Тема 3. Эволюция конфликтов

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)

Экономический факультет

Кафедра «Экономика труда и управления персоналом»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. председателя

Научно-методического совета,

проректор, д.с.н., профессор

_________________________Ананьева Т.Н.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Дисциплина СД.Ф.04 «Конфликтология»

для специальности 080505.65 «Управление персоналом»

Разработчик(и):

к.э.н., доцент. Богачева Т.В.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры«Экономика труда и управления персоналом»

протокол № 10 от 23 мая 2013 г.

Зав. кафедрой

д.э.н., проф. Морозова Л.С.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании научно-методической секции Экономического факультета

протокол № 8 от 29 июня 2013 г.

Председатель научно-методической секции

Экономического факультета Каурова О.В.

д.э.н., доц.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании Научно-методического совета

протокол №1 от «30» августа 2013 г.

И.о начальника методического отдел:к.т.н. Князева Т.Н.

Москва, 2013 г.

Содержание

1. Общие положения………………………………………………………..3

2. Формы самостоятельной работы………………………………………..3

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины..28

Общие положения

Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов является обучение навыкам работы с научно-теоретической, периодической, научно-технической литературой и технической документацией, необходимыми для углубленного изучения дисциплины «Конфликтология», а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному изучению и изложению полученной информации.

Основными задачами самостоятельной работы студентов являются:

- овладение фундаментальными знаниями;

- наработка профессиональных навыков;

- приобретение опыта творческой и исследовательской деятельности;

- развитие творческой инициативы, самостоятельности и ответственности студентов.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Конфликтология» обеспечивает:

- закрепление знаний, полученных студентами в процессе лекционных и практических занятий;

- формирование навыков работы с периодической, научно-технической литературой и технической документацией;

Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента.

2.Формы самостоятельной работы :

-тестирование;

- вопросы для самостоятельного изучения.

На самостоятельное изучение выносятся следующие темы:

Блок 1. Конфликт как объект управления

Тема 1. Истоки конфликтности

Цель самостоятельной работы: способствовать приобретению теоретических знаний в возникновения конфликтности в социуме

Содержание

1. Конфликтность человеческой природы

2. Психологические механизмы самопроизвольного нарастания напряженности

3. Личностные источники конфликта

Вопросы для самоконтроля:

1. Что вы понимаете под ловушкой восприятия?

2. К чему приводит обезличивание оппонента и когда оно возникает?

3. Какова роль конфликта в формирование личности?

4. Какие установки препятствуют компромиссу?

5. В чем заключается эффект «смоляного чучела»

Тесты для контроля

Стадия обозначения главных участников конфликта

а) стадия открытого конфликта;

б) стадия разрешения конфликта;

в) латентная стадия;

г) стадия завершения конфликта.

Конфликтология как наука сформировалась

а) в начале 20 века;

б) в конце 19 века;

в) в середине 20 века;

г) в конце 20 века.

3. Стадия конфликта, где происходит снятие напряжения, взаимопонимание…

а) латентная;

б) стадия разрешения конфликта;

в) стадия открытого конфликта;

г) при эскалации.

4. Объект конфликта – это……

а) ценность;

б) сама социальная жизнь;

в) потребность;

г) интерес.

5. Наука о конфликтах (конфликтология) как относительно самостоятельная теория возникла:

а) в конце XIX века;

б) в конце XX века;

в) в 30-е годы XX века;

г) в конце 50-х годов XX века.

6. Становление конфликтологической практики происходит:

а) в конце XIX века;

б) в 70-е годы XX века;

в) в начале 50-х годов XX века;

г) 80-е годы XX века.

7. Первый международный центр разрешения конфликтов был создан:

а) в 1972г. в США;

б) в 1986г. в Австралии;

в) в 1989г. в Германии;

г) в 1992г. в России.

8. В России центр по разрешению конфликтов был создан:

а) в Москве в 1992г.;

б) в Санкт-Петербурге в 1993г.;

в) в Сочи в 1995г.;

г) во Владивостоке в 1993г.

Тема 2. Социальная значимость конфликтов

Цель самостоятельной работы: способствовать приобретению теоретических знаний в возникновения конфликтности в социуме

Содержание

1. Значимость конфликта

2. Роль конфликта в трудовых отношениях и в семье

3. Влияние конфликтов на трудовой процесс и личность сотрудников

4. Причины возникновения конфликтов в организации

Вопросы для самоконтроля:

1. Каким образом можно проводить оценку социальной значимости конфликта и что для этого необходимо?

2. Каким образом влияет конфликт на трудовой процесс и личность сотрудников?

3. Каковы основные причины возникновения конфликтов в организациях

Тема 3. Эволюция конфликтов

Цель самостоятельной работы: способствовать приобретению теоретических знаний в эволюции конфликтов

Содержание

1. Геохронологическая шкала (по В.А. Бердникову)

2. Уровни эволюции психики

3. Основные виды эволюции конфликта

4. Эволюционная структура психики человека

Вопросы для самоконтроля:

1. Что вы понимаете под эволюцией конфликта.

2. Сколько уровней эволюции психики вы знаете, охарактеризуйте их.

3. Что вы понимаете под социогенезисом, какие функции он выполняет?

4. Сколько видов эволюции конфликта вы знаете, дайте им характеристику.

5. Что вы понимаете под эволюцией конфликтов в онтогенезе.

Наши рекомендации