому, прежде чем дать ребенку новую игрушку, поиграйте с ним вместе, придумайте интересный сюжет, покажите, что с ней можно сделать. А дальше ребенок сам разовьет предложенную вами игру.
Посадив ребенка за стол, дайте ему книжку с картинками. Игра рядом со взрослыми необходима малышу — она дает ему чувство безопасности, ощущение близости с родным человеком. Внимание взрослого придает ребенку уверенность в себе, поддерживает его тонус, дает ощущение важности его дел. Хочется еще раз подчеркнуть: потребность ребенка в поддержке и оценке взрослым его действий — один из основных стимулов поведения ребенка в раннем возрасте. Теперь присмотритесь к своему ребенку. Итак, дети, имеющие полноценное общение со взрослыми:
— инициативны по отношению к старшему — стремятся привлечь его внимание к своим действиям;
— доверчиво, открыто и эмоционально относятся к взрослому;
— настойчиво требуют от взрослого соучастия в своих делах;
— чувствительны к отношению взрослого, перестраивают свое поведение в зависимости от поведения взрослого, тонко различают похвалу и порицание;
— предпочитая предметное сотрудничество со взрослым, проявляют к нему свою любовь и охотно отзываются на ласку, активно пользуются речью, привлекая внимание к себе и стремясь получить оценку взрослого.
Что же особенно интересует ребенка в окружающем мире?
Ранний возраст — период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, простых причинно-следственных связей, характера их движений и соотношений. Во время знакомства с предметами и способами пользования ими совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки.
Давно замечено, что маленьких детей привлекают самые маленькие предметы. Ребенок может подолгу разглядывать крохотного жучка, ниточку. Одно из любимых занятий, которое часто доводит взрослых до изнеможения, — выбрасывание предметов из кроватки и наблюдение за результатом своего действия. Ребенок при этом меняет положение предметов, изучает их под разным углом зрения. Малыш может довольно долго выкладывать предметы из коробки на стол и возвращать их на место, открывать и закрывать крышки банок, ящики и дверцы шкафов.
Вплоть до трех лет дети продолжают пробовать предметы на вкус. Но их интересуют и крупные вещи: малыши с удовольствием включают и выключают телевизор, вертят шлангом пылесоса, разглядывают машины на улицах, витрины магазинов. Детям этого возраста очень нравятся игры с водой и песком. Расходящиеся по воде круги, приятные тактильные ощущения, меняющееся отражение, пластичность влажного песка — все эти действия буквально завораживают ребенка. Огромное удовольствие доставляют детям игры с мячом: его можно катать, подбрасывать, перекидывать друг другу. Малышам нравятся также игрушки, имеющие подвижные детали: куклы, у которых части тела можно сгибать и разгибать, машинки со свободно вращающимися колесами, отрывающимися дверцами.
Ваша цель — научить малыша правильно обращаться с предметами и по возможности не стеснять его свободы, стимулировать желание исследовать окружающий мир. Помочь в этом ему могут игры, которые легко организовать для ребенка, например, на кухне, где вы заняты приготовлением еды. Убрав все потенциально опасные вещи, предложите ребенку, к примеру, такую игру: заполнив ящик стола различными игрушками, предметами утвари, попросите его открыть ящик. Используя одно из любимых занятий ребенка — открывать и закрывать что-либо, вы надолго займете его внимание. Другая игра основывается на любви детей раннего возраста соотносить форму и размер предметов. Освободите несколько жестяных банок из-под крупы: больших, средних и маленьких. Ваш малыш очень долго и сосредоточенно будет вкладывать банки одна в другую и выкладывать их, осваивая понятие о размере. Банка с крышкой, наполненная разными предметами, дает малышу возможность прятать и находить их, открывая и закрывая крышку, греметь ими. Только не забывайте, что предметы не должны быть очень мелкими. Еще одно интересное занятие: сделайте на крышке большой жестяной или пластмассовой банки отверстие или прорезь и подберите предметы, которые можно в них опустить. Это прекрасное упражнение для мелкой моторики. Вместо банок можно использовать картонные коробки с крышками.