Всех и всего, что живет
Ашвагоша. "Жизнь Будды"
Если бы я смог написать биографию Будды «как это было» и живо рассказать о личности Шакьямуни, гений мой был бы беспределен.
Недостаточно быть буддистом или буддологом, чтобы написать достоверную биографию отца-основателя этого кардинально нового арийского мировоззрения.
Недостаточно быть историком или писателем, даже поэтом или высококлассным психологом, чтобы создать соответствующее правде жизни описание этой масштабной личности.
Я осмеливаюсь описать личность Будды в силу двух простых причин.
Во-первых, ничью биографию я не знаю настолько подробно: ни биографию своего отца, ни биографию своей матери, ни других родственников – братьев и сестер. Ни биографию Владимира Ленина, хотя она была предметом исследования моего пионерского детства, комсомольской юности и коммунистической взрослости. Ни биографию обожаемого с юности Фридриха Ницше. И даже биографию своего научного руководителя профессора Новикова Виктора Васильевича я не знаю насколько хорошо, хотя и описал ее достаточно подробно.
Во-вторых, личность Будды для меня является идеальной. На мой взгляд, это пример наиболее полной человеческой реализации, пикового проявления человеческих возможностей и способностей. Дело не в моей идеализации или идеализации тысяч людей, которые изучали личности Будды. Личность была такова.
В данной книге мы постараемся описать личность Будды предельно взвешенно и достоверно.
Большинство современных ученых, занимающихся историей Буддизма, этой философско-психологической доктрины и религии, основываясь на сохранившихся до наших дней письменных источниках, считают основателя буддизма реальной исторической личностью.
В текстах канонического буддизма, фольклоре (гимнах и преданиях), художественных произведениях и научных исследованиях основателя буддизма называют по-разному. Он по рождению принц, названный Сидхартхой (Сидартой) из рода Гаутама, клана шакьев (Шакьямуни – «человек из клана шакьев»). Одновременно он Будда, Татхагата, Джина, Бхагаван и др.
Все они отражают черты и свойства личности основателя буддизма. Некоторые определяют его как реального, мирского человека. Другие опираются на привнесенные описания и качества совершенного богоподобного существа в религиозно-мифологических текстах. Они необходимо заменили реальную личность сначала совершенномудрым Гуру и, в конце концов, имеющим только трансцендентное измерение Богом.
В настоящее время, известны пять текстов, описывающих биографию Будды: «Махавасту», написанная во II в. н. э.; «Лалитавистара», появившаяся во II - III вв. н. э.; «Буддхачарита», изложенная одним из буддийских философов, поэтом Ашвагхощей (I—II вв. н. э.); «Ниданакатха» (примерно I в. н. э.); «Абхинишкраманасутра», вышедшая из-под пера буддийского схоласта Дхармагупты.
Несмотря на реальность исторической личности, существуют разногласия в определении времени жизни Гаутамы. Даты имеют временной размах почти в 600 лет - от IX до III в. до н. э.
Согласно официальному буддийскому летосчислению, Гаутама родился в 623 г. и умер в 544 г. до н. э.
Большинство исследователей-историков считают датой его рождения 564 г., а смерти — 483 г. до н. э., иногда округляя их до 560 и 480.
Автор недавно был на месте рождения принца Сидхартхи и в одном из храмов в Непале своими глазами видел даты 483 и 564.
Изучая биографию Будды, мы должны представлять, что она (биография) существует на трех языках, организованных в три канонических учения буддизма:
- язык мифа и сказки, поучительных историй и притч, где Будда выступает в качестве высшей добродетели, проявляет свое божественное происхождение и обладает сверхвозможностями, как Бог на Земле. Это язык образов и символов, которыми насыщены тексты Малой Колесницы – Хинаяны и некоторые сутры Махаяны.
Основная масса людей всегда испытывала потребность в этом языке.
Сегодня, как и два с половиной тысяч лет назад, огромное количество людей стран Востока и Запада, где популярен буддизм, в большей степени мыслит на языке образов и эмоций; им присущ мифологический способ мышления и выраженная потребность скорее молиться Богам, чем последовать по стопам человека, уже открывшего истину. В сутрах Большой колесницы существует та же тенденция.
