В фильме возникает страх, как катализатор поиска близких отношений с человеком. Страх за свою жизнь, как возможность открыть себя с иной стороны

«Дитя тьмы», жанр – драма

Семейная пара, после смерти своего ребенка, наконец, решается взять девочку из детского дома. Они знакомятся с прекрасной маленькой Эстер, родители которой погибли в страшном пожаре. После того, как девочку привозят домой, начинают происходить странные вещи, которые так или иначе всегда связаны с этим ребенком. Позже выясняется, что Эстер не та, за кого себя выдаёт. Она вовсе не маленькая девочка, а взрослая женщина 33 лет, страдающая странным и очень редким заболеванием, которое остановило рост тела. Эстер сбежала из психиатрической лечебницы, где была одним из самых буйных пациентов. Оказывается, её уже не раз «пытались удочерить» и каждый раз она пыталась соблазнить своего «нового» отца, и после отказа - убивала его, а дом сжигала.

«Дитя тьмы» поначалу воспринимается как вариация на избитую тему про демонических детей. Но создатели фильма сделали все, чтобы уйти от того обилия штампов, что свойственны жанру child-killer. Сценарная задумка заставляет нас испытывать страх без присутствия потусторонних явлений. Интерес картины состоит в том, что ребенок оказывается взрослой женщиной.

Основная линия страха – это боязнь одиночества. Эстер, под влиянием своего заболевания (остановка физического взросления), испытывает страх не познать любовных отношений и, как следствие, остаться одной в жизни. Это показано в фильме посредством ее рисунков, фотографий прошлых мужчин, которых она убила. Страх одиночества и ведет ее к психологическому заболеванию. У Эстер в течение фильма так же появляется навязчивое опасение раскрытия ее тайны, именно это заставляет ее видеть в людях скрытую угрозу, а после движет ею в совершении убийств.

Ее «мать» Кейт боится, что ее остальные дети могут погибнуть, она опасается стать причиной этому. В личности героини присутствует страх быть не принятой и не понятой собственной семьей.

Очень ярко показан в фильме страх перед смертью, он вытягивает из героев скрытые силы, что дает им возможность бороться за свою жизнь. С первой минуты просмотра мы ждет отрицательных поступков от главных героев, что позволяет нам целиком погрузиться в переживания персонажей.

Вся картина основана на человеческих страха и на психологических заболеваниях, развивающихся из них.

«Дориа́н Грей», жанр – художественный фильм, мистика.

«Портрет Дориана Грея», философский роман, написанный в декадентском стиле.

Роман впервые публикуется в июле 1890 года, после чего в обществе разразился скандал. Вся английская критика осудила его как аморальное произведение, а некоторые критики требовали подвергнуть его запрету, а автора романа — судебному наказанию. Оскара Уайльда обвиняли в оскорблении общественной морали. Однако обычными читателями роман был принят восторженно. В настоящее время он имеет 25 экранизаций. Для анализа остановимся подробнее на фильме Оливера Паркера, вышедшем в прокат в 2009 году.

Когда поразительно красивый, но наивный юноша Дориан Грей прибывает в викторианский Лондон, его захватывает в социальный водоворот харизматичный лорд Гарри Уоттон, который знакомит Дориана с гедонистическими удовольствиями города. Друг Гарри, общественный художник Бэзил Хэллуорд пишет портрет Дориана, чтобы запечатлеть всю мощь его юной красоты, и когда его показывают Дориану, тот делает легкомысленное предложение: он отдаст что угодно, чтобы остаться таким, как на картине — даже свою душу. Дориан невольно накладывает на свой портрет чары, теперь портрет стареет вместо него, а также забирает все его раны. Постепенно, благодаря Гарри, Дориан становится всё более распутным и эгоистичным, а на его портрете, скрытом на чердаке, отображаются все его пороки, вся глубина его падения.

Фильм по сюжету во многом отличается от книги, но неизменным остается чувство страха, присущее главному герою. В начале романа это страх перед неизвестностью, страх перед обществом, перед людьми, которые во многом отличаются от главного персонажа. Дориан стремиться быть похожим на окружающих, проникнуться идеями «большого города», научиться жить в современном обществе, научиться получать безграничное удовольствие. Изначально страх быть не признанным перерастает в идею быть лучше всех. У главного героя появляется страх смерти (старения), потому как он уверен, что его популярность кроется в собственной красоте. И это не красота души, это яркость и неповторимость телесной оболочки, на которую обращают внимание люди при встрече. Люди восхищаются им, и Дориан со временем привыкает к всеобщему вниманию и поклонению. Если бы в произведении отсутствовала мистическая идея, то мы наблюдали бы увядание Дориана, его старость и непрочность идей о воем превосходстве. Но главная идея как раз и состоит в том, что без мистики зритель не увидел бы полное падение главного героя, как человека. Страх перед раскрытием своей тайны движет героем, когда он совершает свои преступления. Эта картина лишь подтверждает мнения многих ученых о том, что все наши страхи идут от главного страха неизвестности, страха смерти.

