Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Интерпретация полученных данных
Нами было проведено исследование, направленное на выявление школьной тревожности, которая связана с не рациональной нагрузкой учебной деятельности.
Исследование проходило в 2 этапа.
На первом этапе мы диагностировали детей младшего школьного возраста с помощью методики «Кактус» с целью выявить у них тревожность. Интерпретация методики выявила, что у 74 % детей младшего школьного возраста в рисунках наблюдаются темные цвета и штриховка, что свидетельствует о тревожности детей.
Навтором этапе нашего исследования мы выявляли, что именно в школе вызывает у детей повышенный уровень тревожности. Для выявления того, что в школе вызывает у детей тревожность была проведена методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
По методике Филипса был определен уровень школьной тревожности. Результаты тестирования приведены ниже.
86,4 | 36,4 | 46,1 | 62,5 | |||||
68,2 | 45,4 | 61,5 | 66,7 | 66,7 | ||||
40,9 | 54,5 | 46,1 | 66,7 | |||||
40,9 | 36,3 | 53,8 | 66,7 | 83,3 | 62,5 | |||
45,4 | 36,4 | 15,4 | 33,3 | 66,7 | 12,5 | |||
77,2 | 36,4 | 61,5 | 83,3 | 83,3 | 62,5 | |||
72,7 | 45,4 | 46,1 | 83,3 | 83,3 | ||||
18,1 | 36,4 | 31,6 | 16,7 | 33,3 | ||||
72,7 | 45,5 | 38,5 | ||||||
54,5 | 63,7 | 38,5 | 66,7 | 33,4 | 37,5 | |||
22,8 | 27,3 | 53,9 | 33,4 | 33,4 | 62,5 | |||
36,4 | 45,5 | 53,9 | 66,7 | 62,5 | ||||
13,7 | 30,8 | 16,7 | 33,4 | |||||
36,4 | 27,3 | 30,8 | 66,7 | 33,4 | 12,5 | |||
72,7 | 45,5 | 83,4 | ||||||
77,3 | 54,6 | 53,9 | 33,4 | |||||
36,4 | 18,1 | 7,6 | 33,3 | 12,5 | ||||
50,1 | 27,3 | 46,2 | 33,3 | |||||
72,7 | 54,5 | 23,1 | 83,3 | 12,5 | ||||
45,5 | 46,1 | 33,3 | ||||||
36,4 | 36,4 | 15,4 | 16,7 | |||||
68,2 | 54,5 | 46,2 | 83,3 | 66,7 | 62,5 | |||
54,5 | 36,4 | 30,8 | 66,7 | 83,3 | 62,5 | |||
68,2 | 45,5 | 46,2 | 83,3 | 66,7 |
1- общая тревожность в школе
2- переживания социального стресса
3- фрустрация потребности в достижении успеха
4- страх самовыражения
5- страх ситуации проверки знаний
6- страх несоответствовать ожиданиям окружающих
7- низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
8- проблемы и страхи в отношении с учителями
Таблица. Показатели тревожности
№ п/п | Факторы тревожности | Количество испытуемых в процентах |
1. | Общая тревожность в школе | 58,3 |
2. | Переживания социального стресса | 20,8 |
3. | Фрустрация потребности в достижении успеха | |
4. | Страх самовыражения | 66,7 |
5. | Страх ситуации проверки знаний | |
6. | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 41,7 |
7. | Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 33,3 |
8. | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 62,5 |
Используя данную методику, мы смотрели не общий показатель тревожности, а рассматривали каждый параметр в отдельности, поэтому каждый параметр был для нас информативным, и определенным образом наталкивал на выявление причин возникновения тревожности.
Анализируя результат данного исследования, мы заметили, что у наибольшего количества детей младшего школьного возраста факторами высокой тревожности оказались: страх ситуации проверки знаний, страх самовыражения, проблемы и страхи в отношениях с учителями и общая тревожность к школе.
Данные экспериментального исследования позволяют сделать вывод о том, что существует связь между проявлением тревожности и не рациональным распределением учебной нагрузки у детей младшего школьного возраста
Выводы
Нами было проведено исследование среди учащихся 4 классов (12 лет) в МОУ СОШ В данном учебном заведении дети младшего школьного возраста занимаются по программе « Школа 2100». В исследовании участвовали 24 человека, в возрасте 12 лет.
В результате нашего исследования было выявлено:
1. По методике «Кактус» - у 74% детей младшего школьного возраста выявлена тревожность.
3. По методике диагностики уровня школьной тревожности Филипса:
· у 58,3 % детей наблюдается общая тревожность в школе;
· у 20,8 % - переживание социального стресса;
· у 25 % - Фрустрация потребности в достижении успеха;
· у 66,7 % - страх самовыражения;
· у 75 % - страх ситуации проверки знаний;
· у 41,7 % - Страх не соответствовать ожиданиям окружающих;
· у 33,3 % - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;
· у 62,5% - проблемы и страхи в отношениях с учителями.