- язык историй из жизни Будды и диалогов с учениками, которые проявляют личность Будды как гуру, Учителя и образца для подражания для миллионов монахов. Это предписания и истории, имеющие нравственное содержание, и заповеди для тех, кто встал на путь пробуждения - садхану.
- язык философии и психологии буддизма, где Будда является ученым человеком, ищущим истину. Здесь наиболее полно раскрывается личность Будды, т.к. она состоит из откровений человека своим близким друзьям. Это язык тантраяны, мантраяны, ваджраяны. Это язык алмазной колесницы.
На этих трех языках Будда имеет три персонификации для человека, изучающего буддизм:
- Бог
- Великий Учитель,
- человек, ищущий истину.
Давайте раскроем все эти три биографии, тем более, все они являются живыми и убедительными для разных людей одновременно.
История Бога-Будды.
Принц Сидарта родился в культурной среде, где доминировали идеи шиваизма, джайнизма и брахманизма. Основным содержанием духовной культуры был брахманизм. Посредником между обычными людьми и Богами в нем выступала привилегированная каста браминов, не только контролировавшая отправление религиозных обрядов, но и владевшая накопленными знаниями во многих направлениях культуры (философии, мифологии, астрологии и др.). Носителями этой традиции, священными текстами которой считались Веды, были в основном арии (арьи, арийцы), светлокожая раса, вторгшаяся в Индию за тысячу лет до нашей эры.
Через несколько столетий после смерти реального Будды его биография превратилась в глобальную мифологему, состоящую из легенд, преданий, сказок, притч, мистических и религиозных мифов, которые всегда из вполне приличного человека делают сначала полубога с присущими ему сверхъестественными способностями, а затем и трансцендентного Бога.
Эта трансформация – плод интеграции индусской традиции и жизнеописания Будды. Точнее – плод проекции индусской традиции на личность Будды.
С точки зрения этой интеграции, мифологическая биография Будды выглядит как манифестация сил онтологического и трансцендентного порядка.
В течение многих кальп (1 кальпа — период времени, равный 24 000 «божественных» лет или 8 640 000 000 лет человеческих) Будда перерождался на земле в виде разных живых существ — 83 раза святым, 58 раз царем, 24 раза монахом, 18 раз обезьяной, 13 раз купцом, 12 раз курицей, 8 раз гусем, 6 раз слоном, а также рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, свиньей, зайцем и т. д. Всего таких перерождений было 550.
В соответствии с мифологическим представлениями, Будда Шакьямуни - это возрождение многих предыдущих будд. Эволюционировав в течение многих миллионов лет борьбы с силами зла, он воплотил в себе черты бесчисленных индивидуальностей.
Согласно этому учению, будды появлялись с незапамятных времен. Одни версии утверждают, что до Будды Шакьямуни на Земле жили шесть Будд. Поэтому в некоторых священных местах буддизма, например в Санчи и Бхархуте (Центральная Индия), были воздвигнуты семь ступ в честь семи Будд и посажены семь «священных» деревьев ¾ баньянов. В других версиях сообщается о существовании 24 поколений Будд. Они гласят, что Будда – один из Будд, являвшихся в разное время на землю. После смерти каждого Будды его религия процветала в продолжение некоторого времени, а затем забывалась до прихода нового Будды, который снова начинал проповедовать ту же истину. Рассказ о двадцати четырех Буддах, предшествовавших Гаутаме, находится в Ятаке. В третьих источниках сообщается о тысяче поколений Будд. Существует мифологическая версия, согласно которой Будда Шакьямуни является земным воплощением Верховного Божества индуистического пантеона – Кришны. По позднейшему учению брахманов, Будда – это одно из воплощений Вишну (девятое).
Таким образом, Будда является не столько человеком во плоти, сколько проявлением внемирового начала.
Его проявление в различных формах (для человека и всех других существ невозможных) опирается на изначальной «буддовости» его сущности.
Его воплощение в формы живого во многих различных сферах и временах возможно потому, что "он" (Оно, То, Тот) имеет в своем распоряжении три чудесных тела:
1. Нирманакаю – тело, в котором он появляется в обычном мире (хотя это и не "реальное" тело, а магическое творение для целей сострадания).