«Красное и чёрное», роман Стендаля, опубликованный в 1830 году.

Молодой человек Жюльен Сорель амбициозен и честолюбив, изучает богословие, великолепно знает латынь и читает наизусть Библию, с детства он всегда мечтал о славе и признание. Но в собственной семье его стремления никому не нужны. Жюльен считает, что путь священника – единственный способ для него сделать карьеру. Но, по воли случая, он оказывается на работе гувернера в доме мера города господина де Реналь. Не имея до этого возможности общения с образованными людьми, Жюльен предстает отчужденным и резким в разговорах. К нему проникается симпатией жена мера господа де Реналь и у них завязываются любовные отношения. Но главный герой не имел до этого связей с женщинами и от этого в его сознании возникает страх сделать что-либо не так, а его поведении иногда становится слишком резким, слишком настойчивым, а чаще всего внутренне он теряется в неуверенности, но все это не лишает определенного романтизма в его поступках.

Попадая к образованным людям, герой боится, что они не примут его, что полученных знаний ему не хватит для успешного развития себя, как полноценного члена общества. Ощущение своей «ущербности» постоянно преследуют Жюльена. И этот страх заставляет персонажа действовать, раскрывать свои лучшие стороны, развивать свое мышление. Страх быть отвергнутым заставляет его ухаживать за женой мера, но постоянно быть с ней грубым из-за боязни быть высмеянным.

Когда среди жителей возникает слух о его любовных отношениях, он покидает город, страшась расплаты за свое поведение. Жульен попадает в духовную семинарию, а оттуда в секретари к маркизу де Ля-Молью. И уже более уверенно заводит отношения с его дочерью. Опять же, страх быть отвергнутым, заставляет героя научиться манипулировать людьми. В его жизни наступает гармония, которая рушится от одного письма, направленного его бывшей возлюбленной к маркизу де Ля-Моль, а котором госпожа де Реналь открывает истинную личность главного персонажа. Жюльен в порыве чувств пытается убить « любовь своей жизни», но она выживает. Главного героя приговаривают к смертной казни. А последние слова, обращенные в его адрес, звучат примерно так: «…он достиг в своей жизни всего, к чему стремился, и смерть только закончит этот путь».

Жюльен, как персонаж, вызывает скорее жалость, чем восхищение. Он жаждет власти, тщеславен, гонится за положением в обществе. Но, в тоже время, ему не хватает знаний о реалиях мира, отсюда и идут все конфликты и страхи, которые возникают, в первую очередь, в его душе. Он идет за своими страхами, попытки их преодолеть имеют только внешнее изменение, внутри Жюльен остается мальчиком, который боится своего отца, боится быть непринятым обществом. Главный его страх – это страх стать никем, не оставить после себя следа в истории или, хотя бы, в душах людей.

«Тыы-ы! Давай сбежим отсюда вместе!..»

