Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).

Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Интерпретация полученных данных

Нами было проведено исследование, направленное на выявление школьной тревожности, которая связана с не рациональной нагрузкой учебной деятельности.

Исследование проходило в 2 этапа.

На первом этапе мы диагностировали детей младшего школьного возраста с помощью методики «Кактус» с целью выявить у них тревожность. Интерпретация методики выявила, что у 74 % детей младшего школьного возраста в рисунках наблюдаются темные цвета и штриховка, что свидетельствует о тревожности детей.

Навтором этапе нашего исследования мы выявляли, что именно в школе вызывает у детей повышенный уровень тревожности. Для выявления того, что в школе вызывает у детей тревожность была проведена методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

По методике Филипса был определен уровень школьной тревожности. Результаты тестирования приведены ниже.

 
86,4 36,4 46,1 62,5
68,2 45,4 61,5 66,7 66,7
40,9 54,5 46,1 66,7
40,9 36,3 53,8 66,7 83,3 62,5
45,4 36,4 15,4 33,3 66,7 12,5
77,2 36,4 61,5 83,3 83,3 62,5
72,7 45,4 46,1 83,3 83,3
18,1 36,4 31,6 16,7 33,3
72,7 45,5 38,5
54,5 63,7 38,5 66,7 33,4 37,5
22,8 27,3 53,9 33,4 33,4 62,5
36,4 45,5 53,9 66,7 62,5
13,7 30,8 16,7 33,4
36,4 27,3 30,8 66,7 33,4 12,5
72,7 45,5 83,4
77,3 54,6 53,9 33,4
36,4 18,1 7,6 33,3 12,5
50,1 27,3 46,2 33,3
72,7 54,5 23,1 83,3 12,5
45,5 46,1 33,3
36,4 36,4 15,4 16,7
68,2 54,5 46,2 83,3 66,7 62,5
54,5 36,4 30,8 66,7 83,3 62,5
68,2 45,5 46,2 83,3 66,7

1- общая тревожность в школе

2- переживания социального стресса

3- фрустрация потребности в достижении успеха

4- страх самовыражения

5- страх ситуации проверки знаний

6- страх несоответствовать ожиданиям окружающих

7- низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

8- проблемы и страхи в отношении с учителями

Таблица. Показатели тревожности

№ п/п Факторы тревожности Количество испытуемых в процентах
1. Общая тревожность в школе 58,3
2. Переживания социального стресса 20,8
3. Фрустрация потребности в достижении успеха
4. Страх самовыражения 66,7
5. Страх ситуации проверки знаний
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 41,7
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 33,3
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 62,5

Используя данную методику, мы смотрели не общий показатель тревожности, а рассматривали каждый параметр в отдельности, поэтому каждый параметр был для нас информативным, и определенным образом наталкивал на выявление причин возникновения тревожности.

Анализируя результат данного исследования, мы заметили, что у наибольшего количества детей младшего школьного возраста факторами высокой тревожности оказались: страх ситуации проверки знаний, страх самовыражения, проблемы и страхи в отношениях с учителями и общая тревожность к школе.

Данные экспериментального исследования позволяют сделать вывод о том, что существует связь между проявлением тревожности и не рациональным распределением учебной нагрузки у детей младшего школьного возраста

Выводы

Нами было проведено исследование среди учащихся 4 классов (12 лет) в МОУ СОШ В данном учебном заведении дети младшего школьного возраста занимаются по программе « Школа 2100». В исследовании участвовали 24 человека, в возрасте 12 лет.

В результате нашего исследования было выявлено:

1. По методике «Кактус» - у 74% детей младшего школьного возраста выявлена тревожность.

3. По методике диагностики уровня школьной тревожности Филипса:

· у 58,3 % детей наблюдается общая тревожность в школе;

· у 20,8 % - переживание социального стресса;

· у 25 % - Фрустрация потребности в достижении успеха;

· у 66,7 % - страх самовыражения;

· у 75 % - страх ситуации проверки знаний;

· у 41,7 % - Страх не соответствовать ожиданиям окружающих;

· у 33,3 % - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;

· у 62,5% - проблемы и страхи в отношениях с учителями.

В предыдущих параграфах нами было выявлено, что учебная нагрузка в школе распределена не рационально (длительность занятий, сильная загруженность учебного года, многочисленные домашние задания и т.д.). И, принимая во внимание полученные нами результаты исследования, можно говорить о том, что гипотеза, предложенная в начале исследования, подтвердилась. Не рациональное распределение учебной нагрузки провоцирует возникновение повышенного уровня тревожности современных детей младшего школьного возраста.