2. Самбхогакаю – в этом теле он является в небесных мирах, чтобы давать наставления бодхисаттвам и архатам (бодхисаттва - букв. "существо, стремящееся к просветлению"). В буддийской традиции бодхисаттва – человек или какое-либо другое существо, принявшее решение стать Буддой. Побуждением к такому решению считают стремление выйти из бесконечности перерождений и спасти все живые существа от страданий.
3. Дхармакаю, своего рода космическое тело, которое сродни Абсолютной Дхарме – это квинтэссенция качества Буддовости, высшая совершенность шуньяты. Исторического Будду теперь часто называют также Татхагатой - тем, кто осуществил-постиг "таковость" или "этовость" (татхату).
Учение большой колесницы породило пышный пантеон небесных и космических будд и бодхисатв, таких как Амитабха, Будда безграничного Света, обитающий в своем Западном Раю Сукхавати, Манджушри, Бодхисаттва Мудрости, чей алмазный меч отсекает ложные мнения и заблуждения.
Поскольку мир погрузился во мрак неведения, этот необусловленный кармой Бог решил, что пора ему родиться в облике человека, достичь при жизни просветления, стать Буддой, начать проповедовать свое учение, указать человечеству путь к спасению.
И основным мотивом воплощения было Великое Сострадание (Махакаруна), которым наполнилось это божественное существо, увидев, в каком мраке неведения (авидья) и страдании (дукха) живут люди на земле.
Этот Будда из высших лок сам выбрал, где и от кого ему родиться. Он воплотился в человеческое тело в Северной Индии, в долине удивительной красоты Лумбини, в манговой роще у озера, где пышно цвели лотосы.
Он принял человеческое тело в арийском племени шакьев, от царя Шуддходаны (Судходаны) и царицы Майя (Махамайи, Майядеви). Царице приснился вещий сон, будто белый слон входит в ее лоно. По более одухотворенной версии – белый слон вошел через правое плечо и поместился в середине грудной клетки, в том месте, где расположено духовное сердце человека (анахата-чакра).
В соответствии с одним пророческим мифом, толкователи снов предсказали рождение великого сына с 32 необыкновенными телесными признаками (в их число входят золотистая кожа, ровные зубы, округленные руки и ноги, широкие пятки, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. д.),80 малыми отметинами, в том числе родинками, наделенными магическими свойствами.Согласно пророчеству, обладатель этих признаков и отметин мог стать либо Великим Правителем, либо Великим Учителем.
В соответствии с другим мифом, к месту в манговой роще, где родился младенец, подошел святой старец, и, осмотрев его и увидев все телесные признаки Великого Учителя, упал перед ним ниц и предсказал ему, что он сделается Буддой и поведет род человеческий к спасению.
В соответствии с третьим мифом, перед тем, как Майа родила ребенка, с Гималаев к царю клана шакьев Шуддходане спустился святой старец. Он предсказал Шуддходане, что у него родится сын, который станет либо «Императором Веселенной», великим правителем всех времен, либо Буддой, Великим учителем, если увидит болезнь, старость и смерть.
Родившись, он тот час же прошел три шага и громовым голосом подал весть о своем величии. В соответствии с некоторыми мифами, сделав три шага, он прочитал свою первую проповедь.
В знак этого события в Лумбини, в храме Майядеви, мы можем увидеть отпечаток ступни младенца – будущего просветленного. Он хранится как тиснение в камне, похожем на огромную ступню. Охранник храма, увидев мое нескрываемое любопытство, сказал, что это не просто камень. Это отпечаток ноги его шестиметрового энергетического тела, который начал светиться сразу, как только он ступил на землю. Тут я вспомнил, что благодаря непрерывной цепи перерождений тело Будды из клана шакьев приобрело необычные свойства, скрытые под внешней оболочкой человеческого существа.
Согласно поверьям, это «духовное тело» могли видеть только истинно верующие: «великолепное тело» (тело энергии или пранамайякоша в индуизме веданты) Будды было около шести метров высотой, золотистого цвета, от него исходили лучи, освещая огромные пространства. Такое представление о «духовном теле» Будды является отражением древнеиндийских представлений о том, что тела великих людей излучают свет, а при медитации созерцающих интенсивность свечения увеличивается.