В предыдущих параграфах нами было выявлено, что учебная нагрузка в школе распределена не рационально (длительность занятий, сильная загруженность учебного года, многочисленные домашние задания и т.д.). И, принимая во внимание полученные нами результаты исследования, можно говорить о том, что гипотеза, предложенная в начале исследования, подтвердилась. Не рациональное распределение учебной нагрузки провоцирует возникновение повышенного уровня тревожности современных детей младшего школьного возраста.
Заключение
В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной. Начальное образование – это фундамент всего дальнейшего общего и любого профессионального образования. Успешность обучения в начальной школе во многом определяет судьбу человека, его будущую жизнь, поскольку именно в том возрасте, в каком обычно проводится начальное образование, формируются базовые основания личности человека.
В контексте темы работы «Влияние учебной деятельности на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста» мы ставили цель: рассмотреть как характер учебной нагрузки влияет на уровень уровня тревожности детей младшего школьного возраста
Нами были проанализированы теоретические подходы к обоснованию данной проблемы, в результате которых было выявлено, что тревожность зависит от учебного процесса. Понятие «школьная тревожность» является широким понятием, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального благополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
Нами была организована экспериментальная работа по изучению влияния учебной нагрузки на уровень тревожности. Для реализации поставленной цели нами были использованы такие методики как: методика «Кактус», методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса.
Использование эмпирических методов исследования позволяет нам констатировать определенную зависимость между уровнем тревожности и не рациональным распределением учебной нагрузки
Таким образом, решение поставленных перед нами задач, подтверждение гипотезы позволяет говорить о достижении цели.
Библиография
1. Бейниш Ланда. Мониторинг физического развития и физической подготовленности школьников/ Народное образование. 2008. №8
2. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М., 2006.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование), М., Просвещение, 2005.
4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. Учеб. Заведений. / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003, - 368 с.
5. Вступительная статья В.Н. Дружинина к хрестоматии «Психические состояния» под ред. Л.В. Куликова СПб, Питер 2001.
6. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.
7. Герасимова А. Школьная тревожность // Мурзилка. – 2001. - №9.
8. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 560 с.
9. Ефимов В.Ф. Использование информационно – коммуникативных технологий в начальном образовании школьников/ Начальная школа. 2009. №2
10. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб., 1995.
11. Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования / Ред. А.С. Прангишвили. – Тб., 2003. С. 49-58.
12. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008, - 442, [1] с.: ил. – (Справочники).
13. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М., 2005.
14. Краткий психологический словарь./Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1985.
15. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с., ил.
16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. – м.: ТЦ Сфера, 2009, - 464 с.
17. Морган У.П., Эликсон К.А, Ситуативная тревога и результативность деятельности // Вопросы психологии. – 2005. - №3. – С. 155-161.
18. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // тревога и тревожность. - СПб., 2001.
19. Немов Р.С. психология. В 3-х кН. Кн. 3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений./ Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 631 с.
20. Немов Р.С. Психология. – М., 1998
21. Никишина И.В. Инновационые педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе:использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007, - 91 с.
22. Новая шкала трудности учебных предметов в современной школе/ Александрова И. Э., Седова А. С., Степанова М.И./ Вестник образования России 2004 №9
23. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы/ Л.М. Новикова, И.В. Самойлова. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с. – (Настольная книга учителя)
24. Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч. – 2000. №5. С. 12-13.
25. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969
26. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие – Самара: Дом «БАХРАХ», 1998, с. 672.
27. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 2000. - №2. –С. 11-18.
28. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М., 2000.
29. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Под ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001. – С. 143-156.
30. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан)/ Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.47-60.
31. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. М., 2004 г.
32. Психологический словарь. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М.,1996.
33. Развивающее образование: теория, опыт, мнения. Межрегиональный сборник научно-практических материалов, посвященный 50-летию системы Д.Б Эльконина-В.В. Давыдова/под ред. Л.Н. лавровой. – Липецк:ЛИРО,2008.-203 с.
34. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии- М.:Воронеж, 1996. – с. 300
35. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — СПб.: Питер, 2001. — 224 с. — (Серия «Учебник нового века»).
36. Терешкина И.Б. Психологические проблемы учащихся частных школ // Практическая психология в школе. Цели и средства. – СПб., 2000. – С. 57-59.
37. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005, - 349 с.
38. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Даниил Борисович Эльконин; Ред.-сост. Д.Б. Эльконин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005, - 384 с.
39. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
40. http://www.materinstvo.ru/art/1639/
41. http://www.razumniki.ru/zankov.html
42. http://www.sch566.edusite.ru/p18aa1.html