Страх говорить перед публикой
У Сью наблюдались проблемы с речью, возникающие в результате сильного страха говорить перед публикой. Сью присутствовала на семинаре Гэри Крэйга и Эдриенн Фоули. Во время обеденного перерыва она обратилась к ним с просьбой помочь ей справиться со своим страхом. Она показала им играм на шее, оставшийся после удаления раковой опухоли. После операции она не могла нормально говорить, и понять её было очень трудно. Неудивительно, что она не любила выступать перед публикой. На самом деле, она жутко боялась этого и страдала целым рядом психологических симптомов фобии, начиная с учащённого сердцебиения и заканчивая тошнотой. Ещё больше осложняло её ситуацию то обстоятельство, что она была сержантом армии и должна была часто выступать с речью перед солдатами.
После проведения трёх циклов процедуры Основного Рецепта она буквально за несколько минут преодолела свой страх. По меньшей мере, в той степени, что она больше не испытывала страха при мысли о том, что ей надо выступать с речью перед группой людей. Когда все снова собрались на семинар, Гэри попросил её подняться на сцену и проверить достигнутые результаты. Проходя на сцену, она сообщила, что у неё снова возник некоторый страх, но он был «на уровне 3», то есть, существенно понизился, по сравнению с прежним показателем «10». Когда она находилась на сцене перед полным залом, был проделан ещё один цикл Основного Рецепта, и оценка её страха упала до «0». Затем она взяла микрофон и удивила всю аудиторию, насчитывающую 100 человек, рассказом о том, что произошло во время обеденного перерыва. Она оставалась спокойной и уравновешенной. Разумеется, проблемы с речью у неё остались, но её страх и сопровождающая его физиологическая реакция исчезли. Конечно, преодоление страха перед публичными выступлениями не обязательно сделает человека великим оратором, но определённо избавит его от учащения сердцебиения, сухости во рту и других симптомов, так, что человек будет чувствовать себя комфортно и сможет совершенствовать необходимые навыки.
Клаустрофобия
Тридцатисемилетняя женщина, перенёсшая в возрасте тридцати лет тяжёлый инсульт, добровольно записалась на лечение в группу, которую вёл Дэвид. Вскоре после перенесения инсульта её поместили в аппарат для проведения магнитно-резонансной томографии, где она испытала острый приступ страха и замешательства. Она запаниковала, когда поняла, что ей оттуда не выбраться, и ею овладел невыносимый страх. С тех пор у неё появилась клаустрофобия, которая мучила её до такой степени, что она не могла спать при выключенном свете и даже под одеялом, не могла проезжать через туннель, а также пользоваться лифтом. Помимо колоссальных неудобств, этот страх подрывал в ней уверенность в себе, когда она работала над восстановлением своей речи.
После двадцатиминутного перепрограммирования её энергетической реакции на закрытые пространства, а также простукивания последовательности точек, её тревога при мысли о том, что она находится в замкнутом пространстве, оцениваемая по шкале от 0 до 10, опустилась с показателя «10+» до «0». Чтобы проверить это, Дэвид предложил, чтобы во время перерыва она вместе со своим ассистентом вернулась в комнату и закрылась в шкафу. Она залезла в шкаф, закрыла дверцу, а ассистент выключил свет. Она оставалась там в течение пяти минут и не испытывала тревоги. Когда она вернулась, чтобы рассказать группе о том, что произошло, она сообщила, что единственной проблемой оказалось то, что там ей было «скучно». Все остальные члены группы, которые менее часа назад слышали, как она ставит своему беспокойству, возникающему при мысли о замкнутом пространстве, оценку «10+» , пришли в изумление. В тот вечер она впервые за семь лет легла спать с выключенным светом и укрылась одеялом. Её ассистент был очень рад.
Через полтора месяца после этого единственного сеанса, по электронной почте пришло письмо следующего содержания:
Вы в это не поверите! Я прошла самый крутой из всех тестов на клаустрофобию! Я почти на час застряла в лифте. Раньше я обломала бы все ногти, пытаясь открыть дверь, но в этот раз я спокойно села на пол и терпеливо ожидала, когда придёт мастер... Это было удивительное подтверждение того, что моя клаустрофобия прошла!!! Спасибо вам! Спасибо.