Как бы там ни было, он родился.
Назвали его Сидхартхой, что в переводе с пали (языка, на котором разговаривал клан шакьев и на котором затем разговаривал Будда), переводится как «достигший цели».
Пятимесячным ребенком, он, лежа под деревом, так глубоко задумался, что впал в забытье.
Пять мудрецов, проходивших мимо, были так поражены увиденным, что поклонились ему и спели ему гимн, которым предвещали, что младенец этот будет проповедником учения, которое, как волна, зальет всякое пламя и горе жизни, и, как огонь, очистит весь мир.
Существует не менее красивый миф о том, как он обучился медитации. Взрослые оставили его под деревом во время Фестиваля Пахоты, который шакья праздновали каждую весну, он прикрыл глаза и совершенно естественно вошел в обращенное вовнутрь состояние медитации.
Есть еще очень красивый миф о детстве Сидхартхи. Будучи пятилетним ребенком, он сидел под деревом и смотрел, как крестьянин пашет землю. На пашню прилетали птицы и склевывали земляных червей. Наблюдая эту обыденную для тех мест картину (он родился и вырос в районе Северной Индии, где жили за счет возделывания риса), Сидарта открыл важный закон существования на земле – закон взаимосвязи между действиями (карма) и их результатами (випака). Он пришел к идее детерминированности. Все в мире взаимосвязано. Ни одно действие, как праведное, так и злобное, не проходит бесследно и оплачивается результатом.
Сын Шуддходаны подрастал, и царь все чаще вспоминал о предостережении святого старца. Вне сомнения, ему было важно передать престол принцу: власть в его руках должна была расцвести новыми гранями совершенства и мудрости. Чтобы Сидарта не встречался с болезнью, старостью и смертью, Шуддходана построил для него дворец (или несколько дворцов), где он жил и воспитывался в идеальных условиях среди мудрецов, воинов, красоты, учености, музыки и танцев.
Девятнадцатилетним юношей он женился на своей двоюродной сестре Язодгаре и предался всей роскоши и неге восточной жизни. По южно-буддийскому преданию, его родственники открыто обратились с жалобой к его отцу, говоря, что сын его живет только в свое удовольствие, ровно ничему не учится, и они боятся, что он не сумеет управлять государством. Принц Сидарта, узнав об этом, просил назначить день для испытания и поразил всех своими познаниями. Это единственное предание об его юности.
В соответствии с мифологией, к 29 годам он был не только совершенным витязем, но и брахманом, знающим Веды, сложные жреческие ритуалы, современную философию и астрологию.
Язодгара была беременна, и Шудходана уже подумывал о том, чтобы передать царствование наследному принцу и удалиться на покой воспитывать внука.
Но именно в 29 лет принцу пришлось задуматься о своем предназначении.
Хотя Шуддходана готовил сына к реализации в качестве царя царей, но не в его власти было изменить то, что выбрал Будда из высшей локи. Предначертание должно было быть исполнено.
Согласно мифу, Боги послали Чанну в качестве возничего. Он был не кем иным, как воплощением Арджуны, мифического героя.
И вот 4 встречи, выступившие как 4 знамения, меняют жизнь принца Сидхартхи.
Встречи с болезнью, старостью и смертью открывают ему неустойчивость мира сансары, т. е. мира, в котором живет человек. Встреча с монахом подсказывает ему путь, каким он должен пойти.
Когда принц решил стать отшельником и вышел из своего дворца, Мара, великий искуситель, появился в небесах и остановил Гаутаму, обещая ему владычество над всеми четырьмя материками через семь дней, если только он не пойдет далее и откажется от своего намерения. Слова эти не подействовали на Гаутаму, но искуситель утешился надеждой, что возьмет верх, когда грешная мысль западет в душу Гаутамы. - "И с этой минуты", говорится в Бирманской летописи, "он как тень следовал за Гаутамой, стараясь постоянно ставить ему препятствия к осуществлению его мысли о том, чтобы стать Буддой".
Однако открытие истины пришло после долгих поисков. Сидхартха пробует стать аскетом, но потом отвергает этот путь. Он садится под дерево Бо и погружается в состояние созерцания, решив не вставать с места, пока не постигнет истину, и, несмотря на искушения демона Мары, в первый же день достигает пробуждения – нирваны.