Текст Панфила принадлежит к редкому разряду “напоминалок” о нашей человечности, его следует охарактеризовать как уникальный, для русского языка, по крайней мере. Если в мировой словесности параллели с трудом, но отыскиваются (в аннотации книги с подачи самого автора указывается ссылка на опыт битников), то в русской - ничего подобного точно нет. В книге описан опыт осознания собственной человечности или конечности, эти понятия являются равноценными в произведении. Книга затрагивает одну из спорных тем в современной литературе, тему самоубийства. По мнению многих психологов, люди, помышляющие о суициде и считающие, что «умирать не страшно», сильно заблуждаются. Как пишет Елена Орестова, один из ведущих специалистов в России: «Людям, которые идут на самоубийство, может казаться, что они такие смелые, а на самом деле они трусы вдвойне, потому что они бояться не только смерти, они бояться еще и жизни. Им кажется, что они делают самостоятельный шаг, но на самом деле это шаг, к которому их подвигают обстоятельства. Потому что когда человек действует под влиянием эмоций, это несвободный человек. Свободным человек становится только тогда, когда он делает сознательный, не вынужденный выбор». Но в противовес этим словам предстает тексты Олега Панфила. Ни у кого из авторов невозможно встретить столь содержательной хроники суицидального порыва. Нет гарантии, что потенциальные самоубийцы составляют большой процент от общей численности русскоязычного населения, но это не отменяет значимости самой темы. Имеется ввиду, что суицид является одним из методов выхода в это самое Вовне, испытания неизвестного, которому посвящена анализируемая книга. Только этот метод – при отсутствии сбоев – не допускает многократного применения. Именно поэтому Камю говорил о самоубийстве как об основной философской проблеме. Текст Памфила интересен тем, что фиксирует удивительную ситуацию преодоления уникальности суицида: здесь разворачивается серия самоубийств, каждое из которых – по совершенно непостижимой причине – оказывается неудачным. То есть приводит не к смерти, а к пониманию человеческой конечности. Каждый персонаж из этой книги реален настолько, насколько реальны мы с вами. Автор не создает выдуманных персонажей, он просто описывает все, что происходит вокруг. Персонажи этой книги наделены своими страхами, но, в отличие от многих героев других произведений, они ведет борьбу с фобиями на психологическом, фантастическом, зареальном уровне. Вся книга проникнута желание познать это Нечто, проникнуться им, найти выход из «заплесневевшей» жизни. При прочтении книги, не возможно не проникнуться этим стремление «сбежать». Вот только не понятно, куда и отчего бегут главные герои. Книга наполнена своим символизмом, неповторимым языком, нестандартными образами главных героев. Она описывает жизнь такой, какая она есть, но привносит в нее чувству мистики, которое сопровождает все человечество на пути его развития. Книга Олега Панфилова одна из немногих, которая включает в себя все страхи человечества, но при этом отрицает самый главный – страх смерти. Здесь смерть воспринимается, как переход человека в Иное состояние, как встреча с Иным, которое не возможно познать, находясь в реалиях нашего мира. Суть этой книги в том, что осознание своей смертности делает нас более человечными.

Заключение.

Страх - реальная и неотъемлемая часть жизни человека, он сопровождает нас всю сознательную жизнь. Неудивительно, что этот феномен популярен в творчестве современных деятелей культуры. Многие писатели и кинорежиссеры на человеческих фобиях не только «делают деньги», но и пытаются донести свое отношение к этому чувству. Если задуматься, то можно ужаснуться от количества страхов, преследующих нас в обществе. Если проследить цепочки страхов, то мы придем к выводу, что все они стояться на основе боязни неизвестного, боязни за свою жизнь, страха неизвестности о том, что случится после смерти. Психология страха такова, что без него не возможно нормальное построение жизни общества, ведь именно это чувство заставляет людей искать опору и поддержку у окружающих. Страх побуждает нас меняться, находить верные пути решения, приспосабливаться к жизни, регулировать свое поведение. И победить страх, не значит стать бесстрашным, а - научиться с ним жить.

В произведениях, выбранных для анализа, страх возникает как:

· катализатор поиска близких отношений с человеком

· возможность открыть себя с иной стороны, показать свои истинные эмоции

· страх одиночества, как стремление бороться за свою жизнь «до последнего»

· страх перед обществом, перед людьми, заставляющий менять свое мировоззрение

· страх старения, как стимул продлить свою жизнь

· страх «быть никем», быть неприняты в обществе, заставляющий человека развиваться

· страх быть отвергнутым, заставляющий прятать свои истинные переживания

· страх за свою жизнь, как возможность осознания своей человечности.


Список используемой литературы

1. Психология страха. © saxarra http://ctraxi.ru

2. Как избавиться от страха. Психолог Елена Орестова. http://www.pobedish.ru/main/strah?id=217

3. Статьи белорусских авторов по психологии. http://reihorn.narod.ru/statji_1.html#st1

4. Понятие Страха (о работе С.Кьеркегора) www.cyclopedia.ru

5. Д.Н. Баринов - Эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философии. http://www.nbpublish.com/view_post_24.html

6. Психология страха смерти. http://hpsy.ru/public/x1211.htm

7. И.Н Вазовская - Страх человека перед смертью и смысл жизни. http://akme31.narod.ru/22.html

8. Федорова М.М. Образ смерти в западноевропейской культуре // Психология смерти и умирания: Хрестоматия. Минск: Харвест, 1998

9. С. Кузнецова. Образы страхов в проживании экзистенциального вакуума. http://hpsy.ru/public/x2715.htm

10. В. Розин «Психология: теория и практика» М., 1998

11. М.В. Скворцова Самоактуализация и тревожность как факторы межличностных отношений студентов гуманитарных специальностей. www.hotdevil.ru

12. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki

Наши рекомендации