Заключение

В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной. Начальное образование – это фундамент всего дальнейшего общего и любого профессионального образования. Успешность обучения в начальной школе во многом определяет судьбу человека, его будущую жизнь, поскольку именно в том возрасте, в каком обычно проводится начальное образование, формируются базовые основания личности человека.

В контексте темы работы «Влияние учебной деятельности на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста» мы ставили цель: рассмотреть как характер учебной нагрузки влияет на уровень уровня тревожности детей младшего школьного возраста

Нами были проанализированы теоретические подходы к обоснованию данной проблемы, в результате которых было выявлено, что тревожность зависит от учебного процесса. Понятие «школьная тревожность» является широким понятием, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального благополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

Нами была организована экспериментальная работа по изучению влияния учебной нагрузки на уровень тревожности. Для реализации поставленной цели нами были использованы такие методики как: методика «Кактус», методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса.

Использование эмпирических методов исследования позволяет нам констатировать определенную зависимость между уровнем тревожности и не рациональным распределением учебной нагрузки

Таким образом, решение поставленных перед нами задач, подтверждение гипотезы позволяет говорить о достижении цели.

Библиография

1. Бейниш Ланда. Мониторинг физического развития и физической подготовленности школьников/ Народное образование. 2008. №8

2. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М., 2006.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование), М., Просвещение, 2005.

4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. Учеб. Заведений. / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003, - 368 с.

5. Вступительная статья В.Н. Дружинина к хрестоматии «Психические состояния» под ред. Л.В. Куликова СПб, Питер 2001.

6. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.

7. Герасимова А. Школьная тревожность // Мурзилка. – 2001. - №9.

8. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 560 с.

9. Ефимов В.Ф. Использование информационно – коммуникативных технологий в начальном образовании школьников/ Начальная школа. 2009. №2

10. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб., 1995.

11. Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования / Ред. А.С. Прангишвили. – Тб., 2003. С. 49-58.

12. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008, - 442, [1] с.: ил. – (Справочники).

13. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М., 2005.

14. Краткий психологический словарь./Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1985.

15. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с., ил.

16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. – м.: ТЦ Сфера, 2009, - 464 с.

17. Морган У.П., Эликсон К.А, Ситуативная тревога и результативность деятельности // Вопросы психологии. – 2005. - №3. – С. 155-161.

18. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // тревога и тревожность. - СПб., 2001.

19. Немов Р.С. психология. В 3-х кН. Кн. 3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений./ Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 631 с.

20. Немов Р.С. Психология. – М., 1998

21. Никишина И.В. Инновационые педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе:использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007, - 91 с.

22. Новая шкала трудности учебных предметов в современной школе/ Александрова И. Э., Седова А. С., Степанова М.И./ Вестник образования России 2004 №9

23. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы/ Л.М. Новикова, И.В. Самойлова. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с. – (Настольная книга учителя)

24. Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч. – 2000. №5. С. 12-13.

25. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969

26. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие – Самара: Дом «БАХРАХ», 1998, с. 672.

27. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 2000. - №2. –С. 11-18.

28. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М., 2000.

29. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Под ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001. – С. 143-156.

30. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан)/ Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.47-60.

31. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. М., 2004 г.

32. Психологический словарь. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М.,1996.

33. Развивающее образование: теория, опыт, мнения. Межрегиональный сборник научно-практических материалов, посвященный 50-летию системы Д.Б Эльконина-В.В. Давыдова/под ред. Л.Н. лавровой. – Липецк:ЛИРО,2008.-203 с.

34. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии- М.:Воронеж, 1996. – с. 300

35. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — СПб.: Питер, 2001. — 224 с. — (Серия «Учебник нового века»).

36. Терешкина И.Б. Психологические проблемы учащихся частных школ // Практическая психология в школе. Цели и средства. – СПб., 2000. – С. 57-59.

37. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005, - 349 с.

38. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Даниил Борисович Эльконин; Ред.-сост. Д.Б. Эльконин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005, - 384 с.

39. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

40. http://www.materinstvo.ru/art/1639/

41. http://www.razumniki.ru/zankov.html

42. http://www.sch566.edusite.ru/p18aa1.html

Наши рекомендации