Согласно мифу, пробуждение Гаутамы и становление его Буддой было событием не просто личного или общечеловеческого значения, но и космического масштаба. Некоторые из более мифически обогащенных свидетельств описывают, как обитатели всех шести лок - Боги, Асуры и Апсары, Демоны, бодхисатвы, животные, преты и нараки - все обитатели небес и адов, наблюдавшие это впечатляющее событие, происходящее в центре мировой сцены, взорвались неистовыми рукоплесканиями. Ибо вновь была открыта Дхарма, путь к освобождению, утраченный целые эпохи тому назад. Гигантская темная эпоха пришла к концу. В мир вновь вошли свет и надежда. Будда из клана шакьев открыл дхарму и принял решение возвестить о ней миру.
После пробуждения Будда 49 дней просидел под деревом Бо и сам Брахма являлся к нему для беседы и наставлений.
В мифологических текстах, повествующих о жизни и деяниях Будды, постоянно упоминаются Боги, божества, демоны и духи, которые приходят к нему, сопровождают его и беседуют с ним.
Сам Будда поднимался в мир небожителей и читал там свои проповеди, а Боги, в свою очередь, неоднократно посещали его во время его медитаций на земле.
Мифология награждает Будду множеством паранормальных свойств и способностей. Помимо обычного зрения Будда обладал глазом мудрости, расположенном во лбу, и способностью всевидения. Согласно традиции, всевидение Будды обеспечивалось глазом, видящим прошлое, настоящее и будущее; глазом, видящим восьмеричный (или срединный) путь; глазом, видящим намерения и поступки всех существ Вселенной; глазом, видящим все, что совершается в бесчисленных вселенных.
Как явствует из мифологических текстов, которые делают Будду Богом, он ощущал, чувствовал, видел, слышал все, что делается на земле и в других мирах. Будда обладал другими волшебными качествами: мог спускаться под землю, подниматься на небо, летать по воздуху, вызывать огненные мистерии, принимать любой облик…
В мифологических текстах Будда награждается множеством эпитетов: повелитель Вселенной, Бог Богов, царь царей, вседержитель, исцелитель и т.д. Его называют татхагата (тот, кто приходит и уходит), архат (уничтоживший привязанность к сансарическому бытию), сугата (добро созидающий), будда (просветленное существо), джина (победитель), бхагават (торжествующий), маха шраман (великий отшельник), синханадин (львиноголосый), всего более 30 эпитетов, превозносящих величие Будды.
В ваджраяне существует представление о пяти Буддах (панча-татхагата (санскр.)), в число которых входит белый Вайрочана, красный Амитабха, желтый Ратнасамбхава, синий Акшобхья и зеленый Амогхасиддхи. Эти пять будд, зачастую именовавшиеся в буддийской алмазной колеснице термином «дхьяни-будды», являются верховными в иерархии пантеона.
Каждый из них является владыкой одной из кланов будд и несет определенную важную функцию: Вайрочана - семьи татхагаты, трансформирующей неведение; Амитабха - семьи лотоса, трансформирующей сладострастие; Ратнасамбхава - семьи драгоценности, трансформирующей ревность; Акшобхья - семьи ваджры, трансформирующей гнев; Амогхасиддхи - семьи кармы, трансформирующей зависть.
Тысячи божественных будд ваджраяны могут рассматриваться как эманации «пяти татхагат». Располагаясь в соответствии со сторонами света (Вайрочана — центр, Амитабха — запад, Ратнасамбхава — юг, Акшобхья — восток, Амогхасиддхи — север), пять татхагат составляют центральный символ всех мандал ваджраяны.
На земле всегда жили и живут люди, которые могли и могут молиться только Богам со сверхвозможностями, сверхспособностями и сверхсилой. Они и сделали Будду Богом.
Для нас более важно, что человек во плоти и в сомнениях, измученный поиском истины, сел под дерево бодхи и стал Буддой. Затем он открыл «путь будды» для других, создал монашескую общину, проповедовал свое учение и в возрасте 80 лет умер и погрузился в паранирвану.