Всё больше и больше клинических свидетельств подтверждает, что фобия вряд ли вернётся к этой женщине, разумеется, если с ней не произойдёт какой-нибудь случай, где она вновь получит травму от замкнутого пространства.
Природа фобий
Трудно представить себе, сколько лет страдали эти женщины, постоянно обвиняя себя во всём, пока не пришли на лечение. Мы живём в культуре, которая рассматривает иррациональный страх как недостаток характера и побуждает людей действовать жёстче. Справляясь со своими страхами, обе женщины продемонстрировали поистине колоссальное мужество, но в каждой из них работала схема, выражавшаяся в том, что, чем упорнее они пытались преодолеть свой страх, тем сильнее этот страх становился. Благодаря лечению, в большей степени направленному на эту схему, нежели на чувства и поведение, эти страхи исчезали за считанные минуты.
Около 10 процентов населения страдает одной или несколькими фобиями. Фобии оборачиваются для них невообразимыми страданиями и зачастую ставят жёсткие ограничения в жизни таких людей. Существуют сотни всевозможных фобий, и какими бы ни были причины, пробуждающие этот иррациональный страх, Основной Рецепт может дать хороший результат. Поскольку здесь задействован тот же самый неврологический процесс, то, какими бы ни были эти триггеры, вы можете использовать ту же самую стратегию. Среди самых распространённых триггеров страха можно назвать следующие ситуации:
· Выступление с речью перед публикой
· Зубные врачи
· Телефоны
· Пауки и другие насекомые
· Самолёты
· Пчёлы
· Скорость
· Закрытые пространства
· Открытые пространства
· Собаки
· Вождение автомобиля
· Водоёмы
· Змеи
· Отвержение
· Болезнь
· Иголки
· Мужчины
· Высота
· Мосты
· Одиночество
Существует масса различий между обычным страхом и фобией.
Страх – это механизм выживания, эволюционное достижение, которое помогает нам избегать опасности. Он обходит рациональный ум и приводит в действие цепочку автоматических реакций, которые помогали нашим предкам выживать перед лицом смертельной опасности. Если вы ведёте машину, и прямо перед вами выворачивает грузовик, то вы не пускаетесь в рассуждения, но нажимаете на тормоз. Типы поведения, в основе которых лежит страх, нужны нам для того, чтобы обходить более рассудительный, но гораздо более медленный рациональный ум. Автоматическая реакция страха становится «условной», то есть, закрепляется за ситуацией, основывающейся на сочетании унаследованных реакций (например, реакция «беги или борись») и переживаний, которые учат вас видеть опасность.
Фобия, или иррациональный страх – это страх, который закрепился за некими объектами или ситуациями, реально не представляющими опасности или угрозы, либо за ситуацией, в которой достаточно просто соблюдать осторожность, чтобы избежать опасности. Осторожность при виде змеи или паука вполне разумна. Они действительно могут быть опасными и причинить вам вред, если вы не проявите осторожность. Но такие реакции, как учащённый пульс, головная боль, тошнота, рвота, потение, слёзы и многие другие симптомы чрезмерного страха, список которых очень велик, – не только не полезны, но и лишают вас возможности правильно действовать в таких ситуациях. Фобическая реакция, в которой уровень страха превышает нормальную осторожность, никоим образом не обеспечивает вам безопасность.
Люди часто удивляются тому, как фобия, которая мучила человека всю жизнь, может пройти столь быстро. Разумеется, это не заставляет их ступить на опасный путь. Этот процесс не делает их безрассудными: они не начинают прыгать с небоскрёбов и целоваться с медведями гризли. Приведение в равновесие энергий в меридианах с целью нейтрализации фобической реакции не лишает людей нормального чувства осторожности и опасения. Но люди, избавившиеся от фобии при помощи энергетических техник, начинают испытывать меньший страх в ситуациях, которых они изначально боялись больше, чем все остальные. Например, почти каждый из нас носит в себе некоторый страх перед высотой. Если каждого из ста человек попросить подняться на высокое здание и посмотреть оттуда вниз, то, даже находясь в полной безопасности, многие из них почувствуют, как минимум, лёгкое головокружение. Головокружение – это физиологический компонент реакции страха. Но! Те, кто полностью избавились от фобии высоты при помощи простукивания последовательности точек, не почувствуют даже головокружения. Эта схема была в них изменена. У них осталась только здоровая осторожность.